Логопедическая компьютерная игра «Путешествие в страну Свистелок и Шипелок»

1
0
Материал опубликован 5 February 2017

Пояснительная записка к презентации

Методическая карта на логопедическую компьютерную игру

«Путешествие в страну Шипелок и Свистелок».

Составил: Петрова Е.М.

учитель-логопед

МКДОУ д/с общеразвивающего вида «Солнышко»

пгт. Кильмезь Кильмезского района Кировской области.

Цель: автоматизировать дифференциацию звуков [С] и [Ш] в изолированном произношении, в слогах, словах, предложениях, фразах, чистоговорках, скороговорках, текстах у детей 5-7 лет, имеющих фонетическое и (или) фонетико-фонематическое нарушения речи.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

упражнять в изолированном произношении звуков [С] и [Ш] посредством игры «Змейка и водичка»;

активизировать словарный запас детей с помощью игр со словом «В гостях у Мудрой совы»;

закреплять у детей умение образовывать слова-антонимы с помощью игры «Скажи наоборот»;

упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами посредством игры «Назови ласково»;

упражнять в согласовании существительных с количественными числительными посредством игры «Посчитай»;

упражнять в образовании словосочетаний с притяжательными прилагательными с помощью игры «Скажи чей?»;

учить составлять предложения со словами посредством игры «Подари картинки Соне и Мише», «Шесть мышек», «Кто, что делает»;

научить разыгрывать стишки-сценки по ролям;

закреплять умение правильно рассказывать стихи и тексты с дифференцируемыми звуками;

совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционную моторику с помощью артикуляционной гимнастики;

развивать фонематическое восприятие посредством игр «Наведи порядок», «Доскажи словечко», «Закончи слово», «Прочитай слог, назови слово»,

развивать слухо-речевую память посредством игр «Повтори слово», «Скажи правильно, открой картинку», «Чистоговорка»,

развивать звуковой анализ и синтез посредством игр «Зашифрованное слово», «Подбери слово к схеме», «Веселый паровозик»;

развивать умения дифференцировать предметы по наличию звуков [С] и [Ш] в игре «Подари картинки»;

развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать с помощью игры «Найди лишнее»;

развивать общую моторику с помощью игр «Лягушата», «Шарики»;

развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики с суджок-шарами.

развивать умение произносить скороговорку с разными интонациями;

3. Коррекционно - воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: компьютер, клавиатура, мышка, презентация.

Предварительная работа: постановка звуков [С] и [Ш].

Инструкция по работе с презентацией.

Презентация содержит 8 этапов по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, фразе, предложениях, тексте, также 2 динамические паузы и пальчиковую гимнастику.

1 – Артикуляционная гимнастика (домик язычка) – слайды 6-11

2 - Дифференциация изолированных звуков [С] и [Ш] (артикуляция звуков, сходство, различие, произношение звуков изолированно)- слайды 12-15

3 – Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах (проговаривание прямых и обратных слогов и 14 серий игр со словом вместе с Мудрой Совой) – слайды 16- 54;

4 - Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словосочетаниях вместе с дедушкой Саней и бабушкой Дашей – слайды 55-57;

5 – Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях с Мишей и Соней – слайды 58-61;

6- Дифференциация звуков [С] и [Ш] в скороговорках и чистоговорках с мишкой и мышкой – слайды 62-67;

7 – Дифференциация звуков [С] и [Ш] в забавных стихах и сценках (картинка пылесоса) – слайды 71-79;

8 – Дифференциация звуков [С] и [Ш] в текстах вместе с кошкой Машей и собакой Пушком – слайды 81-85

Динамическая пауза (слайды 68, 69) и пальчиковая гимнастика – слайд 70

Серии игр расположены поэтапно в порядке усложнения заданий. Каждая серия речевых игр может быть использована:

1. как часть индивидуального логопедического занятия;

2. как один из приемов работы в парах.

3. как часть подгруппового логопедического занятия.

Продолжительность работы за компьютером не более 10 минут и не чаще двух раз в неделю:

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ:

Начало работы с главного слайда – меню (слайд № 5) - нужно кликнуть левой кнопкой мыши по картинке.

Чтобы узнать задание, необходимо щелкнуть на кнопку (в правом верхнем углу).

Чтобы убрать текст задания, нужно кликнуть по нему.

Чтобы листать слайды вперед, нужно щелкнуть по кнопке ( в правом нижнем углу).

Чтобы вернуться в начало (слайд-меню № 5), нужно кликнуть по кнопке (в левом нижнем углу).


 

 

и название серии речевых игр.

слайда

Методические рекомендации

Описание

тригерров

Речевой материал

Главный слайд-меню - Путешествие в страну Свистелок и Шипелок

5

Содержит номера, картинки, названия этапов («станций») - серий речевых игр.

