Логопедическое занятие-игра «Путешествие в сказочную долину» для учащихся 1–2 класса

3
0
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Егорьевская средняя общеобразовательная школа»

Алтайский край, Егорьевский район, с. Новоегорьевское

Конспект логопедического занятия-игры с группой учащихся 7-8 лет,

имеющих сложную структуру дефекта (ЗПР, СДВГ, Дизартрия, Нарушение слуха»

«Путешествие в сказочную долину»

Коррекционная тема: «Звук Ш в слогах, словах и словосочетаниях»

Тип занятия: занятие-игра формирования произносительных навыков

Разработала:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Кравцова Ирина Викторовна

2018

Задачи:

Развивающие:

1. формировать устойчивый динамический стереотип утрированного произношения звука Ш (изолированно, в слогах, ввести в слова и словосочетания);

2. устанавливать связь на уровне звук-буква, формировать графический образ буквы Ш через работу на экране компьютера;

3.формировать умение правильно использовать предлоги, согласовывать прилагательное и существительное, существительное с существительным;

4. формировать коммуникативные УД;

5. совершенствовать словесно-логическое мышление, послепроизвольное внимание и коммуникативные умения;

 

Коррекционные:

1. корректировать изолированное произношение звука Ш, произвольное запоминание и припоминание лексического материала на основе зрительных образов;

2. развивать артикуляционную моторику, направленный длительный речевой выдох;

3. корректировать графический образ буквы Ш через работу с в программе SMART Notebook 10.

Воспитательные:

1. развивать интерес к занятиям посредством использования компьютерной техники;

2. вырабатывать стремление к преодолению речевых трудностей;

3. формировать контролирующую функцию речи и волевые усилия в стремлении преодолеть речевые трудности.

Оборудование: зеркала, логопедические тетради, компьютер с сенсорным экраном, программное обеспечение SMART Notebook 10, аппарат звукоусиливающий воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия «Глобус», светофоры по количеству детей.

План занятия:

1. Организационный момент

Приветствие

Актуализация знаний

2. Артикуляционная гимнастика

3. Работа со звуком

4. Работа над графическим образом буквы

5. Работа над произношением на уровне слога

6. Развитие ВПФ

7. Работа над произношением на уровне слова

8. Гимнастика с прищепками

9. Работа на уровне словосочетания

10. Работа по формированию грамматического строя речи

Игра «Прятки»

11. Рефлексия. Оценивание своей работы.

Структурные части занятия-игры

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методические рекомендации по использованию ЭОР и специальной аппаратуры

1

Организационный момент

Приветствие

Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимаемся на занятиях, с какой целью посещаем занятия логопеда?

(Формулировка темы: звук Ш).

- Поставьте перед собой учебную задачу: чему ты хочешь научиться на занятии?

- Что поможет научиться произносить звук Ш?

Учащиеся здороваются с педагогом, приветливо улыбаются. Участвуют в обсуждении.

Не используется

2

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом и включает в себя следующие упражнения:

Окошко

Лягушка

Хоботок

Лопатка

Трубочка

Толстячок

Худышка

Наказать непослушный язык

Причешем язык

Часики

Качели

отгадывание загадки:

«Сочиняю стихи хорошие я.
Вам прочитаю сейчас их, друзья!
Нужно вдохновение, нужен кураж!»
Так говорит талант наш… (Бараш.)

Я девочка-хрюшка,
Бараша подружка.
Нет краше и лучше
В Смешарии… (Нюши.)

-Правильно. Это Бараш и Нюша. Ребята. Из какого мультфильма эти герои? Сегодня на занятии мы с вами будем вместе со смешариками путешествовать по их замечательной стране. Но прежде нам необходима подготовка.

Страница 1

Выполняют гимнастику для языка, контролируют правильность выполнения, глядя в зеркало.

Отгадывают загадки, формулируют обобщение.

Педагог включает Страницу 1 – демонстрация Долины смешариков.

3

Работа со звуком

-В долину Смешариков открыта дорога только тем, кто правильно произносит звук Ш. Вспомним правила произнесения звука. Подводит итог высказываний детей, напоминает образец правильного произношения звука Ш.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте положение языка и губ при произношении звука.

2. Вспомните рисунок, на котором мы изображали профиль звука, дайте характеристику силе выдоха.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы педагога, делают умозаключения об артикуляционном укладе звука.

 

4

Работа над графическим образом буквы

Страница 2

Задание Нюши: используя прямые линии, сконструируй букву Ш. Проверь правильность своего выполнения, перейдя в двухстраничный режим.

Выполняют задание на экране компьютера. Формулируют вывод о связи буквы и звука. Высказывают мнение о различии понятий «звук» - слышим и произносим; «буква» - видим, пишем и читаем.

