12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колотушкина Елена Геннадьевна36
Россия, Карелия респ.

Колотушкина Е.Г.

Республики Карелия

Литературный час: "И.А.Федосова - вопленица и поэтесса»

 

Цели: определение жанров фольклора, их особенностей, развитие творческих способностей детей, воспитание любви к устному народному творчеству

Задачи:

1) образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством И.А. Федосовой

- расширить читательский кругозор детей

- расширить словарный запас детей

2) воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе, к чтению, к исследовательской деятельности

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, трудолюбие

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, аудиозаписи, выставка книг.

В одном из интервью профессор, доктор филологических наук Лидия Савельева сказала: «Обращение людей к своим историческим корням только приветствую…»

Этими словами начался литературный час, посвященный 190-летию со дня рождения вопленицы, плакальщицы – Ирины Андреевны Федосовой. В мероприятии приняли учащиеся разновозрастных отрядов Пушнинской средней общеобразовательной школы Беломорского района.

Ребятам предлагалось вначале вспомнить жанры фольклора, их особенности. Какие произведения читали (былина, сказка, песня, пословица, поговорка, загадка).

Учащаяся 11 класса познакомила учащихся с такими понятиями как:

Причитание – поэтическое искусство, порождённое трагическими бытовыми обстоятельствами. Причитывать – это сочинять стихи в процессе их произнесения.

Вопленица – исполнительница причитаний – воссоздавали текст заново, а не повторяли заученный текст. Это была подготовленная импровизация, готовыми были мелодия, ритмическая схема речитатива, запас формул, накопленный веками сотнями и тысячами воплениц.

Были представлены аудиозаписи воплей И.А. Федосовой, книги, в которых собраны обрядовые песни, плачи, баллады, духовные стихи этой великой севернорусской вопленицы: Федосова И.А. «Избранное», Чистов К.В. «Народная поэтесса И.А. Федосова», Степанова А.С. «Карельские плачи. Специфика жанра».

Завороженные ритмом, глухим, неясным смыслом фраз, ребята пока только интуитивно чувствуют, что это поэзия – великая, очень человечная, печальный крик раненого сердца. И только благодаря комментариям учителя, начинают понимать горький смысл услышанного. Просмотр видеозаписи свадебного обряда произвёл яркое впечатление на учащихся.

Неграмотная, но мудрая старуха Федосова глубоко чувствовала несправедливость, безысходность горя сирот, вдов, рекрутов, стариков…1

Учащиеся зачитали отрывок из плача «О старосте» - совсем небольшого и потому удобного для анализа в школьной аудитории. Плач дает полное представление о мировоззрении народной поэтессы

Учащийся 5 класса читает отрывок из плача:

Ой вы, находящиеся у сущих прародителей

Двуродимые милые ангельские милости,

Придите-ка встречать старшего из нашей стаи.

Поглядите-ка, ведь к дорогим прародителям

Старшего из нашей стаи провожаю.

(…)

Ой, горемычные, если его узнаете,

И если будут на том свете

Собаки Туони на него лаять,

Так может, вы, горькие, признаете его тогда2.

 

Учащаяся Маргарита В. выразительно зачитала:

Спаси, господи, спорядныих суседущек!

Благодарствую крестьянам православным…

Вот он, мир православных крестьян, «соседушки спорядовые» - все собрались здесь, у могилы старосты, бывшего им защитником и оборонушкой.

Ведущая познакомила учащихся с тем, как причитания и плачи Федосовой повлияли на творчество таких писателей Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, М.Горького; композитора: Николая Андреевича Римского-Корсакова, исполнителя русских песен Ф.И. Шаляпина.

Ф.М. Достоевский и творчество И. Федосовой

Плачи И.Федосовой стали известны в те же самые годы, когда Ф. Достоевский писал в «Братьях Карамазовых»: «Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно уходит в себя и молчит. Но есть горе и надорванное, оно пробьётся раз слезами и с той минуты уходи в причитывания…». И там же, в «Братьях Карамазовых», писатель воссоздал «великий» материнский плач – причет Настасьюшки, пришедшей к старцу Зосиме, её плач о «последнем сыночке».

Так же Достоевский в романе «Преступление и наказание» пишет, что это плач о «несчастных» России: «это своего рода литературный аналог устному поэтическому творчеству тысяч народных воплениц, безвестных федосовых..»

