Тема урока: «Лексика. Словарное богатство русского языка. Слово и его значения» (5 класс)
Разработка современного урока ФГОС по русскому языку. 5 класс.
Тема урока: «Лексика. Словарное богатство русского языка. Слово и его значения»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятиями лексикология, лексика, лексическое и грамматическое значения слова; обучать умениям различать лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря; обогащать словарный запас и развивать творческие способности обучаемых посредством владения поэтическим словом.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями) - знать определение понятий лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность) – овладение приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения источников.
Личностные – понимание роли, значимости слова в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: поисково-исследовательский, творческий методы; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия и термины: лексика, лексическое и грамматическое значения слова
УМК: Русский язык. 5 класс. Теория. Практика. Под ред. В.В. Бабайцевой и др.
Оборудование: навесной экран, компьютер, мультимедийный проектор, толковые словари – 1) Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т./В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1990;
2) Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1988;
3) Лапатухин, М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981.
Наглядно-демонстрационный материал: слайды мультимедийного ряда, составленные учителем
Образовательные (цифровые) ресурсы: Интернет-ресурсы http://nsportal.ru
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Результат взаимодействия (сотрудничества) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации совзаимодействия | Формируемые УУД |
1.Организационный | Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие (слайд 1). - Добрый день, ребята! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начать пора. (Открывают тетради, записывают дату, Классная работа) | Демонстрируют готовность к уроку, слушают и приветствуют учителя позитивным настроем, готовы участвовать в диалоге | Беседа | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей |
2.Актуализация и проблемное учебное действие
| Определение темы урока, целеполагание. Повторение орфографии, словообразования | - Прочтём замечательные стихи, а вот о чём они скажете вы (слайд 2): Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. (Я.Козловский «Слово») - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах). - Все ли в нашем мире названо словами? Это первая часть нашей темы. 2. (слайд 3) сИдеть – сЕдеть стАрожил – стОрожил - Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения). 3. (слайд 4)А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка: Я пойти завтра на прогулка. - Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки. - Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ) - Запишите тему урока (слайд 5) | Активное слушание, объяснение основной мысли стихотворного текста и предположение, определение темы и постановка цели 1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова». 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение. Обучаемые определили источник информации по данному уроку: выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя, работа со словарями
| Беседа, проблемно-поисковая, исследовательская деятельность Работа с теоретическими сведениями учебника | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: слушают выступающих, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3.Открытие новых знаний. Физкультминутка | Конкретизировали понятия «слово», «лексика», «лексикология». | 1. Обращение к теоретическому материалу учебника стр. 75-76 , параграф 55. 2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? 3. Еще раз проверяем себя (слайды 6, 7) - Какие вопросы возникли при прочтении параграфа? 4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 8) В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. - Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего | Деятельностные формы: извлекают, перерабатывают информацию, анализируют сведения о словах. Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология). Выводят тезисы из своих наблюдений по следующим понятиям: Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки. Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл). Слово имеет | Словесный Частично-поисковый, работа с учебником
| Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, научаются самостоятельно извлекать необходимую информацию пособия, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: анализируют, дополняют одноклассников с опорой на изученное, применяют полученные знания в решении учебной задачи. Коммуникативные: слушают выступающих, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
употребления). - Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать? (слайд 9) - Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!) Так какова наша задача? | лексическое и грамматическое значение. Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику. Обучаемые приходят к выводу, что наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться. | | | ||
Словесная баталия - кто больше, грамотнее, быстрее! | Работа с учебником «Практика» Упр.692 Составить словарик на одну из тем (6 групп-6 тем), быстро, сплочённо, в группе. (Время 2-3 мин.) Выбегают группой импровизируют в движениях образное восприятие составленных слов по избранной теме: «Весна», «Гимназия» и т. д. | Индивидуальная, групповая, выполнение физических упражнений с элементами игровой технологии | Личностные: проявляют интерес и способность работать в команде сплочённо, результативно, проявляют заботу о своём физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | ||