Кликать по картинке с номером и выполнять задание

-

Артикуляционная гимнастика

6

Упражнение «Улыбка-трубочка»

Цель: вырабатывать движение губ для более точной артикуляции звуков.

Ребёнок широко улыбается, показывая зубки. Далее вытягиваем губы в трубочку. Упражнение выполняется под счёт.

-

1.Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.

2. Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

7

Упражнение «Блинчик»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ребенок немного приоткрывает рот, спокойно кладет язык на нижнюю губу. Упражнение выполняется под счёт.

-

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.

8

Упражнение «Качели»

Цель: вырабатывать движение языка вверх и вниз, его подвижность.

Ребёнок улыбается, высовывает широкий язык, тянет язык попеременно то к подбородку, то к носу. Упражнение выполняется под счёт

-

Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.

9

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».

Ребенок слегка приоткрывает рот, и широким передним краем языка облизывает верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Упражнение выполняется под счёт.

-

Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

10

Упражнение «Чашечка»

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Ребенок широко открывает рот, высовывает широкий язык. Кончик и боковые края языка приподнимает, но не касается зубов. Упражнение выполняется под счёт.

-

Вкусных мы блинов поели.
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.

11

Упражнение «Горка».

Цель: выработать умение удерживать язык за нижними зубами

Ребенок открывает рот, прячет кончик языка за нижние зубы, а при этом спинку языка поднимает вверх. Упражнение выполняется под счёт.

-возврат

на слайд 5

Горка. Санки.Ну, пора!

Мчаться вниз. Ура! Ура!

С горки вниз, в ушах свистит,

Только снег в лицо летит.

Дифференциация изолированных звуков [С] и [Ш]

(артикуляция звуков,

произношение звуков изолированно)

12

Цель: закреплять артикуляцию звука [С].

Инструкция: «Назови какой звук [С]?»

-

Губы в улыбке, зубы видны, воздушная струя тонкая, кончик языка внизу, горлышко не гудит.

13

Цель: закреплять артикуляцию звука [Ш].

Инструкция: «Назови какой звук [Ш]?»

-

Губы в широкой трубочке, между зубами маленькая дорожка, воздушная струя широкая, язык в форме «чашечки» за верхними зубами, горлышко не гудит.

14

Цель: установить сходства и различия между звуками [С] и [Ш].

Инструкция: «Назови чем похожи звуки [С] и [Ш]? Чем отличаются?»

После ответа ребенок щелкает по картинке водички, далее по картинке – змейки, появится ответ.

Общее:

согласные, глухие,

парные;

Различие: звук С

бывает твёрдый и

мягкий, а звук Ш

всегда твёрдый).

15

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в изолированном произношении.

Инструкция: «Щелкни по картинке змейки произноси [Ш] . Насос – звук [С] . Шарик – [Ш]. Ручеек – [С]».

При нажатии левой клавиши мыши на картинки начинается их движение.

-возврат

на слайд 5

ССССССС

ШШШШШ

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах и словах. Игры со словом с Мудрой Совой.

16

Содержит названия поэтапных

14 серий игр с Мудрой Совой.

Кликать по названию игры и выполнять задание.

- возврат

на слайд 5

 

17

Упражнение «Помоги лягушке»

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в прямых и обратных слогах.

Инструкция: « Помоги лягушке перебраться через болото. На каждый прыжок произноси пару слогов.

При щелкании по лягушке, начинается ее перемещение.

-возврат

на слайд 16

Са-ша,со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ.

Ас-асш , .ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.

18-21

Упражнение «Наведи порядок»

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в словах, близких по звучанию.

Инструкция: « Внимательно послушай предложения, из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение».

При кликании по правильной картинке, начинается ее перемещение и смена выделенного слова.

На 21 слайде возврат на слайд 16

1.Положили в миску кашку. Надевал пожарный кашку.

2.Сладко спит в берлоге мишка. На столе с салатом миска.

3.Сочинял писатель басню. Рисовал художник башню.

4.На лицо надета маска.

Имя нашей кошки Машка.

22,23

Упражнение «Отгадай загадку».

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Инструкция: «Послушай загадку, дай верный ответ. Проверь себя. Определи наличие звука [С] или [Ш] в слове».

После ответа ребенок щелкает по фигуре с текстом загадки – фигура исчезает, появляются картинки- «отгадки».

На 25 слайдевозврат на слайд 16

8 загадок (в презентации)

24,25

Упражнение «Доскажи словечко».

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Инструкция: « Закончи фразу подходя-щим по смыслу и звучанию словом. Проверь себя. Определи наличие звука [С] или [Ш] в слове».

8 загадок (в презентации)

26-33

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: закреплять у детей умение образовывать слова-антонимы.

