"Личностно-ориентированное обучение как средство развития ученика с интеллектуальными нарушениями, обучающегося по индивидуальному учебному плану. Из опыта работы"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Статья на тему: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития ученика с интеллектуальными нарушениями, обучающегося по индивидуальному учебному плану.
Из опыта работы»
Подготовила:
Лукьянчикова В.В.
Суходольск, 2024-2025 уч. г.
В этом учебном году моя основная нагрузка – это обучающиеся которые осваивают программу по индивидуальному учебному плану (ИУП). Построить свою работу, порой сложно не только из-за психических нарушений детей разной этиологии, но и из-за повышенного уровня тревожности, плохой адаптации к социальной среде. Дети не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Во время урока детям, обучающимся по индивидуальному учебному плану, трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что в норме является очевидными вещами, умственная работоспособность снижена. В результате учащиеся не имеют систематических знаний. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
Работая с такими детьми, необходимо считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Коррекционная работа ведётся мною в направлении предотвращения утомляемости, в процессе обучения стараюсь использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей. Важно подмечать и поощрять успехи детей.
Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в практику с детьми обучающимися по ИУП, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения высказывать свои мысли.
Для осуществления личностно-ориентированного подхода использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Главная задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс, который растягивается на годы, и часто виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы.
Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации к учебной деятельности. Обучающиеся по ИУП имеют низкую степень мотивации к обучению.
В своей работе периодически делаю акцент на развитие мотивации на уроках через использование нетрадиционных форм, игр, приемов и методов, к примеру:
Предлагаю ребятам изобразить животное по заданной инструкции (игра в «Крокодила»).
Применяю на уроках различные дидактические игры. Например, при изучении темы «Одежда» на уроках речевой практики можно организовать игру «Одень куклу на прогулку по погоде». Ребёнок учится дифференцировать в данной игре летнюю одежду, зимнюю и демисезонную, развивает связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки. На таких уроках утомление минимальное.
На уроках рисования (изобразительного искусства) часто применяю технологию поддержки ребенка. Учащиеся с недоразвитием мелкой моторики часто затрудняются самостоятельно выполнить рисунок. Предлагаю сделать выбор – например, по теме «Рисуем бабочку» можно предложить два варианта выполнения рисунка: самостоятельно или по обводке. Неуверенный в своих силах ребенок, получает возможность получить положительную оценку. На первых уроках изобразительного искусства предлагаю ребятам выбрать для себя любой уже готовый рисунок для раскрашивания.
использую «очки отличника» в которых дети знают «всё».
Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности ребёнка, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Дети охотно включаются в такие занятия, проявляют творчество. Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры – это мощный стимул в обучении и воспитании детей, обучающихся по ИУП.
Сущность личностно-ориентированного обучения - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности. Поэтому в своей работе я:
- при изучении любого нового материала делаю упор на опыт обучающегося, на его интерес;
- уважительно отношусь к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, продумываю не только какой материал будет сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;
- провожу обсуждение детских «версий» не в жестко-оценочной форме, а в равноправном диалоге (в этом случае ученики стремятся быть услышанными, высказываются не боясь ошибиться);
- подбираю дидактический материал к уроку исходя не только из объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;
- при подготовке к уроку учитываю познавательные, эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся, возможности их проявления в ходе урока;
- при подготовке к уроку заранее продумаю все возможные типы общения, все формы сотрудничества.
Для осуществления личностно-ориентированного подхода я стараюсь строить работу таким образом, чтобы более точно выявить индивидуальные особенностей детей, и использовать их при сообщении, закреплении, проверке знаний. При подготовке к уроку учитываю рекомендации специалистов ПМПК, гибко и вариативно предлагаю материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке. Стараюсь разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала, даю позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости.
Учебные занятия, которые я провожу, предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой. Главная цель — создание условий для познавательной активности учеников.
Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым заданием, перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться усвоения материала. Сущностью личностно - ориентированного обучения является оказание помощи в определении направления и способов самореализации каждому ребенку, имеющему нарушения в интеллектуальном развитии.
Елена Алексеевна
Виктория Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова
Виктория Владимировна