Страница 2

Подключаем аппарат «Глобус», одеваем наушники, используем вибро-тактильный датчик, микрофон.

Кликаем мышью на Нюшу и слушаем задание. Учащиеся используют синие линии, конструируют из 3 вертикальных и 1 горизонтальной линии букву Ш. Далее осуществляем проверку, перейдя в двухстраничный режим.

Использованный ИКТ-прием – утилита множественного клонирования объекта на экране, двухстраничный режим, добавление ссылки на звуковой файл, прикрепленный к содержимому ЭОРа.

5

Работа над произношением на уровне слога

Педагог предлагает пропеть песенку долины смешариков. «Выпускает» из ладоней звуки, учащиеся из отдельных звуков составляют слоги со звуком Ш.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

ши-ши-ши

Ше-ше-ше

Обратные слоги:

Аш-аш-аш

Ош-ош-ош и т.д.

Работа с ритмами: проговаривание слогов по ритмическому рисунку:

// // //

// / //

// // ///

/// /// ///

/// // ///

Выполняют инструкцию педагога, контролируют правильность произношения звука Ш.

Не используется

6

Развитие ВПФ

Страницы 3-4

- Для путешествия по долине смешариков нам необходима карта и маршрут нашего пути. Давайте сконструируем наш путь, используя геометрические фигуры. Разложи фигуры по дорожке в правильной последовательности.

Педагог показывает образец действий на экране ПК.

Учащиеся продолжают начатую дорожку, используя геометрические фигуры: круг, треугольник и квадрат, чередуя их в определенной последовательности.

Страница 3

Используем аппарат «Глобус», наушники, используем вибро-тактильный датчик, микрофон.

Инструкция для детей озвучена. Ребенок кликает на нее мышью и прослушивает в наушниках.

Выкладываем последовательность геометрических фигур, формируя тем самым дорожку. Использованный прием – утилита множественного клонирования геометрических фигур на экране, добавление ссылки на звуковой файл, прикрепленный к ЭОРу, переход в двухстраничный режим с целью контроля правильности выполнения задания.

Страница 4

Данная страница является пусковой, «домашней», нажимая на геометрические фигуры с цифрами, учащиеся свободно передвигаются внутри электронного продукта.

6

Работа над произношением на уровне слова. Звуковой анализ слов.

Страница 5

-Следующее задание нам приготовил Лосяш. Посмотрите на экран. Что мы видим? Действительно. Нарисованы три картинки и пустые звуковые схемы к ним. Давайте вспомним, как заполнять схемы и выполнять звуковой анализ слов.

-Для выполнения задания нам понадобится инструмент «перо» - выбираем краску и закрашиваем соответствующий квадрат на схеме. Если вы ошиблись, то исправить ошибку поможет инструмент «ластик». Итак, к работе.

- обратите внимание на схему к слову МЫШЬ. Почему в слове 4 буквы, но 3 квадрата на схеме?

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в обсуждении.

Выполняют звуковой анализ слов ШАПКА, МЫШЬ, ШУБА.

Отвечают на проблемный вопрос.

Страница 5

На данной странице электронного ресурса отражены кнопки внутренней навигации: кнопка возврата на домашнюю страницу, кнопка вызова инструкции для педагога.

Использованный прием – добавление ссылки на звуковой файл-задание, режим «шторка», позволяющий осуществить проверку.

Далее осуществляем переход на домашнюю страницу, нажав кнопку «дом».

7

Работа над произношением на уровне слова.

Страница 6

Педагог нажимает на экране на фигуру с цифрой 2.

Задание от Нюши.

-Ребята, Нюша просит нас о помощи. Она забыла, что положила в свою сумочку. Поможем ей найти предметы в сумочке, правильно проговаривая звук Ш.

Слова для называния: шарф, кружка, погремушка, шарик, шоколадка, машина, афиша, брошь.

Учащиеся по одному работают на экране ПК.

Страница 6

Работа с аппаратом «Глобус».

Ребенок кликает мышью на задание Нюши, прослушивает его в наушниках. Двигая пустое окошко по экрану, внутри сумочки просматриваются предметы.

Использованные приемы – многоуровневое расположение картинок и фона, возможность использования ячейки таблицы, добавление ссылки на звуковой файл-задание.

Далее осуществляем переход на домашнюю страницу, нажав кнопку «дом».

8

Гимнастика с прищепками

Пальчиковая гимнастика с прищепками:

Мы – веселые прищепки, коль поймаем, держим крепко.

1,2,3,4,5 – прищепки будем мы катать.

Большой пальчик мы поймаем,

И немножко покачаем.

Указательный поймаем – и немножко покачаем.

Средний пальчик мы поймаем – и немножко покачаем,

Безымянный мы поймаем – и немножко покачаем,

И мизинчик мы поймаем – и немножко покачаем.