Инструкция: « Закончи предложение подходящим по смыслу словом,

противоположным по значению.

Проверь себя, щелкни по тексту внизу.

Определи наличие звука в слове»

После ответа ребенок щелкает по тексту предложения – текст исчезает, появляется окончание предложе-ния - слово- антоним.

На 33 слайде -возврат на слайд 16

1. Двойки получать плохо, а 5- хорошо.

2.Трава низкая, а дерево –высокое.

3.Ручей узкий, а река-широкая.

4.Горчица горькая, а сахар сладкий.

5.Ночью темно, а днем светло.

6.Гном маленький, великан большой.

7.После дождя земля сырая, а в жару- сухая.

8.Черепаха ползет медленно, заяц - быстро.

34-42

Игра «Найди лишнее».

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Инструкция: «Назови картинки в заданной последовательности, определи, какая картинка лишняя, щелкни по ней, объясни почему.

Назови картинки одним словом».

После ответа ребенок щелкает по выбранной картинке. Если картинка выбрана верно, то начинается ее движение.

На 42 слайде -возврат на слайд 16

ОТВЕТЫ:

1. ГРУША (звук Ш, в остальных- С).

2.СВЁКЛА (овощ, остальные фрукты)

3.ШУБА (звук Ш, в остальных - С).

4.ЛИСА (дикое животное, остальные –домашние).

5.САРАФАН (звук С, в остальных - Ш).

6. САПОГИ (звук С, в остальных - Ш).

7.ШКАФ (мебель)

8.РОМАШКА (цветок, звук Ш).

9.ГРУША (фрукт)

43,44

Упражнение «Скажи ласково»

Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: «Назови картинки ласково. Проверь себя, щелкни по слову. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]».

После ответа ребенок щелкает по слову в рамке – слово исчезает, появляется правильный ответ.

На 44 слайде -возврат на слайд 16

Трус- трусишка,

старуха-старушка,

Саша-Сашенька,

стекло- стеклышко,

пастух-пастушок,

солнце-солнышко.

45

Упражнение «Посчитай».

Цель: упражнять в согласовании существительных с количественными числительными.

Инструкция: «Посчитай. Представь, что всех картинок по 6. Например, шесть слив, 6 ананасов и т.д. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]»

На 48 слайде -возврат на слайд 16

Шесть слив,

шесть ананасов,

шесть апельсинов,

шесть персиков

шесть груш,

шесть абрикосов

46-48

Упражнение «Посчитай».

Цель: упражнять в согласовании существительных с количественными числительными.

Инструкция: «Посчитай от 1 до 6.

Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]»

1. Одна веснушка, две веснушки, три веснушки, четыре веснушки, пять веснушек, шесть веснушек.

2.1 шестерка, 2 шестерки, 3 шестерки, 4 шестерки, 5 шестерок, 6 шестерок.

3.1 стеклышко, 2 стеклышка, 3 стеклышка, 4 стеклышка, 5 стеклышек, 6 стеклышек.

49

Упражнение «Повтори правильно»

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в одном слове.

Инструкция: «Помоги Винни-Пуху и Пяточку придти к Сове. Четко прого-вори каждое слово.Значение незна-комых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 вместе. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]».

После ответа ребенок щелкает по картинке Винни Пуха и начинается ее перемещение.

-возврат

на слайд 16

Шерстяной.Штепсель.

Шелест.Шустрый.

Душистый. Пушистый.

Путешествие. Происшес-твие. Машинист.Шоссе. Страшный.Кассирша.

Соловушка.Поспешно.

Насмешка.Путешественник. Слишком. Сушу. Слушаю. Скушаю.

Спешка.Слышу.Смешу.

Спешу. Услышу. Сыниш-ка. Шестой. Смешок.

Стишок. Сушки. Шесть.

Шерсть.

50

Игра «Закончи слово».

Цель: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового синтеза.

Инструкция: «Прочитай (послушай) слово (начиная со слова АНАНАС), щелкай по нужной картинке».

После ответа ребенок щелкает по выбранной картинке, происходит её мигание.

-возврат

на слайд 16

Ананас, карандаш, малыш, кактус, автобус, камыш, глобус, душ, пес.

51

Упражнение «Прочитай слог,

назови слово»

Цель: развивать фонематическое восприятия, навыки звуко-слогового синтеза.

Инструкция: «Прочитай (послушай) слог, назови слово. Проверь себя, щелкни по данному слогу».

После ответа ребенок щелкает по слогу, с которым он произносит слова, появляется линия, соединяющая слог и слово.

-возврат

на слайд 16

СА – самолет, сапоги,

СО - сок,

СУ- сумка,

ШО –шорты,

ШУ –шуба

ША – шапка, шахматы.

52

Игра «Зашифрованное слово»

Цель: развивать навыки звукового анализа.

