12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44602
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
28

«Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов). (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Русский лес»)

Родная русская литература. 5 класс



У р о к 5. «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов). (По рассказу И.С. Соколова-Микитова «Русский лес»)



Цели: расширить представление пятиклассников о родной природе, развивать умение определять родо- жанровую специфику художественного произведения; определять тему и основную мысль произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, находить основные изобразительно-выразительные средства, определять их художественные функции, выявлять особенности текста –описания, развивать навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: понимание жанровой специфики рассказа, понимание роли изобразительно-выразительных средств языка; владение элементами анализа прозаического произведения; умение выразительно прозаические произведения; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация к уроку.


Леса учат человека понимать прекрасное
PPTX / 12.29 Мб

Ход урока

Подготовка к восприятию: на перемене перед уроком демонстрируется видео (длительностью 3 мин 45 сек) https://youtu.be/uJsdBKmpK8o

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Леса учат человека понимать прекрасное. А.П.Чехов.

Еще раз перечитайте название нашего урока. Как вы его понимаете? О чем пойдет речь на нашем уроке?

Один человек не может изучать лес, это все равно что изучать солнце. (А. и Б. Стругацкие)

Прочитайте высказывания русских писателей-фантастов 20-ого века Стругацких и скажите, как вы их понимаете. Как они связаны с темой нашего урока?

(Слайд 2)

3. Анализ рассказа «Русский лес»: слово учителя с элементами беседы, выборочное чтение, выборочный пересказ, устное рисование.

Ребята, я приглашаю вас в удивительное путешествие в русский лес.

(Просмотр видеоролика)

https://yandex.ru/video/preview/?text=красота%20русского%20леса%20видеофильм&path=yandex_search&parent-reqid=1657400951028780-16624689448361088412-vla1-4682-vla-l7-balancer-8080-BAL-6521&from_type=vast&filmId=5064732707649464715

-Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский лес? Почему?

Уч-ся: деревья, тишина, елки, ягоды, грибы, опушка, листья, шишки, звери, пикник, цветы, птицы, полянка, трава, муравейник, небо и т.д.

А какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ «Русский лес»?

(Слайды 3-7, переключаются автоматически)

Уч-ся: -читая рассказ, я попал будто попадает в другой мир и полностью забыл о повседневных заботах.

-Я понял, что деревья -это живые существа, такие же хозяева на Земле, как и человек.

-Я восхитился лесом и понял, что нужно больше времени проводить наедине с природой.

Свой рассказ писатель начинает с зимнего пейзажа. Как вы думаете, почему? Что может увидеть внимательный человек даже в тихом зимнем лесу? (Слайды 8-11)

(Выборочный пересказ)

Работа в группах: чем интересен лес весной? Летом? Осенью?

-Почему клён и осина выделяются осенью?

Уч-ся: Увядающие листья на этих деревьях не просто желтеют, а рождают фантастический набор красок: яркое золото, пурпур, красная медь… (Слайды 12, 13)

-Почему вода прозрачна в ручьях осенью?

Уч-ся: Солнечные лучи в это время года под иным углом, чем летом, просвечивают воду, достигая дна на мелководьях. Благодаря такой «подсветке» можно разглядеть камешки, водоросли и вечно суетящихся мальков. (Слайды 14, 15)

-Что такое дубрава? Как использовали дуб в прежние времена? Что такое мореный дуб? Почему дуб не гниет в воде? (Слайды 16, 17)

-За что писатель любит и ценит березу? Что такое береста? Что вам известно о берестяных грамотах? (Слайд 18)

-Как люди выражают свою любовь к ели? Какие ягоды и грибы можно встретить в сосновом бору? (Слайд 19)

-Что нового вы узнали о липе? Почему автор считает это дерево самым веселым и нежным? Что такое лыко? (Слайд 20)

-Опишите осину. Какой вы представляете себе осину?

-Почему черника чернеет, а брусника краснеет?


Работа по группам:

Расскажите о том, чем интересен клен (1 группа), ольха (2 группа), ива (3 группа), можжевельник (4 группа).

Уч-ся: выборочный пересказ.

-А какое дерево любите вы? Опишите его.

Уч-ся: устное рисование (5-6 предложений).

(Слайд 21)


5. Подведение итогов урока

Как вы думаете, для чего Соколов-Микитов написал этот рассказ? Что он хотел сказать своим читателям? Сформулируйте главную мысль произведения.

Домашнее задание: прочитать рассказ А.И.Куприна «Бедный принц»



Использованная литература



1. Грехнева Г.М. Урок 6. Тема: «Красив и печален русский лес осенью» https://lit.wikireading.ru/50440

2. Макарова С.Е. Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «И.Соколов-Микитов "Русский лес"» https://urok.1sept.ru/articles/577078

3. Родная русская литература. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 14.07.22 в 05:53 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за продолжение серии уроков! Жаль,что у меня нет 5 классов!
Легоцкая Вера Сергеевна, 14.07.22 в 09:14 1Ответить Пожаловаться
Когда-нибудь обязательно будут! Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 14.07.22 в 07:54 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна, за помощь коллегам! Очень интересные и нужные Ваши публикации!
Легоцкая Вера Сергеевна, 14.07.22 в 09:15 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна, за Ваше доброе внимание!
Огаркова Елена Александровна, 16.07.22 в 09:11 2Ответить Пожаловаться
Замечательный урок! Спасибо, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 16.07.22 в 11:45 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Елена Александровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.