Лабораторная работа по экологии «Определение солеустойчивости злаков, осок по ростовым процессам» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Засоленные почвы занимают огромные территории на поверхности Земли, они имеют как естественное, так и искусственное происхождение. Все виды растений отличаются по устойчивости к солевому загрязнению. Растения, растущие на засоленных почвах, называют галофитами. Их делят на абсолютные и факультативные галофиты.
В условиях избыточной засоленности почвы часто снижается всхожесть семян и интенсивность роста растений. При определении солеустойчивости растений данным методом показателем устойчивости является количество проросших семян в растворах соли по сравнению с дистиллированной водой.
Цель работы: изучение солеустойчивости разных видов злаков и осок.
Материалы и оборудование: семена растений различной солеустойчивости; раствор формалина; растворы №СЬ различной концентрации; чашки Петри; марлевые мешочки; термостат.
Ход работы. Подберите здоровые семена, желательно одной репродукции. Отобранные семена каждого вида и сорта отдельно поместите в марлевые мешочки с этикеткой внутри и обработайте раствором формалина (1 мл на 300 мл воды) в течение 3—5 минут. Затем слегка просушите и разложите в чашках Петри по 25— 50 шт. Предварительно чашки Петри и фильтровальную бумагу прокалите в термостате при 150 °С в течение 1 ч. Затем на дно чашки уложите слой фильтровальной бумаги, в каждую чашку налейте требуемое количество раствора соли необходимой концентрации, а для контрольного варианта — дистиллированную воду. На каждый вариант возьмите по две чашки. Условия проращивания семян различных культур приведены в таблице.
Условия проращивания семян
Культура |
Число семян на одну чашку |
Кол-во раствора на одну чашку, мл |
Концентрация раствора, % |
Время опыта, дней |
Температура, °С |
Ячмень |
50 |
6—7 |
10 |
5—6 |
22±2 |
Кукуруза |
25—50 |
8—10 |
7 |
6—7 |
22±2 |
Кормовые злаки |
50—100 |
4—5 |
7 |
6—7 |
22±2 |
Затем семена в чашках Петри поместите в термостат для проращивания. На дно термостата поставьте кювету с водой. По окончании проращивания по каждому варианту определите число проросших семян (среднее из двух повторностей). Число проросших семян в дистиллированной воде примите за 100%, а в растворах соли вычислите в процентах от контроля. Результаты опыта запишите по следующей схеме в таблицу, сделайте выводы.
Особенности роста семян разных видов растений
Вариант |
Число проросших семян |
Выводы о солеустойчивости |
Контрольные вопросы
1.Что такое солеустойчивость растений?
2.На какие экологические группы делят растения-галофиты?
3.Есть ли на территории ХМАО-Югры засоленные почвы? С чем связано их появление?
Экологические группы растений
Засоление почвы
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций