Тема урока: «Лексика. Словарное богатство русского языка. Слово и его значения» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 12 October 2021

Разработка современного урока ФГОС по русскому языку. 5 класс.

Тема урока: «Лексика. Словарное богатство русского языка. Слово и его значения»

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятиями лексикология, лексика, лексическое и грамматическое значения слова; обучать умениям различать лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря; обогащать словарный запас и развивать творческие способности обучаемых посредством владения поэтическим словом.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями) - знать определение понятий лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность) – овладение приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения источников.

Личностные – понимание роли, значимости слова в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: поисково-исследовательский, творческий методы; индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия и термины: лексика, лексическое и грамматическое значения слова

УМК: Русский язык. 5 класс. Теория. Практика. Под ред. В.В. Бабайцевой и др.

Оборудование: навесной экран, компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари – 1) Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т./В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1990;

2) Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1988;

3) Лапатухин, М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981.

Наглядно-демонстрационный материал: слайды мультимедийного ряда, составленные учителем

Образовательные (цифровые) ресурсы: Интернет-ресурсы http://nsportal.ru



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Этапы

урока

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации совзаимодействия

Формируемые УУД

1.Организационный

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне


Приветствие (слайд 1).

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

(Открывают тетради, записывают дату, Классная работа)





Демонстрируют готовность к уроку, слушают и приветствуют учителя позитивным настроем, готовы участвовать в диалоге

Беседа


Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей

2.Актуализация и проблемное учебное действие

Определение темы урока, целеполагание.























Повторение орфографии, словообразования

- Прочтём замечательные стихи, а вот о чём они скажете вы

(слайд 2):

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят. (Я.Козловский «Слово»)


- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?

Это первая часть нашей темы.

2. (слайд 3)

сИдеть – сЕдеть

стАрожил – стОрожил

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

3. (слайд 4)А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка:

Я пойти завтра на прогулка.

- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.

- Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ) - Запишите тему урока (слайд 5)




Активное слушание, объяснение основной мысли стихотворного текста и предположение, определение темы и постановка цели

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

Обучаемые определили источник информации по данному уроку: выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя, работа со словарями






Беседа, проблемно-поисковая, исследовательская деятельность





Работа с теоретическими сведениями учебника

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: слушают выступающих, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения






3.Открытие новых знаний.




















































Физкультминутка








Конкретизировали понятия «слово», «лексика», «лексикология».










1. Обращение к теоретическому материалу учебника стр. 75-76 , параграф 55.

2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? 3. Еще раз проверяем себя (слайды 6, 7)

- Какие вопросы возникли при прочтении параграфа?

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 8)

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.


- Лексика русского языка очень богата и изменчива.

Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего

Деятельностные формы: извлекают, перерабатывают информацию, анализируют сведения о словах.

Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология).

Выводят тезисы из своих наблюдений по следующим понятиям:

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет

Словесный Частично-поисковый, работа с учебником



Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, научаются самостоятельно извлекать необходимую информацию пособия, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: анализируют, дополняют одноклассников с опорой на изученное, применяют полученные знания в решении учебной задачи.

Коммуникативные: слушают выступающих, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


употребления).


- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

(слайд 9)

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?


лексическое и грамматическое значение.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.



Обучаемые приходят к выводу, что наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.





Словесная баталия - кто больше, грамотнее, быстрее!


Работа с учебником «Практика» Упр.692 Составить словарик на одну из тем (6 групп-6 тем), быстро, сплочённо, в группе. (Время 2-3 мин.)

Выбегают группой импровизируют в движениях образное восприятие составленных слов по избранной теме: «Весна», «Гимназия» и т. д.

Индивидуальная, групповая, выполнение физических упражнений с элементами игровой технологии

Личностные: проявляют интерес и способность работать в команде сплочённо, результативно, проявляют заботу о своём физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации


4.Закрепление новых знаний с выходом на практический творческий уровень.


Расширение словаря учащихся посредством обращения к поэтическому слову;

развитие речи;

опыт работы со словарем;

закрепление грамматических понятий;



Повторение орфографии





Контроль

1.Учитель: Какая словарная диктовка созвучна сегодняшнему дню, нашей погоде за окном? Дыхание весны рождает и поэтическое слово, прочтите текст «Подарки весны» Упр. 93. Почему стихотворение так называется? Чувство выражено словом. А чувствуете ли вы дыхание весны? Пробовали ли вы выразить своё настроение словом? Прочтите выразительно свои пробы пера!


2. Знакомство с планом словарной статьи: заголовок, толкование ЛЗ, ГЗ, пример (слайд 10)


Определить лексическое значение слова и грамматическое значение

БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 11)

Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.

СЛОВО ВЯЗЬ

Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, т, что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 12,13)стр. 269 в учебнике

Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 14, 15)

Дайте толкование слов (на слайде) с использованием толкового словаря

- Чему мы научились при выполнении этого упражнения?

Работают с текстом, выразительное чтение, отклик чувств по прочитанному и созвучные и погоде за окном (время года – Весна), творческие дети (Албычакова К., Медведев М., Чепчигашев Д.) делятся авторскими произведениями на тему «О погоде, о весне и обо мне» - реализация и презентация творческого проекта (сочинение стихотворения, эссе)



Знакомство с авторами толковых словарей,

работа со словарями в группах: изучаем структуру словарной статьи, из каких частей состоит



Выводы обучаемых по практической части урока: научились извлекать информацию, читать словарную статью, обогащать словарный запас


Индивидуальная, творческая; выступление перед классом;

защита творческого проекта;

выразительное чтение поэтического текста

Личностные: понимают значимость знаний для человека.

Познавательные: формируют умения использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою и работу сверстника; способны исправить и объяснить ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения




5. Итог урока. Рефлексияучебной деятельности









6. Информация о домашнем задании, анализ оценок за урок

Совместное обсуждение



Совместное обсуждение



Конкретизация






- Какой раздел русского языка начали изучать?

-Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение?

( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)

Закончи предложение (слайд 16):

Сегодня на уроке я узнал…

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …






Читают, высказывают свое мнение









Рефлексия и самооценка







Запись в дневниках

§55,56 упр. 695, 697 и 703(2 упр. на выбор)

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических и умений как интегрированных, творческих умений ; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умеют строить небольшие монологические высказывания.



СЦЕНАРИЙ УРОКА



Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.


II. Актуализация знаний, Определение темы урока

Прежде чем мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке и определим тему урока, прочтём замечательные стихи, а вот о чём они скажете вы

(слайд 2):

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят. (Я.Козловский «Слово»)


- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?

Это первая часть нашей темы.

2. (слайд 3)

сИдеть – сЕдеть

стАрожил – стОрожил

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка:

Я пойти завтра на прогулка.

- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.

- Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ) - Откройте тетради и запишите число и тему урока (слайд 5)

I I I . Определение целей урока (слайд 6)

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

- Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)

I V. Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу учебника стр. 75-76 .

2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология)

3. Еще раз проверяем себя (слайды 7)

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

- Какие вопросы возникли при прочтении параграфа?

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 8)

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.


- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).


- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

(слайд 9)

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.


V. Физминутка: Словесная баталия - кто больше, грамотнее, быстрее!

Упр.692 Сост-ть словарик на одну из тем(6 групп-6 тем), быстро, сплочённо, в группе. (Время 2-3 мин.)


Какая словарная диктовка созвучна сегодняшнему дню, нашей погоде за окном? Дыхание весны рождает и поэтическое слово, прочтите текст «Подарки весны» Упр.93. Почему стихотворение так называется? Чувство выражено словом. А чувствуете ли вы дыхание весны? Пробовали ли вы выразить своё настроение словом? Прочтите выразительно свои пробы пера!


VI. Знакомство с планом словарной статьи: заголовок, толкование ЛЗ, ГЗ, пример


Определить лексическое значение слова и грамматическое значение

БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 10)

Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.

СЛОВО ВЯЗЬ

Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, то что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 11,12)стр. 269 в учебнике

Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 13, 14)

Дайте толкование слов (на слайде) с использованием толкового словаря

- Чему мы научились при выполнении этого упражнения?(Извлекать инф., читать словар. статью, обогащать словар. запас)

VII. Итог урока

- Какое значение уникально, а какое можно применить к группе слов?

-Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение?

( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)


VIII. Домашнее задание §55,56 упр. 695, 697 и 703(2 упр. на выбор) (слайд 16)

IХ. Рефлексия (слайд17)

Сегодня на уроке я узнал…

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …






САМОАНАЛИЗ УРОКА



Проведённый урок № 149 по теме «Лексика. Словарное богатство русского языка. Слово и его значения» является вводным в разделе «Лексикология и Фразеология». Его цель - ознакомить учащихся с понятиями лексикология, лексика, лексическое и грамматическое значения слова; обучать умениям различать лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря; обогащать словарный запас. Урок также был призван способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей у учащихся данного класса. Методическая цель данного урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности моих учеников.

По своему типу – это был урок изучения нового материала. Он включал в себя основные этапы: 1) организационный (мотивация к учебной деятельности); 2) актуализация и создание проблемной ситуации для самостоятельного определения темы, целей урока; 3) открытие новых знаний – познание нового материала; 4) закрепление и включение новых знаний с выходом на практический и творческий уровень; 5) рефлексия учебной деятельности на уроке. Каждый этап урока имел реализацию микроцелей. Например, на 2 этапе - актуализации и создании проблемной ситуации - подбор дидактического материала осуществлён в виде интерактивного текста о слове, который значим не только по образовательному содержанию в предопределении темы урока, но и актуален эстетическим восприятием. С целью располагающим состояние души ребёнка к пробуждению поэтического слова. Ключевыми явились 3, 4 этапы урока - открытие новых знаний, закрепление и включение новых знаний с выходом на практический и творческий уровни (дети читали свои произведения).

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: доступности, научности содержания материала, приоритетными явились научать учиться - самостоятельно извлекать информацию, а также способствовать коммуникативному развитию обучаемых – умению выстраивать диалог с учителем, со сверстниками в группе, в классе. Мой педагогический стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Для достижения цели урока в содержание урока были включены задания, ориентирующие передачи функции от учителя к

ученику: работа с текстом на 1-м этапе урока, сопоставительное наблюдение, исследование слов с целью выявления понятий «лексическое и грамматическое значения слова» при выборе его правильного правописания, примеры и наглядный материал слайдов, задания в группах были несложны, интересны для учащихся.

Эффективно, на мой взгляд, использованы объяснительно-иллюстративные и проблемно-поисковые методы обучения при изучении нового материала: активно делились дети извлечённой самостоятельно информацией в логике с дополнениями учителя по вопросам истории языка и фактов богатства речи известных писателей как лучших образцов мастеров слова. В ходе урока на этапе применения новых знаний была организована коллективная, групповая, индивидуальная формы работы. Детям привычна деятельность в микро-/макрогруппах - способны гибко и активно переключаться с одного вида деятельности на другую при выполнении микропроектов. Несомненно, учитываются возрастные особенности школьников при выборе приёмов и педагогических технологий. Для пятиклассников применена активная форма работы - «Словесная баталия» - как скоростного составления и театрализации коллективного словарика по выбранной теме (эффективный приём в логике содержания урока как игровая релаксация в физкультминутку).

Спланированные задания урока были ориентированы на развитие учащихся с выходом на творческий уровень в процессе урока. Дети сумели этого достичь в момент «Защиты творческих проектов», выразительно прочитав произведения собственного сочинения. Учащиеся имеют возможность выбора в публичной, либо индивидуальной (только учителем) презентации своего творчества. Но, как правило, детям этого класса престижна оценка и учителя, и одноклассников, поэтому они открыты, искренни и раскрепощены. Обзорной ознакомительной была работа по знакомству с понятием «словарная статья», его структурой, кратка работа с толковым словарём. Расширение знаний и навыков запланировано на последующих уроках.

Мне немного не удалось уложиться по времени, несмотря на высокий темп, на последнем этапе урока. Но это не помешало успешно провести завершающий этап урока - рефлексию УД на уроке. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности осуществлена технологией «Закончи предложение…», дети активно анализировали свои достижения и получили домашние задания с вариантами выбора.

В целом, цели урока были достигнуты, план урока реализован, я полагаю, что обучаемые успешно ознакомились с новым разделом, терминами, пополнили интеллектуальный и словарный багаж. И возможно, «Проба пера» найдёт своё развитие, и дети порадуют очередными произведениями.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации