Лепбук по автоматизация звука [Ж] на тему «В гости к Жужжалочке»

Информация о лепбуке
Тема: «В гости к Жужжалочке» - автоматизация звука [Ж]
Предмет: Логопедия
Направленность: Лепбук рекомендуется для использования с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих разные виды речевых нарушений: ФНР, ФФНР, ОНР, дислалия, ринолалия, дизартрия.
Автор: Учитель-логопед МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г.Орска» Филипенко Галина Петровна
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Сформировать артикуляционный уклад звука [Ж];
Формировать длительный речевой выдох;
Автоматизировать звук [Ж] в разных позициях: в словах, слоговых рядах, предложениях и связных текстах;
Уточнить и расширить представления детей в рамках различных лексических тем (дикие животные, профессии, насекомые);
Формировать умение грамматически верно оформлять свое речевое высказывание;
Помочь детям в усвоении элементов обучения грамоте: познакомить с буквой Ж, учить делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Способствовать развитию мелкой моторики;
Развивать навыки звуко-слогового анализа, уметь составлять звуковую схему слова и подбирать слово к готовой звуковой схеме;
Развивать логическое мышление;
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Описание лепбука:
Дидактическая разработка лепбука представляет собой картинный и текстовый материал, подобранный с постепенным усложнением в соответствии с этапами логопедической работы по автоматизации звука [Ж]:


Постановка звука [Ж]. На этом этапе логопед использует в работе артикуляционный профиль и уточняет с детьми артикуляционный уклад отрабатываемого звука. После того, как звук поставлен, с детьми уточняется и заучивается характеристика поставленного звука - звук [Ж] согласный, звонкий, твердый.

Отработка изолированного поставленного звука – дидактическая игра «Разноцветные жуки». Игра содержит подвижные элементы. Ребенок передвигает жука на цветок такого-же цвета, что и жук и одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж». В процессе игры отрабатывается также правильное речевое дыхание.

Автоматизация поставленного звука в слогах. Дидактическое упражнение «Повтори чистоговорки». Для отработки звука в слоговых рядах рекомендованы карточки с картинками и чистоговорками:
Жа-жа-жа – под кустом нашли ежа
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Жу-жу-жу – на лужок хожу
Жу-жу-жу – за партой я сижу
Жу-жу-жу – я флажок в руке держу
Жу-жу-жу – я с ребятами дружу
Жу-жу-жу – я на лавочке сижу
Жу-жу-жу – под зонтиком хожу
Жи-жи-жи – в море плавают моржи
Жи-жи-жи – муха, муха, не жужжи
Жи-жи-жи – на полку положи
Же-же-же – машина в гараже
Же-же-же – живу на третьем этаже
Жок-жок-жок – мама жарит пирожок
Жок-жок-жок – Жора рисовал кружок

Автоматизация поставленного звука в словах. Дидактическое упражнение «Улитка». Для отработки звука ребенок называет картинки, расположенные на домике улитки.

Параллельно с этим этапом с детьми проводится работа по звуко-слоговому анализу и элементам обучения грамоте:
Игра «Раздели на слоги». Все названные слова, ребенок делит на слоги и называет количество слогов;
Игра «Подбери слова к схеме». Ребенок составляет графическую звуковую схему каждого слова и подбирает слова к готовым схемам;

Игра «Собери букву Ж». Ребенок знакомится с буквой Ж и составляет ее из различных материалов: шнурка, скрепок, пуговиц, счетных палочек.

Автоматизация звука во фразах и предложениях:
Дидактическая игра-загадка «Кого встретил ёжик в лесу?». Игра представляет собой книжку-гармошку с отверстиями, в которые видны части животных, которых ёжик встретил в лесу. Ребенок по представленному фрагменту отгадывает животного и формулирует грамматически верную фразу:
Ёжик встретил в лесу ужа.
Ёжик встретил в лесу жука.
Ёжик встретил в лесу жабу.
Ёжик встретил в лесу жаворонка.
Ёжик встретил в лесу жирафа.






Игра «Все профессии важны!». Ребенку предлагается прослушать стихотворение, назвать профессии, которые упоминаются в этом стихотворении, и сказать, чем занимаются люди этих профессий:
Пожарный спасает людей на пожаре.
Жокей – это спортсмен, который скачет верхом на лошади в манеже.
Лыжник съезжает с горы.
Монтажник выполняет высотные работы.
Жонглер жонглирует шарами – он выступает в цирке.
Животновод ухаживает за домашними животными.
Инженер проектирует (рисует, чертит) дом.
Сапожник чинит обувь.
После проведения игры данное стихотворение с детьми можно выучить наизусть.

Введение звука в активную речь. Автоматизация звука в связных текстах:
Пересказ связного рассказа «Женя и ежевика». Рассказ заимствован из журнала «Карапуз» и представляет собой рассказ цепной организации. Детям предлагается сюжетная картинка с текстом и ряд предметных картинок, помогающих пересказать данный текст по цепочке. Одновременно с детьми проводится словарная работа – объясняется смысл незнакомого слова «жбан»:
Около леса раскинулась лужайка.
На лужайке гулял Женя.
Женя увидел жука.
Жук сидел на ежевике.
Ежевику Женя положил в жбан.
В жбане у Жени жалобно жужжал жук
Женя пожалел жука.
Женя посадил жука обратно на ежевику.

Для введения звука в активную речь детям рекомендуется заучить стихи, насыщенные словами с отрабатываемым звуком. Для лучшего восприятия данных текстов, они сопровождаются иллюстрациями:
Жук жужжит в железной банке -
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
Виктор Лунин

Жадину
Я ни о чем
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его.
Поэтому -
Честно, ребята, скажу -
С жадными
Я никогда
Не дружу!
Яков Аким

Не знали медвежата,
что колются ежата,
и давай с ежатами
играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слёзы:
— Ежики — занозы!
Испугались ёжики:
несут щипцы и ножики
и давай по штучке
вынимать колючки.
Э. Котляр

— Вот жаба, жаба! Убежим!
Дрожат Наташа с Майей.
А жаба им в ответ:
— Эх, вы! Ведь я вам не мешаю.
Живём мы тихо у воды,
Едим букашек, мошек.
От жаб детишкам нет беды,
Как нет беды от кошек.
Вам жаб не нужно обижать,
И ни к чему от них бежать.
М.Б.Успенский

Тихомирова Екатерина Витальевна
Шабанова Алёна