Инструкция: «Здесь зашифровано слово. Прочитать его можно по первым звукам каждой картинки. Назови их, проверь свой ответ».

После ответа ребенок щелкает по знаку вопроса, появляются первые буквы к каждой картинке и рисунок.

-возврат

на слайд 16

Ш – шишки.

К – корона,

О – ослик,

Л – лошадь,

А – арбуз.

53

Игра «Подбери слово к схеме».

Цель: развивать навыки звукового анализ и синтеза.

Инструкция № 1: «Назови картинку, найди ее звуковую схему, проверь себя, щелкни по ней».

Инструкция № 2: «Выполни задание к каждой картинке:

1.Сушки – сколько слогов в слове?

2.Санки- назови все звуки по порядку.

3. Мышь – назови согласные звуки.

4. Груша – назови ударный гласный звук.

Проверь себя, щелкни по схеме».

1. После ответа ребенок щелкает по выбранной картинке, начинается ее движение. Картинка перемещается к правильной звуковой схеме.

2.После ответа на вопрос ребенок щелкает по схеме, появляется правильный ответ.

-возврат

на слайд 16

1. сушки, санки, мышь, груша.

2. Сушки – 2 слога.

Санки – с,а,н,к,и

Мышь – М,Ш

Груша - У

54

Игра «Веселый паровозик».

Цель: развивать навыки звукового анализа.

Инструкция: «Нам пора прощаться с мудрой совой. Рассадим картиночки со звуками [С-Ш] в нужные вагончики.

Для этого определим позицию звуков [С-Ш] в словах: в начале, середине или конце».

После ответа ребенок щелкает по картинке, начинается её перемещение в нужный вагончик и ее дальнейшее исчезновение.

-возврат

на слайд 16

Санки, груша, камыш, ананас, кошка, мышь, лошадь, шапка.

Дифференциация [С] и [Ш]

в словосочетаниях с бабушкой Дашей и дедушкой Саней.

55

Упражнение «Посчитай слова от

1 до 10».

Цель: упражнять в согласовании словосочетания с количественными числительными.

Инструкция: «Помоги дедушке Сане и бабушке Даше сосчитать предметы. Четко называй звуки [С] и [Ш].»

-

- Одна сосновая шишка, две сосновые шишки, 3 сосновые шишки, 4 сосновые шишки, 5 сосновых шишек, 6 сосновых шишек, 7 сосновых шишек, 8 сосновых шишек, 9 сосновых шишек, 10 сосновых шишек.

- Одна шерстяная шапка,

2 шерстяные шапки,

3 шерстяные шапки,

4 шерстяные шапки,

5 шерстяных шапок, 6 шерстяных шапок,

7 шерстяных шапок,

8 шерстяных шапок,

9 шерстяных шапок,

10 шерстяных шапок.

56

Игра «Скажи чей?».

Цель: упражнять в образовании словосочетаний с притяжательными прилагательными .

Инструкция: «У дедушки Саши и бабушки Даши есть пес Шарик и кошка Сима. Назови чей хвост? Чья голова? Чьи усы? Четко называй звуки [С] и [Ш]».

 

-

Собачья голова, собачьи усы, собачий хвост.

Кошачья голова, кошачий хвост, кошачьи усы.

57

Игра «Собери шиповник».

Цель закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в словосочетании.

Инструкция: «Бабушка Даша несла корзину с шиповником, запнулась и ягоды рассыпались. Помоги бабушке Даше собрать шиповник. Щелкай по ягодам, правильно называя словосочетания. Четко называй звуки [С] и [Ш]».

После повторения словосочетания ребенок щелкает по шиповнику, картинки перемещаются в корзину.

- возврат

на слайд 5

Наш садик. Шумные соседи.

Своя машина. Спелые вишни.

В саду шиповник. Сладкие плюшки.

Под сосной камыши. В миске каша.

В самолете шпион. Школьный сад.

Дифференциация [С] и [Ш]

в предложениях с мальчиком Мишей и девочкой Соней.

58

Игра «Подари картинки».

Цель: развивать фонематическое восприятие, учить составлять предложения.

Инструкция: « 1. Помоги Мише выбрать картинки со звуком Ш, а Соне- со звуком С. 2.Ребята поменялись картинками, составь предложения. Четко называй звуки [С] и [Ш]».

Пример: «У Миши есть сок. У Сони есть машина».

После ответа ребенок щелкает по стрелочке на клавиатуре и картинка перемещается либо к мальчику, либо к девочке.

У Миши – камыш, ландыш, карандаш, шишка, шарики, шляпа, лягушка, шкаф, ромашка.

У Сони – краски, свинка, слон, пылесос, весы, соска, автобус, сапоги.

59

Игра «Скажи правильно, открой картинку».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в словосочетании.

Инструкция: «Миша и Соня нарисовали картинку .Повторяй вслед за взрослым предложения. Если ты четко произнес звуки, щелкни по квадратику

и увидишь часть картинки».

После правильного повторения ребенок щелкает по квадрату, он исчезает и появляется часть картинки.

60

Игра «6 мышек».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в самостоятельно составленных предложениях.

Инструкция: « Представь, что 6 шустрых мышат живут в сказочном домике. Послушай, что делали мышата,

а затем составь о них предложения самостоятельно. Сколько кусочков сыра ты смог подарить мышатам?».

После правильного повторения ребенок щелкает по картинке сыра, кусочек сыра перемещается на другую тарелку.

6 мышат спать спешат.

6 мышат кошку смешат.

6 мышат усами шевелят.

6 мышат вдоль шоссе спешат. 6 мышат есть хотят. 6 мышат листьями шуршат. 6 мышат нас смешат. 6 мышат

хвостами шевелят.

61

Игра «Кто что делает».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в самостоятельно составленных предложениях; активизировать словарный запас по теме «профессии».

Инструкция: «Помоги Мише и Соне назвать профессии людей. Скажи, кто что делает. Соотнеси картинку с профессией. Четко называй звуки [С] и [Ш]

После ответа ребенок нажимает на картин-ку, расположенную в левой части, она перемещается к соответствующей картинке в правой части. После перемещения всех 3-х картинок, необхо-димо нажать на на клавиатуре. Появляются еще 6 картинок (действия те же).

- возврат

на слайд 5

Шахматист играет в шахматы. Машинист едет на машине.

Штангист поднимает штангу.Парашютист летает с парашутом. Пастушок пасет стадо. Путешественник путешествует по странам.

Дифференциация [С] и [Ш]

в скороговорках и чистоговорках с

мишкой и мышкой.

62

Упражнение «Повтори чистоговорку».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в чистоговорке.

Инструкция: «Помоги мишке добраться до избушки. Повтори вслед за взрослым по 1 чистоговорке, щелкай по мишке. Четко называй звуки [С] и [Ш]».

После правильного повторения ребенок щелкает по картинке медведя – картинка перемещается.

Ша -ша-ша - Саша моет малыша.

Су-су-су - воздушный шарик я несу.

Ши -ши-ши - спать ложатся малыши.

Со -со-со - Миша катит колесо.

Шу -шу-шу - я письмо пишу.

Су -су-су- мишку видели в лесу.

Аш -аш-аш - под сосной стоит шалаш.

63

Упражнение «Выучи скороговорку».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в скороговорке.

Инструкция: « Первый раз повтори скороговорку медленно, четко называй звуки [С] и [Ш].

2. Второй раз – с обычной скоростью

3.Третий раз – как можно быстрее.

4. С интонацией. Радости ».

После трехкратного повторения скороговорки ребенок щелкает на облачко, появляется картинка колобка с эмоцией радости.

Наша серая кошка

сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

 

64-67

Инструкция та же, но добавляется: «Скажи скороговорку с разными эмоциями: радости, печали, удивления, злости, спокойствия».

После трехкратного повторения скоро-говорки ребенок щелкает поочередно на картинки колобка, они приводится в движение и произно-сит скороговорку в соответствии с данной эмоцией.

- возврат

на слайд 5

1.Шла Саша по шоссе

и сосала сушку

2.Шли сорок мышей,

несли сорок грошей.

3. За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

4. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

5.Шашки на столе, шишки на сосне.

6. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

Дифференциация [С] и [Ш]

в забавных стихах

71-79

Упражнение «Забавные стишки».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в стихах.

Инструкция: «Выучи стишки, разыграй их с другом по ролям. Четко называй звуки [С] и [Ш]».

-


 


 

- возврат

на слайд 5

Стихи в презентации

Дифференциация [С] и [Ш]

с собакой Пушком и кошкой Машкой.

82-85

Упражнение «Забавные стишки».

Цель: закрепить дифференциацию звуков [С] и [Ш] в текстах.

Инструкция: «Внимательно послушай текст. Ответь на вопросы. Перескажи. Четко называй звуки [С] и [Ш]».

-

Тексты в презентации

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Логопедическая игра «Путешествие в страну Свистелок и Шипелок» Конкурс мульмедийных презентаций «Моя лучшая презентация» Составил: Петрова Екатерина Михайловна Учитель-логопед МКДОУ детского сада общеразвивающего вида «Солнышко» пгт Кильмезь Кильмезского района Кировской области. 2017 г.

Цель: автоматизировать дифференциацию звуков [С] и [Ш] в изоли-рованном произношении, в слогах, словах, предложениях, фразах, чистоговорках, скороговорках, текстах у детей 5-7 лет, имеющих ФНР и ФФНР. Цель и задачи: 1. Коррекционно- образовательные: упражнять в изолированном произношении звуков [С] и [Ш] посредством игры «Змейка и водичка»; закреплять у детей умения образовывать слова-антонимы с помощью игры «Скажи наоборот»; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами посредством игры «Назови ласково»; упражнять в согласовании существительных с количественными числительными посредством игры «Посчитай»; упражнять в образовании словосочетаний с притяжательными прилагательными с помощью игры «Скажи чей?»; учить составлять предложения со словами посредством игры «Подари картинки Соне и Мише», «Шесть мышек», «Кто, что делает»; научить разыгрывать стишки-сценки по ролям; закреплять умение правильно рассказывать стихи и тексты с дифференцируемыми звуками; совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.

2. Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику с помощью артикуляционной гимнастики ; развивать слухо-речевую память посредством игр «Наведи порядок», «Доскажи словечко», «Повтори слово», «Закончи слово», «Прочитай слог, назови слово», «Скажи правильно, открой картинку», «Чистоговорка»; развивать звуковой анализ и синтез посредством игр «Зашифрованное слово», «Подбери слово к схеме», «Веселый паровозик»; развивать умение дифференцировать предметы по наличию звуков [С] и [Ш] в игре «Подари картинки»; развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать с помощью игры «Найди лишнее»; развивать общую моторику с помощью игр «Лягушата», «Шарики»; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики с суджок-шарами; развивать умение произносить скороговорку с разными интонациями.    3. Коррекционно - воспитательные: воспитывать интерес к занятиям.

1. Чтобы узнать задание, щелкните по кнопке - 2. Чтобы убрать текст задания, щелкните по нему. 3. Чтобы листать слайды, щелкните по кнопке - 4. Вернуться в начало, щелкните по кнопке - Управление презентацией

1. Артикуляционная гимнастика 2. Дифференциация изолированных звуков 3. Дифференциация в слогах, словах. Игры со словом. 4. Дифференциация в словосочетаниях 5. Дифференциация в предложениях 7. Дифференциация в забавных стихах Есть на свете страна, ее на карте не найти, ленивым нет туда пути. Хотите в страну Свистелок и Шипелок войти? Щелкай по картинкам и выполняй задания. 6. Дифференциация в скороговорках и чистоговорках Динамические паузы 8. Дифференциация в тексте

Улыбка-трубочка Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Буду подражать слону! Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. Блинчик

Качели Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. Вкусное варенье

Чашечка Вкусных мы блинов поели. Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Горка. Санки.Ну, пора! Мчаться вниз. Ура! Ура! С горки вниз, в ушах свистит, Только снег в лицо летит. Горка

Артикуляционная характеристика звука [ С ] Губы в улыбке- Язык - Зубы - Воздушная струя - тонкая- Горлышко -

Артикуляционная характеристика звука [ Ш ] Губы трубочкой- Язык - Зубы - Воздушная струя - широкая- Горлышко -

[ ш ] [ с ] Различие: звук С бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш всегда твёрдый). Что общего и чем отличаются звуки [С] и [Ш] ? Ответь на вопрос и проверь себя: щелкни на картинки змейки и ручейка Общее: согласные, глухие, парные;

Щелкни по ручейку и насосу и спой песенку водички и выпускаемого воздуха: с-с-с-с-с-с-с! Щелкни по змейке и шарику и спой их песенку: ш-ш-ш-ш-ш-ш! Назови буквы.

14. «Веселый паровозик» В гостях у Мудрой совы . 1. Игра «Помоги лягушке» (дифференциация звуков в слогах) 2. Игра «Наведи порядок» (дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах, отличающихся одним звуком) 3. «Отгадай загадку» 7. «Назови ласково» 6. «Четвертый лишний» 5. «Скажи наоборот» 4. Игра «Доскажи словечко» 8.Игра «Посчитай» (согласование слов с количественными числительными) 9. Многократное произнесение слов (дифференциация С-Ш в одном слове) 10.«Закончи слово» 11. «Прочитай слог, назови слово» 12. «Зашифрованное слово» 13. «Звуковой анализ слов» Мудрая сова приготовила для тебя игры-задания для звуков [С-Ш] Щелкай по выбранному заданию и ты узнаешь, что тебя ждет. Правильно произноси звуки [С-Ш].

СА-ША АС-АШ СО- ОС- СУ- УС- СЫ- ЫС- СЭ- ЭС- Помоги лягушке перебраться через болото. Щелкай по лягушке, на каждый прыжок произноси пару слогов. Например, са-ша. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

Положили в миску каску Надевал пожарный кашку кашку каску Игра «Наведи порядок». Внимательно послушай предложения, из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение. Щелкни по нужной картинке. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

Сладко спит в берлоге миска На столе с салатом мишка мишка миска

Сочинял писатель башню Рисовал художник басню басню башню

На лице надета Машка Имя нашей кошки маска маска Машка

Игра «Отгадай загадку». Послушай загадку, дай верный ответ. Проверь себя, для это щелкни по тексту загадки. Определи наличие звука в слове. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш] С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, Хвост колечком В раздевалке я служу, на весу пальто держу. Сама не ем, а людей кормлю Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. Людей и груз везет.

