"Личностно-ориентированное обучение как средство развития ученика с интеллектуальными нарушениями, обучающегося по индивидуальному учебному плану. Из опыта работы"

7
4
Материал опубликован 6 December в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
















Статья на тему: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития ученика с интеллектуальными нарушениями, обучающегося по индивидуальному учебному плану.

Из опыта работы»















Подготовила:

Лукьянчикова В.В.










Суходольск, 2024-2025 уч. г.

В этом учебном году моя основная нагрузка – это обучающиеся которые осваивают программу по индивидуальному учебному плану (ИУП). Построить свою работу, порой сложно не только из-за психических  нарушений детей разной этиологии, но и из-за повышенного уровня тревожности, плохой адаптации к социальной среде. Дети не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта проявляются  как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Во время урока детям, обучающимся по индивидуальному учебному плану, трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что в норме является очевидными вещами, умственная работоспособность снижена. В результате учащиеся не имеют систематических знаний. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

Работая с такими детьми, необходимо считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.

Коррекционная работа ведётся мною в направлении предотвращения утомляемости, в процессе обучения стараюсь использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей. Важно подмечать и поощрять успехи детей.

Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в практику с детьми обучающимися по ИУП, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения высказывать свои мысли.

Для осуществления личностно-ориентированного подхода использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Главная задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс,  который растягивается на годы, и  часто виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы.

Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации к учебной деятельности. Обучающиеся по ИУП имеют низкую степень мотивации к обучению.

В своей работе периодически делаю акцент на развитие мотивации на уроках через использование нетрадиционных форм, игр, приемов и методов, к примеру:

Предлагаю ребятам  изобразить животное по заданной инструкции (игра в «Крокодила»).

Применяю на уроках различные дидактические игры. Например, при изучении темы «Одежда»  на уроках речевой практики можно организовать игру «Одень куклу на прогулку по погоде». Ребёнок учится дифференцировать в данной игре летнюю одежду, зимнюю и демисезонную, развивает связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки. На таких уроках утомление минимальное.

На уроках рисования (изобразительного искусства) часто применяю технологию поддержки ребенка. Учащиеся с недоразвитием мелкой моторики часто затрудняются самостоятельно выполнить рисунок. Предлагаю сделать выбор – например, по теме «Рисуем бабочку» можно предложить два варианта выполнения рисунка: самостоятельно или по обводке. Неуверенный в своих силах ребенок,  получает  возможность получить положительную оценку. На первых уроках изобразительного искусства предлагаю ребятам выбрать для себя любой уже готовый рисунок для раскрашивания.

использую «очки отличника» в которых дети знают «всё».



Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности ребёнка, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Эффективность  нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Дети охотно включаются в такие занятия, проявляют творчество. Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры – это мощный стимул в обучении и воспитании детей, обучающихся по ИУП.

Сущность личностно-ориентированного обучения - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности. Поэтому в своей работе я:

- при изучении любого нового материала делаю упор на опыт обучающегося, на его интерес;

- уважительно отношусь к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, продумываю не только какой материал будет сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;

- провожу обсуждение детских «версий» не в жестко-оценочной форме, а в равноправном диалоге (в этом случае ученики стремятся быть услышанными, высказываются не боясь ошибиться);

 - подбираю дидактический материал к уроку исходя не только из объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;

- при подготовке к уроку учитываю познавательные, эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся, возможности их проявления в ходе урока;

- при подготовке к уроку заранее продумаю все возможные типы общения, все формы сотрудничества.

Для осуществления личностно-ориентированного подхода  я стараюсь строить работу таким образом, чтобы более точно выявить индивидуальные особенностей детей, и использовать их при сообщении, закреплении, проверке знаний. При подготовке к уроку учитываю рекомендации специалистов ПМПК, гибко и вариативно предлагаю материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке. Стараюсь разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала, даю позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости.

Учебные занятия, которые я провожу, предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой. Главная цель — создание условий для познавательной активности учеников.



Основной замысел  личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание  субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым  заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться  усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку, имеющему нарушения в интеллектуальном развитии.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Виктория Владимировна, спасибо за то, что поделились с нами опытом своей работы. Ряд приёмов взяла себе на заметку.

6 December

Всегда пожалуйста!

7 December

Спасибо за полезный материал!

7 December

Всегда пожалуйста!

7 December

Похожие публикации