Урок литературы в 8 классе «Лампа, озаряющая темноту ночи» (по рассказу А. Грина "Зелёня планета")
Литература 7 класс
Тема урока: Лампа, озаряющая темноту ночи ( по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)
Цель деятельности учителя | Познакомить обучающихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа». Формировать умение анализировать художественное произведение, рассуждать на нравственные темы, развивать устную речь обучающихся. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые результаты | Предметные: проанализировать рассказ, повторить знания по теории литературы,(сюжет, композиции, антитеза). Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные информационные технологии, выполнять различные социальные роли в группах. Личностные: понимание русской литературы как одной из основных национально- культурных ценностей, развитие моральных качеств человека |
Методы и формы обучения | Наблюдения, индивидуальная, групповая, фронтальная работа |
Наглядно- демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Ход урока
Организационный момент Мотивационная вставка | Я закончила школу много лет назад. А совсем недавно наш класс решил провести встречу выпускников. Представляете, сколько было радости, восторгов, изумлений, шуток, веселья, и , конечно же, воспоминаний. Кто-то из моих бывших одноклассников принес альбом со школьными фотографиями, и мы с интересом разглядывали его. На одной из фотографий я увидела мальчишку, имя которого сразу и не вспомнила. Он всегда был довольно замкнутым, сторонился нас и часто становился объектом шуток. У него была удивительная черта: несмотря на частые | 1 мин. 3 мин. Познавательные: понимают учебную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
Актуализация: Знакомство с личностью писателя. (сообщение обучающегося с демонстрацией презентации) | розыгрыши, он верил всем и всегда. Какого же было удивление большей части присутствующих, когда мы узнали, что сейчас он работает в Москве директором преуспевающей строительной фирмы и даже регулярно помогает своей родной школе. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а добиться этого помогло желание избавиться от насмешек, сила воли и усидчивость. Что же может помочь вам, ребята, занять достойное место в жизни? Я хочу сегодня познакомить вас с коротеньким рассказом Александра Грина «Зеленая лампа» Старый Крым. Яркое солнце, рождающее ослепительные блики на воде. Море, такое изменчивое в разное время суток. Чудесный белый корабль с сияющей громадой алых парусов. Сказочные города Зурбаган, Лисс, Гель- Гью, Каперна… Это мир, созданный удивительным человеком. Имя его Александр Грин. Читаешь его произведения и попадаешь в фантастический мир сказки, созданный не только для детей, но и для взрослых. Здесь сказка становится реальностью, а реальность похожа на сказку. Кажется, что так писать может человек абсолютно счастливый, не | 10 мин. Познавательные: слушают, извлекают необходимую информацию. Личностные: желают приобретать новые знания. |
Демонстрация портрета Грина Продолжение просмотра презентации с сообщением обучающегося | испытывающий никаких трудностей. А ведь творил автор: «Алых парусов», «Блистающего мира» в 20-30 годах 20 столетия, когда шла Гражданская война и Россия изнывала от разрухи, голода и тифа. Сам писатель перенес тиф, ослабел от болезни. Заработка не было никакого, помощи ждать было неоткуда. И в то время, когда самоубийство казалось спасением, появилась светлая, добрая, полная любви, надежды, веры книга «Алые паруса» Учитель -Рассмотрите внимательно портрет Грина. Каким вам представляется этот человек? ( Перед нами больной, измученный страданиями, уставший от невзгод человек) -Да, чаще всего именно таким воспринимали его современника Представьте себе невзрачную, узкую и темноватую комнату с единственным окном в «Доме искусств». Слева от входа узкая железная кровать с подстилкой из вытертого коврика, покрытая вместо одеяла сильно изношенной шинелью. У окна обычный кухонный стол, обшарпанное кресло, у стены- самодельная «буржуйка» -вот вся обстановка комнаты. С утра к столу садится нелюдимый человек, | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
4. Беседа по вопросам Включение в систему знаний | работает яростно, ожесточенно, затем вскакивает, нервно ходит по комнате, чтобы согреться, растирает коченеющие пальцы и снова возвращается к рукописи. Грин пишет… В такие минуты он появляется из комнаты особенно угрюмым, погружённым в себя, нехотя отвечает на вопросы и резко обрывает начатую с ним беседу. «Грин»- пренеприятнейший субъект. Заговоришь с ним и ждешь, что вот-вот нарвешься на какую-нибудь дерзость»- заметил один из старых литераторов. Но таким Грин был только для тех, кто плохо его знал. Грубоватость и резкость играли у него роль защитного средства. Поселившись в Старом Крыму в маленьком доме на тихой улице, Грин стал часто бродить один в окрестных горах. Однажды он принес домой раненого грифа, и эта неприрученная птица спокойно сидела у него на плече, когда писатель разговаривал с изредка заглядывавшими к нему посетителями. Учитель -Посмотрите еще раз на портрет Александра Грина. Вы обязательно должны заметить в его больших глазах упрямую надежду и глубокую веру в мечту. Анализ рассказа Учитель | 20 мин. Личностные: способны адекватно рассуждать, желают приобретать новые знания. Познавательные: извлекают |
Концептуальные вопросы | -Мы познакомились с рассказом Грина «Зеленая лампа» . Вспомним его сюжет. -Где и когда происходят действия рассказа -Почему на улице собралась толпа -Какую шутку придумал Стильтон? -Кем считал Стильтон Джона Ива и какое будущее предсказал ему? -Что случилось со стариком, которого привезли в больницу для бедных? -Кто был этот старик? -Кто сделал ему операцию? -Как Ив стал врачом? -Как вы думаете, почему автор дает точную датировку в рассказе? (Точные названия и даты создают установку на достоверность изложения) -Какова композиция рассказа? -На какие части делится рассказ А) «Эксперимент» Стильтона Б) Итог этого эксперимента -Какой основной художественный прием использует автор в рассказе? -Какое изученное вами произведение построено на антитезе? (Л.Толстой «После бала») -Найдите в тексте примеры контрастного изображения. (1)Бродяга Ив-миллионер Стильтон; 2) Классический дурак, купленный надолго- человек | необходимую информацию из текста. Коммукативные: строят монологические высказывания |
Вывод обучающегося Работа в группах | большого воображения и хитрой фантазии ; Мрачный дом, полутьма улицы, темная фигура- мягкий свет зеленой лампы. Горит зеленая лампа- зажигайте…хотя бы спичку) Тема богатого и бедного звучит в рассказе как тема двух характеров, зависящих не только от судьбы, но и от собственного волевого усилия; антитеза проявляется и в композиции, и в сюжете, и в отношении героев к жизни Подберите ключевые слова для характеристики- группа-Стильтона( игрушка, игра и др.) группа-Джона Ива( жизнь, мечта) | Личностные: способны рассуждать, анаизировать 6 мин. Коммуникативные: умение работать в группах |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учитель -В рассказе звучит тема игры: человек, его жизнь становятся для Стильтона забавной игрушкой, но он проиграл, выигрывает Ив. В ряду ключевых слов стоят понятия, с которыми играть нельзя -Чему учит этот рассказ? Какова его идея? (Выразительное чтение финального диалога героев. -Подберите интонацию для последней фразы. Что смягчает прямую назидательность Ива? ( ирония, грусть) | |