У нее большая грива, есть копыта, есть и хвост. Скачет быстро и красиво – просто глаз не оторвешь. Сто одежек и все без застежек. Он живет в своей фольге, Быстро тает он в руке. Очень вкусен, очень сладок, Мажет мордочки ребяток. Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы.

То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк Угадай, как он зовётся? Золотистый… Если мы растём на ели. Мы на месте, мы при  деле. А на лбах у ребятишек       Никому не нужно… Встает на заре, поет во дворе. На голове гребешок. Кто же это? Он соло пел среди ветвей, его прозвали… Игра «Доскажи словечко». Закончи фразу подходящим по смыслу и звучанию словом. Проверь себя, для этого щелкни по тексту. Определи наличие звука в слове. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

В подполье и в каморке, живет она в норке. Серая малышка. Кто же это? В нашем доме на окошке сидят серенькие…. Кто имеет один рог? Отгадайте…. Серый волк в густом лесу встретил рыжую ….

Игра «Скажи наоборот». Закончи предложение подходящим по смыслу словом, противоположным по значению. Проверь себя, щелкни по тексту внизу. Определи наличие звука в слове. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш] ХОРОШО Двойки получать плохо, а пятерки…..

ВЫСОКОЕ Трава низкая, а дерево…

ШИРОКАЯ Ручей узкий, а река…

СЛАДКИЙ Горчица горькая, а сахар….

СВЕТЛО Ночью темно, а днем ….

ВЫСОКИЙ Гном маленький, а великан…

СУХАЯ После дождя земля сырая, а в жару…

БЫСТРО Черепаха ползет медленно, а заяц бежит…

Думай, думай, рассуждай, Лишний предмет называй! Игра «Найди лишнее». Назови картинки в заданной последовательности, определи, какая картинка лишняя, щелкни по ней, объясни почему. Назови картинки одним словом. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

старушка трусишка Игра «Назови ласково». Назови картинки ласково. Проверь себя, щелкни по слову. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш] Трус Старуха Сашенька Саша

солнышко пастушок стеклышко Стекло Пастух Солнце

«Посчитай фрукты» Игра «Посчитай». Посчитай. Представь, что всех картинок по 6. Например, шесть слив, 6 ананасов и т.д. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

ВЕСНУШКА 1 2 3 4 5 6 Игра «Посчитай». Посчитай от 1 до 6. Например, одна веснушка, две веснушки, три веснушки, четыре веснушки, пять веснушек, шесть веснушек» Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

ШЕСТЕРКА 1 2 3 4 5 6

стеклышко 1 2 3 4 5 6

Шерстяной Штепсель. Шелест. Шустрый. Душистый. Пушистый. Путешествие. Происшествие. Машинист. Шоссе. Страшный. Кассирша. Соловушка. Поспешно. Насмешка. Путешественник. Слишком. Сушу. Слушаю. Скушаю. Спешка. Слышу. Смешу. Спешу. Услышу. Сынишка. Шестой. Смешок. Стишок. Сушки. Шесть. Шерсть. Игра «Повтори правильно». Помоги Винни-Пуху и Пяточку придти к Сове. Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 вместе. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

анана… каранда.. малы… какту… автобу… камы… глобу… ду… пё… Игра «Закончи слово». Прочитай слово, щелкай по нужной картинке. Назови на какой звук оканчивается слово. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

су са со ша шу шо Игра «Прочитай слог, назови слово». Проверь свой ответ, щелкни по слогу. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

Игра «Зашифрованное слово». Здесь зашифровано слово. Прочитать его можно по первым звукам каждой картинки. Назови их, проверь свой ответ, щелкни по знаку вопроса. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш] Ш К О Л А

Сколько слогов в слове? Назови звуки по порядку Игра «Подбери слово к схеме». 1. Назови картинку, найди звуковую схему слова, проверь себя, щелкни по картинке. 2.Выполни задание к каждой картинке, щелкни на нее. 3. Проверь себя, щелкни по схеме. Назови согласные звуки. Назови ударный гласный звук

Игра «Веселый паровозик». Нам пора прощаться с мудрой совой. Рассадим картиночки со звуками [С-Ш] в нужные вагончики. Для этого определим позицию звуков [С-Ш] в словах. Проверь себя, щелкни по картинке. Четко и правильно произноси звуки [С-Ш]

Игра «Посчитай слова от 1 до 10». Помоги дедушке Сане и бабушке Даше сосчитать предметы. Четко называй звуки С и Ш. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сосновая шишка Шерстяная шапка

Игра «Скажи чей?». У дедушки Саши и бабушки Даши есть пес Шарик и кошка Сима. Назови чей хвост? Чья голова? Чьи усы? Пример: «Собачьи усы, кошачьи усы и т.д.» Четко называй звуки С и Ш.