Н.А. Некрасов и творчество И. Федосовой

Великий поэт русского крестьянства, автор «Орины, матери солдатской», «Мороза, Красного Носа», «Несжатой полосы» и других проникновенных стихотворений о бабьей доле, Н.А. Некрасов горячо воспринял книгу народной поэтессы «Причитания Северного края». Он перечитывал её много раз, делал выписки из неё. В самом начале 70-х годов именно её причитания широко использовал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», главы которой «Дёмушка» и «Трудный год» созданы во многом по мотивам её плачей – о старости, о попе – отце духовном, по мужу.

В 1873 году Н.А. Некрасов опубликовал главу «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава была написана под свежим впечатлением от чтения сборника И.Федосовой и построена во многом на материале её плачей.

Плач Матрёны Тимофеевны (в черновых вариантах она звалась Ориной) по Дёмушке, как сказано в примечании самого поэта к этим строкам, «взят почти буквально из народного причитания». Некрасов имел в виду один из плачей И.Федосовой «Падите мои слёзоньки не на землю, не на воду…» («Плача о старосте»)

Схожесть жизненных судеб крестьянских женщин того времени позволила Некрасову использовать и поэтические строки федосовских причитаний, и рассказ Федосовой о себе и своей жизни.

В записях от Федосовой действительность рисовалась преображённой поэтической традицией причитаний, поэтическим стоном поверженной горем крестьянской женщины. Ни в одном фольклорном жанре мы не встретим столь крайнего напряжения чувств.

Н.А. Римский- Корсаков и творчество Федосовой

8 и 10 января 1895 года на вечера в Соляном городке приходил великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков и, живо заинтересовавшись исполнительницей, сделал запись девяти её мелодий.

Они были использованы в операх «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

Ф.И. Шаляпин о творчестве И.А. Федосовой

Ф.И. Шаляпин высоко оценил исполнительское мастерство Федосовой: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в её изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества… сама Федосова была чудесна, как сказка».

Ф.И. Шаляпин, слушавший Федосову на Нижегородской выставке, оставил восторженное описание ее выступлений: «С эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые грубые башмаки. Лицо - все в морщинах, коричневое... Но глаза - удивительные! Серые, ясные, живые - они так и блещут умом, усмешкой... В зале носится веяние древности... И публика разражается громом аплодисментов в честь полумертвого человека, воскрешающего последней своей энергией нашу умершую старую поэзию».

Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая горе своей жизни в старых русских песнях.

Максим Горький о Федосовой

Впечатления Горького от внешности Федосовой

«Маленькая, хромая, вся в морщинах, с серебряной головой, она как-то выкатилась, а не вышла на эстраду, и выставочная публика, привыкшая видеть перед собой артистов, корректно одетых, с элегантными жестами, импозантных, с эффектами шика во всей фигуре, от причёски до конца ботинок, - публика была изумлена, видя перед собой эту хромую старушку в ситцевом платье и белом ситцевом платке на голове».

И в конце очерка: «Она сидит задумчивая, тусклая; вне своей старины, среди блеска и всякой вычурности костюмов и зданий, так далёких от истинно русского – ей очевидно неловко, не по себе».

Впечатления Горького от пения Федосовой

«Но этот возглас так оригинален, так не похож на всё кафе-кабацкое, что из года в год слушает эта публика, … что её как-то подавляет этот задушевный голос неграмотной старухи».

«В зале раздался задушевный голос, говоривший старинную народную былину о Добрыне… На публику повеяло седой стариной, поэзией русского народа, простой, но могучей, такой тоскливой и удалой… Федосова подчёркивает сильные места диалога жестами, вдохновляется, вся горит, желая внятнее и ярче рассказать ей о старине, полной кипучих сил и богатырской удали, полной любви к свободе, искания подвигов».

Учащийся 9 класса зачитал отрывок из плача «О старосте»:

…В синем море белы рыбы убоялися,

По своим станам рыбы разметалися!...

Мать-сыра земля со грому надрожалася…

Подростки слушали зачарованно.

В занимательной форме была проведена игра «Сундучок Федосовой».