1,2,3,4,5 – прищепки будем мы катать.

Мы прищепочки снимаем и в корзинку убираем,

Будем пальчики считать:

1,2,3,4,5,

1,2,3,4,5,

А теперь соединяем, на 2 ручках посчитаем:

1,2,3,4,5 – мы закончили считать,

Пальчики свои встряхни и немного отдохни.

Выполняют движения, сопровождая их словами стихотворения.

Не требуется

9

Работа на уровне словосочетания

Педагог нажимает на экране на фигуру с цифрой 3.

Страницы 7-8

Педагог предлагает поговорить с Лосяшем на волшебном языке, но чтобы он нас понимал, необходимо выполнить задание.

На экране представлены слова-имена прилагательные и картинки (имена существительные). Нам необходимо кликнуть на задание Лосяша и прослушать его, затем выполнить.

Лексический материал:

Наша школа

Швейная машина

Душистый шампунь

Дашина шапка

Шумят камыши

Тихий шепот

Мягкая подушка

Зеленая лягушка

Пышная плюшка

Душная комната

Наташины галоши

Большой шмель

Пшенная каша

Пушистая шапка

Выполняют предложенное задание, составляют словосочетания, произносят их, контролируют правильность произношения звука.

Страницы 7-8

Используется аппарат «Глобус».

Педагог по желанию может воспользоваться кнопкой вызова инструкции – «?», прикрепленной в верхнем левом углу экрана.

Учащийся кликает мышью на задание и прослушивает инструкцию, подбирает подходящие слова к картинке. Если ребенок плохо владеет навыком чтения, можно использовать прослушивание слов, кликнув на них мышью. Все звуковые файлы прикреплены в содержании ЭОРа.

Осуществляем проверку, перейдя в двухстраничный режим.

Далее осуществляем переход на домашнюю страницу, нажав кнопку «дом».

10

Работа по формированию грамматического строя речи.

Игра «Прятки»

Страница 9

Педагог нажимает на экране на фигуру с цифрой 4 , открывается поляна смешариков.

-Ребята, смешарики предлагают вам отдохнуть и поиграть с ними в «Прятки». Свободно перемещаем их по поляне, прячем их в домик, в комнату, за окошко, рядом с домиком, на крышу, солнышко за горизонт, за тучу и т.д.

Акцентируем внимание на употребление предлогов.

Играют со смешариками, озвучивая свои действия на экране и места, куда прячутся герои занятия.

Страница 9

Используется аппарат «Глобус». На данном этапе рекомендуется пользоваться не мышью, а пальчиками на экране.

Педагог по желанию может воспользоваться кнопкой вызова инструкции – «?», прикрепленной в верхнем левом углу экрана.

Ребенок вытягивает голубой овал из верхнего правого угла экрана и на небе появляется облако с озвученным заданием. Инструкцию ребенок прослушивает в наушниках. Выполняет действия с героями.

Использованный прием – многоуровневые изображения, работа с передним и задним планом.

Далее осуществляем переход на домашнюю страницу, нажав кнопку «дом».

11

Рефлексия. Оценивание своей работы.

Страница 10

Педагог нажимает на экране на фигуру с цифрой 5 , открывается поляна смешариков.

Педагог обращает внимание учащихся на содержание экрана и предлагает прослушать задания, спрятанные за цифрами.

Вопросы:

1. Чему вы учились на занятии?

2. Чему вы научились на занятии?

3. О чем вы расскажете дома маме?

Оцени свою работы с помощью светофора: красный, желтый и зеленый цвета вам помогут в этом.

Выполняют задание.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы исходя из речевого опыта, приобретенного на занятии.

Страница 10

Используется аппарат «Глобус». Работа на экране пальцами.

Педагог может воспользоваться файлом справки –«?» в верхнем левом углу экрана.

Учащийся поочередно нажимает на цифры от 1 до 7, прослушивает многоступенчатую инструкцию, выполняет озвученные действия с фигурами, конструирует последовательность фигур. Проверка осуществляется путем прочтения слова МОЛОДЕЦ.

Использованный прием – группировка фигур и букв, добавление ссылки на имеющиеся вложенные звуковые файлы.

 

Нормативно-правовая база:

ФГОС НОО ОВЗ, утверждён Приказом Министерства образования и науки №1598 от 19.12.2014 г;

Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.;

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР, 1991 г.;

Список использованной литературы:

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:Детство-Пресс, 1999. – 64 с.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Жукова Н.С. Домашний букварь. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 128 с.

Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2011. – 120 с.

Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы/Авт.-сост. Г.А.Османова. – СПб.: КАРО, 2008. – 272 с.

Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. – М.:Издат-Школа 2000, 2000. – 144 с.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2003. – 63 с.

Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2005. – 64 с.

Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.