12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Легоцкая Вера Сергеевна44602 Люблю работать. Россия, Брянская обл., Брянск Материал размещён в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"» |
«Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов). (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Русский лес»)
Родная русская литература. 5 класс
У р о к 5. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов). (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Русский лес»)
Цели: расширить представление пятиклассников о родной природе, развивать умение определять родо- жанровую специфику художественного произведения; определять тему и основную мысль произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, находить основные изобразительно-выразительные средства, определять их художественные функции, выявлять особенности текста –описания, развивать навыки описания произведений живописи.
Планируемые результаты: понимание жанровой специфики рассказа, понимание роли изобразительно-выразительных средств языка; владение элементами анализа прозаического произведения; умение выразительно прозаические произведения; умение анализировать произведения живописи.
Оборудование: презентация к уроку.
Леса учат человека понимать прекрасное
PPTX / 12.29 Мб
Ход урока
Подготовка к восприятию: на перемене перед уроком демонстрируется видео (длительностью 3 мин 45 сек)
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Леса учат человека понимать прекрасное. А.П.Чехов.
Еще раз перечитайте название нашего урока. Как вы его понимаете? О чем пойдет речь на нашем уроке?
Один человек не может изучать лес, это все равно что изучать солнце. (А. и Б. Стругацкие)
Прочитайте высказывания русских писателей-фантастов 20-ого века Стругацких и скажите, как вы их понимаете. Как они связаны с темой нашего урока?
(Слайд 2)
3. Анализ рассказа «Русский лес»: слово учителя с элементами беседы, выборочное чтение, выборочный пересказ, устное рисование.
Ребята, я приглашаю вас в удивительное путешествие в русский лес.
(Просмотр видеоролика)
-Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский лес? Почему?
Уч-ся: деревья, тишина, елки, ягоды, грибы, опушка, листья, шишки, звери, пикник, цветы, птицы, полянка, трава, муравейник, небо и т.д.
А какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ «Русский лес»?
(Слайды 3-7, переключаются автоматически)
Уч-ся: -читая рассказ, я попал будто попадает в другой мир и полностью забыл о повседневных заботах.
-Я понял, что деревья -это живые существа, такие же хозяева на Земле, как и человек.
-Я восхитился лесом и понял, что нужно больше времени проводить наедине с природой.
Свой рассказ писатель начинает с зимнего пейзажа. Как вы думаете, почему? Что может увидеть внимательный человек даже в тихом зимнем лесу? (Слайды 8-11)
(Выборочный пересказ)
Работа в группах: чем интересен лес весной? Летом? Осенью?
-Почему клён и осина выделяются осенью?
Уч-ся: Увядающие листья на этих деревьях не просто желтеют, а рождают фантастический набор красок: яркое золото, пурпур, красная медь… (Слайды 12, 13)
-Почему вода прозрачна в ручьях осенью?
Уч-ся: Солнечные лучи в это время года под иным углом, чем летом, просвечивают воду, достигая дна на мелководьях. Благодаря такой «подсветке» можно разглядеть камешки, водоросли и вечно суетящихся мальков. (Слайды 14, 15)
-Что такое дубрава? Как использовали дуб в прежние времена? Что такое мореный дуб? Почему дуб не гниет в воде? (Слайды 16, 17)
-За что писатель любит и ценит березу? Что такое береста? Что вам известно о берестяных грамотах? (Слайд 18)
-Как люди выражают свою любовь к ели? Какие ягоды и грибы можно встретить в сосновом бору? (Слайд 19)
-Что нового вы узнали о липе? Почему автор считает это дерево самым веселым и нежным? Что такое лыко? (Слайд 20)
-Опишите осину. Какой вы представляете себе осину?
-Почему черника чернеет, а брусника краснеет?
Работа по группам:
Расскажите о том, чем интересен клен (1 группа), ольха (2 группа), ива (3 группа), можжевельник (4 группа).
Уч-ся: выборочный пересказ.
-А какое дерево любите вы? Опишите его.
Уч-ся: устное рисование (5-6 предложений).
(Слайд 21)
5. Подведение итогов урока
Как вы думаете, для чего Соколов-Микитов написал этот рассказ? Что он хотел сказать своим читателям? Сформулируйте главную мысль произведения.
Домашнее задание: прочитать рассказ А.И.Куприна «Бедный принц»
Использованная литература
1. Грехнева Г.М. Урок 6. Тема: «Красив и печален русский лес осенью»
2. Макарова С.Е. Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «И.Соколов-Микитов "Русский лес"»
3. Родная русская литература. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.