4.Закрепление новых знаний с выходом на практический творческий уровень. | Расширение словаря учащихся посредством обращения к поэтическому слову; развитие речи; опыт работы со словарем; закрепление грамматических понятий; Повторение орфографии Контроль | 1.Учитель: Какая словарная диктовка созвучна сегодняшнему дню, нашей погоде за окном? Дыхание весны рождает и поэтическое слово, прочтите текст «Подарки весны» Упр. 93. Почему стихотворение так называется? Чувство выражено словом. А чувствуете ли вы дыхание весны? Пробовали ли вы выразить своё настроение словом? Прочтите выразительно свои пробы пера! 2. Знакомство с планом словарной статьи: заголовок, толкование ЛЗ, ГЗ, пример (слайд 10) Определить лексическое значение слова и грамматическое значение БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 11) Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п. СЛОВО ВЯЗЬ Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, т, что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 12,13)стр. 269 в учебнике Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 14, 15) Дайте толкование слов (на слайде) с использованием толкового словаря - Чему мы научились при выполнении этого упражнения? | Работают с текстом, выразительное чтение, отклик чувств по прочитанному и созвучные и погоде за окном (время года – Весна), творческие дети (Албычакова К., Медведев М., Чепчигашев Д.) делятся авторскими произведениями на тему «О погоде, о весне и обо мне» - реализация и презентация творческого проекта (сочинение стихотворения, эссе) Знакомство с авторами толковых словарей, работа со словарями в группах: изучаем структуру словарной статьи, из каких частей состоит Выводы обучаемых по практической части урока: научились извлекать информацию, читать словарную статью, обогащать словарный запас | Индивидуальная, творческая; выступление перед классом; защита творческого проекта; выразительное чтение поэтического текста | Личностные: понимают значимость знаний для человека. Познавательные: формируют умения использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою и работу сверстника; способны исправить и объяснить ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
5. Итог урока. Рефлексияучебной деятельности 6. Информация о домашнем задании, анализ оценок за урок | Совместное обсуждение Совместное обсуждение Конкретизация | - Какой раздел русского языка начали изучать? -Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение? ( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ) Закончи предложение (слайд 16): Сегодня на уроке я узнал… Урок заставил меня задуматься о … А особенно мне удалось … Мне было интересно, потому что … Для меня стало открытием, что … | Читают, высказывают свое мнение Рефлексия и самооценка
Запись в дневниках §55,56 упр. 695, 697 и 703(2 упр. на выбор) |
| Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических и умений как интегрированных, творческих умений ; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Коммуникативные: умеют строить небольшие монологические высказывания. |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
II. Актуализация знаний, Определение темы урока
Прежде чем мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке и определим тему урока, прочтём замечательные стихи, а вот о чём они скажете вы
(слайд 2):
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят. (Я.Козловский «Слово»)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?
Это первая часть нашей темы.
2. (слайд 3)
сИдеть – сЕдеть
стАрожил – стОрожил
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка:
Я пойти завтра на прогулка.
- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.
- Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ) - Откройте тетради и запишите число и тему урока (слайд 5)
I I I . Определение целей урока (слайд 6)
- А теперь поставим цели нашему уроку:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
- Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)
I V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника стр. 75-76 .
2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология)
3. Еще раз проверяем себя (слайды 7)
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
- Какие вопросы возникли при прочтении параграфа?
4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 8)
В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
(слайд 9)
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
V. Физминутка: Словесная баталия - кто больше, грамотнее, быстрее!
Упр.692 Сост-ть словарик на одну из тем(6 групп-6 тем), быстро, сплочённо, в группе. (Время 2-3 мин.)
Какая словарная диктовка созвучна сегодняшнему дню, нашей погоде за окном? Дыхание весны рождает и поэтическое слово, прочтите текст «Подарки весны» Упр.93. Почему стихотворение так называется? Чувство выражено словом. А чувствуете ли вы дыхание весны? Пробовали ли вы выразить своё настроение словом? Прочтите выразительно свои пробы пера!
VI. Знакомство с планом словарной статьи: заголовок, толкование ЛЗ, ГЗ, пример
Определить лексическое значение слова и грамматическое значение
БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 10)
Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.
СЛОВО ВЯЗЬ
Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, то что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 11,12)стр. 269 в учебнике
Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 13, 14)
Дайте толкование слов (на слайде) с использованием толкового словаря
- Чему мы научились при выполнении этого упражнения?(Извлекать инф., читать словар. статью, обогащать словар. запас)
VII. Итог урока
- Какое значение уникально, а какое можно применить к группе слов?
-Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение?
( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)
VIII. Домашнее задание §55,56 упр. 695, 697 и 703(2 упр. на выбор) (слайд 16)
IХ. Рефлексия (слайд17)
Сегодня на уроке я узнал…
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Проведённый урок № 149 по теме «Лексика. Словарное богатство русского языка. Слово и его значения» является вводным в разделе «Лексикология и Фразеология». Его цель - ознакомить учащихся с понятиями лексикология, лексика, лексическое и грамматическое значения слова; обучать умениям различать лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря; обогащать словарный запас. Урок также был призван способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей у учащихся данного класса. Методическая цель данного урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности моих учеников.
По своему типу – это был урок изучения нового материала. Он включал в себя основные этапы: 1) организационный (мотивация к учебной деятельности); 2) актуализация и создание проблемной ситуации для самостоятельного определения темы, целей урока; 3) открытие новых знаний – познание нового материала; 4) закрепление и включение новых знаний с выходом на практический и творческий уровень; 5) рефлексия учебной деятельности на уроке. Каждый этап урока имел реализацию микроцелей. Например, на 2 этапе - актуализации и создании проблемной ситуации - подбор дидактического материала осуществлён в виде интерактивного текста о слове, который значим не только по образовательному содержанию в предопределении темы урока, но и актуален эстетическим восприятием. С целью располагающим состояние души ребёнка к пробуждению поэтического слова. Ключевыми явились 3, 4 этапы урока - открытие новых знаний, закрепление и включение новых знаний с выходом на практический и творческий уровни (дети читали свои произведения).
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: доступности, научности содержания материала, приоритетными явились научать учиться - самостоятельно извлекать информацию, а также способствовать коммуникативному развитию обучаемых – умению выстраивать диалог с учителем, со сверстниками в группе, в классе. Мой педагогический стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Для достижения цели урока в содержание урока были включены задания, ориентирующие передачи функции от учителя к
ученику: работа с текстом на 1-м этапе урока, сопоставительное наблюдение, исследование слов с целью выявления понятий «лексическое и грамматическое значения слова» при выборе его правильного правописания, примеры и наглядный материал слайдов, задания в группах были несложны, интересны для учащихся.
Эффективно, на мой взгляд, использованы объяснительно-иллюстративные и проблемно-поисковые методы обучения при изучении нового материала: активно делились дети извлечённой самостоятельно информацией в логике с дополнениями учителя по вопросам истории языка и фактов богатства речи известных писателей как лучших образцов мастеров слова. В ходе урока на этапе применения новых знаний была организована коллективная, групповая, индивидуальная формы работы. Детям привычна деятельность в микро-/макрогруппах - способны гибко и активно переключаться с одного вида деятельности на другую при выполнении микропроектов. Несомненно, учитываются возрастные особенности школьников при выборе приёмов и педагогических технологий. Для пятиклассников применена активная форма работы - «Словесная баталия» - как скоростного составления и театрализации коллективного словарика по выбранной теме (эффективный приём в логике содержания урока как игровая релаксация в физкультминутку).
Спланированные задания урока были ориентированы на развитие учащихся с выходом на творческий уровень в процессе урока. Дети сумели этого достичь в момент «Защиты творческих проектов», выразительно прочитав произведения собственного сочинения. Учащиеся имеют возможность выбора в публичной, либо индивидуальной (только учителем) презентации своего творчества. Но, как правило, детям этого класса престижна оценка и учителя, и одноклассников, поэтому они открыты, искренни и раскрепощены. Обзорной ознакомительной была работа по знакомству с понятием «словарная статья», его структурой, кратка работа с толковым словарём. Расширение знаний и навыков запланировано на последующих уроках.
Мне немного не удалось уложиться по времени, несмотря на высокий темп, на последнем этапе урока. Но это не помешало успешно провести завершающий этап урока - рефлексию УД на уроке. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности осуществлена технологией «Закончи предложение…», дети активно анализировали свои достижения и получили домашние задания с вариантами выбора.
В целом, цели урока были достигнуты, план урока реализован, я полагаю, что обучаемые успешно ознакомились с новым разделом, терминами, пополнили интеллектуальный и словарный багаж. И возможно, «Проба пера» найдёт своё развитие, и дети порадуют очередными произведениями.