Урок литературы в 8 классе «Лампа, озаряющая темноту ночи» (по рассказу А. Грина "Зелёня планета")

1
0
Материал опубликован 30 November 2022

Литература 7 класс

Тема урока: Лампа, озаряющая темноту ночи ( по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)


Цель деятельности учителя

Познакомить обучающихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа». Формировать умение анализировать художественное произведение, рассуждать на нравственные темы, развивать устную речь

обучающихся.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты

Предметные: проанализировать рассказ, повторить знания по теории литературы,(сюжет, композиции, антитеза).

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные информационные технологии, выполнять различные социальные роли в группах.

Личностные: понимание русской литературы как одной из основных национально- культурных ценностей, развитие моральных качеств человека

Методы и формы

обучения

Наблюдения, индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Наглядно-

демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем.


Ход урока


Организационный момент

Мотивационная

вставка

Я закончила школу много лет назад. А совсем недавно наш класс решил провести встречу выпускников. Представляете, сколько было радости, восторгов, изумлений, шуток, веселья, и

, конечно же, воспоминаний. Кто-то из моих бывших одноклассников принес альбом со школьными фотографиями, и мы с интересом разглядывали его. На одной из фотографий я увидела мальчишку, имя которого сразу и не вспомнила. Он всегда был довольно замкнутым, сторонился нас и часто становился объектом шуток. У него была удивительная

черта: несмотря на частые

1 мин.


3 мин.

Познавательные: понимают учебную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия.











Актуализация:


Знакомство с личностью писателя.

(сообщение

обучающегося с демонстрацией

презентации)

розыгрыши, он верил всем и всегда.

Какого же было удивление большей части

присутствующих, когда мы узнали, что сейчас он работает в Москве директором преуспевающей строительной фирмы и даже регулярно помогает своей родной школе. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а добиться этого помогло желание избавиться от насмешек, сила воли и усидчивость.

Что же может помочь вам, ребята, занять достойное место в жизни? Я хочу сегодня познакомить вас с коротеньким рассказом Александра Грина «Зеленая лампа»

Старый Крым. Яркое солнце, рождающее ослепительные блики на воде. Море, такое изменчивое в разное время суток. Чудесный белый корабль с сияющей громадой алых парусов. Сказочные города Зурбаган, Лисс, Гель- Гью, Каперна… Это мир, созданный удивительным человеком. Имя его Александр Грин. Читаешь его произведения и попадаешь в фантастический мир сказки, созданный не только для детей, но и для взрослых. Здесь сказка становится реальностью, а реальность похожа на сказку. Кажется, что так писать

может человек абсолютно счастливый, не















10 мин.

Познавательные:

слушают, извлекают необходимую

информацию.


Личностные:

желают приобретать новые знания.











Демонстрация портрета Грина

















Продолжение просмотра презентации с сообщением обучающегося

испытывающий никаких трудностей. А ведь творил автор: «Алых парусов»,

«Блистающего мира» в 20-30 годах 20 столетия, когда шла Гражданская война и Россия изнывала от разрухи, голода и тифа. Сам писатель перенес тиф, ослабел от болезни. Заработка не было никакого, помощи ждать было неоткуда. И в то время, когда самоубийство казалось спасением, появилась светлая, добрая, полная любви, надежды, веры книга

«Алые паруса» Учитель

-Рассмотрите внимательно портрет Грина. Каким вам представляется этот человек? ( Перед нами больной, измученный страданиями, уставший от невзгод человек)

-Да, чаще всего именно таким воспринимали его современника


Представьте себе невзрачную, узкую и темноватую комнату с единственным окном в

«Доме искусств». Слева от входа узкая железная кровать с подстилкой из вытертого коврика, покрытая вместо одеяла сильно изношенной шинелью. У окна обычный кухонный стол, обшарпанное кресло, у стены- самодельная

«буржуйка» -вот вся обстановка комнаты.

С утра к столу садится нелюдимый человек,










Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.





































4. Беседа по вопросам


Включение в систему знаний

работает яростно, ожесточенно, затем вскакивает, нервно ходит по комнате, чтобы согреться, растирает коченеющие пальцы и снова возвращается к рукописи. Грин пишет…

В такие минуты он появляется из комнаты особенно угрюмым, погружённым в себя, нехотя отвечает на вопросы и резко обрывает начатую с ним беседу.

«Грин»- пренеприятнейший субъект. Заговоришь с ним и ждешь, что вот-вот нарвешься на какую-нибудь дерзость»- заметил один из старых литераторов.

Но таким Грин был только для тех, кто плохо его знал. Грубоватость и резкость играли у него роль защитного средства.

Поселившись в Старом Крыму в маленьком доме на тихой улице, Грин стал часто бродить один в окрестных горах. Однажды он принес домой раненого грифа, и эта неприрученная птица спокойно сидела у него на плече, когда писатель разговаривал с изредка заглядывавшими к нему посетителями.

Учитель

-Посмотрите еще раз на портрет Александра Грина. Вы обязательно должны заметить в его больших глазах упрямую надежду и глубокую веру в мечту.

Анализ рассказа Учитель




































20 мин.

Личностные:

способны адекватно рассуждать, желают приобретать новые знания.

Познавательные:

извлекают












Концептуальные вопросы

-Мы познакомились с рассказом Грина «Зеленая лампа» . Вспомним его сюжет.

-Где и когда происходят действия рассказа

-Почему на улице собралась толпа

-Какую шутку придумал Стильтон?

-Кем считал Стильтон Джона Ива и какое будущее предсказал ему?

-Что случилось со стариком, которого привезли в больницу для бедных?

-Кто был этот старик?

-Кто сделал ему операцию?

-Как Ив стал врачом?


-Как вы думаете, почему автор дает точную датировку в рассказе?

(Точные названия и даты создают установку на достоверность изложения)

-Какова композиция рассказа?

-На какие части делится рассказ

А) «Эксперимент» Стильтона

Б) Итог этого эксперимента

-Какой основной художественный прием использует автор в рассказе?

-Какое изученное вами произведение построено на антитезе?

(Л.Толстой «После бала»)

-Найдите в тексте примеры контрастного изображения. (1)Бродяга Ив-миллионер Стильтон;

2) Классический дурак, купленный надолго- человек

необходимую

информацию из текста.







Коммукативные: строят

монологические высказывания









Вывод обучающегося










Работа в группах

большого воображения и хитрой фантазии ;

Мрачный дом, полутьма улицы, темная фигура- мягкий свет зеленой лампы.

Горит зеленая лампа- зажигайте…хотя бы спичку) Тема богатого и бедного звучит в рассказе как тема двух характеров, зависящих не только от судьбы, но и от собственного волевого

усилия; антитеза проявляется и в композиции, и в сюжете, и в отношении героев к жизни Подберите ключевые слова для характеристики-

группа-Стильтона( игрушка, игра и др.)

группа-Джона Ива( жизнь, мечта)







Личностные:

способны рассуждать,

анаизировать







6 мин. Коммуникативные: умение работать в группах









Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель

рассказе звучит тема игры: человек, его жизнь становятся для Стильтона забавной игрушкой, но он проиграл, выигрывает Ив. В ряду ключевых слов стоят понятия, с которыми играть нельзя

-Чему учит этот рассказ? Какова его идея?

(Выразительное чтение финального диалога героев.

-Подберите интонацию для последней фразы. Что смягчает прямую назидательность Ива?

( ирония, грусть)



t1669840699aa.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.