Игра «Сундучок Федосовой». В «сундучке» лежат заранее выбранные отрывки из текстов (плачей, воплей, былин и баллад И.А. Федосовой). Присутствующие делятся на 4 группы. Каждая группа вытягивает из сундучка карточку с текстом и заданием к нему. Сначала надо выразительно прочитать текст, затем определить главную тему плача.

Первая группа – тематика «Свадебные причитания»

Приходила родна сестрынька.

Красна девушка-то слезно плакала

По своей да вольной волюшке,

По своей да русской косыньке!

Уговаривал-то родный батюшка,

Утешала родна матушка:

- «Ты не плачь, не плачь, да наша умница,

Не тужи-тко ты, разумница.

Мы тебя да не в полон даем,

Не в полон даем, не полонить хотим;

Выдаем мы тебя за умного,

Мы за умного, да за разумного,

Да за славного ли, за богатого,

За красивого, за тароватого, мы за белого, кудрявого

И за личушко его, да за румяное!...»

Вторая группа – тематика «Рекрутские песни»

И как по славному по невскому прошпекту,

И туды шли-прошли солдаты молодые,

И вслед за има идут матушки родные,

И побоча да идут жонки молодые;

И во слезах пути-дороженьки не видят,

В возрыданьице словечка не спромолвят.

И спроговорят рекрута молодые:

«И вы не плачьте, наши матушки родные»,

И не тужите, бедны жоны молодые!

И не смочить да вам сырой земли слезами,

Не исполнить синя моря – горючима,

Што ль измочит сыру землю-мать дождями,

И принаполнится синё море реками,

И вы простите, наши маменьки родныя,

И воротитесь, наши жоны молодые».

Третья группа – тематика «Похоронные причитания»

Укатилося красное солнышко

За горы оно да за высокие,

За лесушка оно да за дремучие,

За облачка оно да за ходячие,

За часты звезды да подвосточные!

Покидает меня, победную головушку,

Со стадушком оно да со детиною,

Оставлят меня, горюшу горегорькую,

На веки-то меня да вековечные!

Некак ростить-то сиротных мне-ка детушек!

Будут по миру оны да ведь скитатися,

По подоконью оны да столыпатися,

Будет уличка ходить да не широкая,

Путь-дороженька во им да не торнешенка.

Без своего родителя, без батюшки…

Четвертая группа – тематика «Былины и баллады»

У колодечка было у холодного,

У ключа было у студёного,

Красна девица воду черпала,

Добрый молодец коня поил,

Красну девушку подговаривал:

- «Ты пойди, девица, за меня замуж,

За меня замуж во Казань во город.

Наш Казань-город на горе стоит,

Казань-речка там медом течет,

И по полям, полям хлебородныим

Лежат камешки самоцветные,

И по лугам нашим по зеленыим

Все трава ростет да шелковая».

- «Не обманывай-ко, не заманивай,

Добрый-ко молодец, не подговаривай!

И вот Казань-город не на горе стоит,

Вот Казань-город край реки лежит!

Литературный час, о котором мы рассказали, не только помог школьникам прикоснуться к поэзии И.А. Федосовой, но и способствовал повышению их духовно-нравственной грамотности.

Рефлексия

Сценарий литературного часа был весьма познавателен в поэтическом отношении. Мероприятие способствовало коррекции и развитию мыслительной деятельности путем выявления главной мысли творчества И.А. Федосовой. Слушая причитания Федосовой, мы открываем для себя мощный пласт древней народной культуры, в которой сохранились следы верований разных исторических эпох.

Список использованной литературы

  1. Ершов В.П. Сказка – ложь, да в ней намёк…- Петрозаводск: Карелия, 1988. – С. 121-135.
  2. Карельские причитания. Сост. А.С. Степанова, Т.А. Коски. – Петрозаводск: Карелия, 1976. – 534 с.
  3. Степанова А.С. Карельские плачи. Специфика жанра. – Петрозаводск: периодика, 2003. – 216 с.
  4. Федосова И.А. Избранное. – Петрозаводск: Карелия, 1981. – 303 с.
  5. Чистов К.В. Народная поэтесса И.А. Федосова. Петрозаводск, 1988. – 387 с.
  6. 1 Ершов В.П. Сказка – ложь, да в ней намек…-Петрозаводск: Карелия, 1988. - С.125
  7. 2 Карельские причитания. Петрозаводск, 1976. – С. 116.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.