Большая собака. На санях малыш. Ношу сапоги. Высокая башня. Пшенный суп. Большая скамейка. Наш садик. Шумные соседи. Своя машина. Спелые вишни. В саду шиповник. Сладкие плюшки. Под сосной камыши. В миске каша. В самолете шпион. Школьный сад. Игра «Собери шиповник». Бабушка Даша несла корзину с шиповником, запнулась и ягоды рассыпались. Помоги бабушке Даше собрать шиповник. Щелкай по ягодам, правильно называя словосочетания Четко называй звуки С и Ш.

Игра «Подари картинки». 1. Помоги Мише выбрать картинки со звуком Ш. Соне- со звуком С. Проверь себя, нажимай по стрелочке на клавиатуре. 2. Ребята поменялись картинками, составь предложения. Четко называй звуки С и Ш. Пример: «У Миши есть сок. У Сони есть машина».

Игра «Скажи правильно, открой картинку». Миша и Соня нарисовали картинку . Повторяй вслед за взрослым предложения. Если ты четко произнес звуки С и Ш, щелкни по квадратику и увидишь часть картинки.

спать спешат кошку смешат усами шевелят вдоль шоссе спешат есть хотят листьями шуршат нас смешат хвостами шевелят. Шесть мышат….. Игра «6 мышек». Представь, что 6 шустрых мышат живут в сказочном домике. Послушай, что делали мышата, а затем составь о них предложения самостоятельно. Например: Шесть мышат спать спешат. Если ты правильно произнес звуки С и Ш, нажми на кусочек сыра. Сколько кусочков сыра ты смог подарить мышатам?

Игра «Кто что делает». Помоги Мише и Соне назвать профессии людей. Скажи, кто что делает. Соотнеси картинку с профессией. Четко называй звуки С и Ш. Пример: «Шахматист играет в шахматы, машинист.., Штангист.. Парашютист…Пастушок..Путешественник..»

Ша -ша-ша - Саша моет малыша. Ша -ша-ша - Саша моет малыша. Су-су-су - воздушный шарик я несу. Ши -ши-ши - спать ложатся малыши. Со -со-со - Миша катит колесо. Шу -шу-шу - я письмо пишу. Су -су-су- мишку видели в лесу. Аш -аш-аш - под сосной стоит шалаш. Помоги мишке добраться до избушки. Повтори вслед за взрослым по 1 чистоговорке, щелкай по мишке. Четко называй звуки С и Ш.

Выучи скороговорки ! Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше. Проговори с интонацией радости ПРАВИЛА СКОРОГОВОРОК: Первый раз повтори скороговорку медленно, четко называй звуки С и Ш. 2. Второй раз – с обычной скоростью 3.Третий раз – как можно быстрее. 4. С интонацией.

1.Шла Саша по шоссе и сосала сушку 2.Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Повтори скороговорки с разными интонациями: спокойствия, злости, удивления, печали, радости. Щелкай по тому колобку с какой интонацией произносишь. Четко называй звуки С и Ш. 3. За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Пальчиковая гимнастика (массаж) Су – джок шарами. Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом

Разыграй стишки с по ролям:

— Слышу! Слышу! Две букашки. Спать устроились в ромашке! Под простынки влезть хотят, Лепестками шелестят. ВЫУЧИ. Четко произноси С и Ш.

Болотная лягушка — Купила саксофон Умеет за лягушку Прекрасно квакать он!

Черепаха всех смешит, Потому что не спешит, И куда спешить тому, Кто всегда в своем дому?

Спал заяц в лесу, не мешал никому, Вдруг что-то упало на спину ему. Помчался трусишка, от страха дрожа, И где-то в кустах потревожил ежа, И крикнул испуганный зайка тогда: -Спасайся кто может! Случилась беда!

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:  – Не хочу я простокваши, дайте просто каши. Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.  – Не хочу я просто каши так, без простокваши. Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше. Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей. А поела – встала. «Спасибо,»  – сказала.

СОСЕД Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед — Мишка — и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!» Послушай текст, ответь на вопросы. ПЕРЕСКАЖИ.

Серый плутишка Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Сосна Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,— большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. Вопросы: Зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

Пушок и Машка У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. Вопросы: Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьёт Даша Машке? Где будет спать Машка?

Старшая сестра У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолёты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу. Вопросы: Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.