12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила127
Я занимаюсь ранней диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых расстройств. Предпочитаю использование инновационных технологий в преодолении нарушений всех сторон речи.
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
2

«Лэпбук» как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

«Лэпбук» как инновационный подход в работе учителя-логопеда
с детьми с нарушениями речи

Модернизация дошкольного образования создает необходимость для учителя-логопеда использовать в своей работе инновационные технологии для развития и обучения детей с нарушениями речи. Акцент коррекционно-образовательной деятельности переносится на формирование у будущих школьников коммуникативных умений и навыков, способности самостоятельно мыслить, умение применять знания в практической деятельности, планировать свои действия при решении учебной задачи.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в расстройстве темпа, плавности речи, а также необходимости развития неречевых процессов воспитанников: мышления, внимания, памяти, восприятия.

Отличным помощником в работе учителя-логопеда является «лэпбук» «Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Интерактивная папка, как еще его называют, изготавливается непосредственно педагогом или же на занятии с детьми при их участии. Это их сближает, ведь работу придется делать сообща.

За счет наглядной привлекательности «лэпбука» обучение проходит непроизвольно, потому что у детей вызывает положительные эмоции и постоянный интерес расположение картинок, игрушек, карточек в кармашках, конвертах, на лепестках цветов, в окошках и т.д.

Занятие дошкольников с «лэпбуком» позволяет логопеду комплексно решать сложнейшие задачи коррекционно-образовательной работы по устранению речевых расстройств:

активизировать и пополнять словарь детей, расширять значения слов по определенной лексической теме;

осуществлять в игровой форме процесс автоматизации и дифференциации звуков;

упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий;

развивать коммуникативные умения и навыки;

формировать психологическую базу речи;

совершенствовать мелкую моторику рук и графомоторные навыки.

Создание «лэпбука» является не просто совместной деятельностью логопеда с детьми, а повторением и закреплением изучаемого материала, систематизацией знаний по выбранной лексической теме. Чаще всего выбираются обширные темы, которые несут много информации и требуют многократного закрепления и повторения в работе с детьми, имеющими нарушения речи: «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Транспорт», «Профессии».

Также есть возможность создавать «лэпбуки» на определенный звук, автоматизацию звука: в слогах, словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания, направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания на запоминание и соотнесение графического образа буквы со звуком, пальчиковую гимнастику. «Лэпбук» дает возможность педагогу объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по определенной лексической теме.

Для изготовления интерактивной папки подбираются игры и упражнения, красочный наглядный материал, способствующий развитию и исправлению нарушений всех компонентов речевой системы у детей. Все материалы пособия несут в себе познавательную, обучающую и развивающую функцию.

«Лэпбук», содержащий в себе множество кармашков разных размеров и конфигураций, окошечек, книжек-раскладушек в виде гармошки, завязанных ленточек и подвижных деталей, также способствует развитию мелкой моторики детей. Кроме того, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, объединять и размещать его по всей плоскости папки.

«Лэпбук» информативен, многофункционален, вариативен, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, позволяет активизировать познавательные способности детей и одновременно корректировать нарушения в речевой сфере и соответствует требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость – «лэпбук» позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности. «Лэпбук» можно использовать в работе как со всей группой, так и с подгруппой и индивидуально;

вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих их активность. В «лэпбуке» существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность «лэпбука» обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Содержание и структура «лэпбука» доступны для обучения детей, обеспечивают речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

Итак, в условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в работе технику создания «лэпбука», появляется возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Лэпбук» - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии или в свободное время, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.