Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках ИЗО»

2
0
Материал опубликован 24 January 2019

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках изобразительного искусства.

Быть личностью — это значит быть самостоятельным источником действия.

Эмиль Дюркгейм

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев: 2006).

Поэтому целью личностно-ориентированного подхода в образовании является заложение в ребенка механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытного личностного образа.

В современной концепции образования содержание личностно-ориентированного обучения призвано помочь человеку в определении собственной личностной позиции в жизни: выборе значимых для себя ценностей, овладении определенной системой знаний, выявлении круга интересов, регулировке своих проблем. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Личностный подход один из важнейших принципов педагогической науки, который предусматривает создание активной образовательно-воспитательной среды и ее саморазвитие. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе и означает признание его активным субъектом деятельности, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психилог С.Л.Рубинштейн. Другой известный психолог К.К. Платонов считал, что личностный подход — это индивидуальный подход человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

О большом значении личностного подхода в педагогике рассказывает Б. П. Беспалько. Он отмечает, что такой подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Исследователь проблемы личностного подхода к подростку Н. Г. Савина пришла к выводу, что личностный подход, в отличие от индивидуального, требует знания структуры личности, ее элементов, их взаимосвязь как между собой, так и с целостной личностью. Индивидуальный подход она рассматривает как организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Подобная мысль была высказана на встрече учителей-экспериментаторов еще в 1986 г. Развивая и отстаивая педагогику сотрудничества, они среди многих важных вопросов выделили идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят непросто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу своей работе. Он должен знать и использовать такие методы и приемы (их выработала педагогика сотрудничества), при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, уважение и доброжелательность окружающих. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе.

В последние годы о личностной ориентации обучения сказано и написано немало. Предполагаю, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, в современных условиях реализации ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам.

Важной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. В рамка своей педагогической деятельности, я поняла, что детям не нравится, когда их учат, им нравится, когда с ними делятся знаниями, открыто общаются с ними, внимательно их слушают и занимаются совместным творческим поиском, где учитель ведёт за собой своим примером, а не статусом учителя. Образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель», где для учителя индивидуальность ученика становится на первый план, а личный пример учителя становится мотивацией к самореализации и получению нового опыта для ученика. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека, то есть учитель приспосабливает формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям учащегося, обеспечивая необходимый уровень развития личности.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется особенным восприятием жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Поэтому неважно задает ли педагог ученику определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому, важны качества, которые формируются на уроках искусства.

 Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

Л.С. Выготский писал, что «… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием».

И учитель ИЗО тот из учителей, который может наглядно понаблюдать за психическим уровнем развития ребенка, тогда, когда он рисует. Можно определить настроение, внутренние переживания, тревожность, отношение в семье и в классе. В рамках личностно-ориентированного уроке педагог должен создать учебную ситуацию, когда не только излагаются   знания, но   и будут раскрываться, формироваться и реализовываться личностные особенности учеников. На таком уроке важен эмоционально положительный настрой детей на работу.

Преподаватель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках ИЗО способствует индивидуальному развитию, активизации деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению. Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, развить творческие способности исходя из их интересов и индивидуальных особенностей.

Список литературы:

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2007. – 96с.

Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. - М. : ВЛАДО-ПРЕСС, 2009. - 178 с


 

Аведикова Т.А.

2019

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.