Логопедическое занятие в старшей группе Дикие животные.
Логопедическое занятие в старшей группе
Дикие животные.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
закрепление образования и употребления родительного падежа единственного числа имен существительных;
словообразование названий детенышей диких животных;
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
развитие внимания, памяти;
воспитание наблюдательности.
Оборудование:пособие предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «лось», «белка»;картинки с изображениями зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат; мяч, проектор, счётные палочки.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Организационный момент
Игра с мячом
«Назови правильно» (овощ-помидор, цветок-роза, птица-грач, гриб-подберёзовик, ягода – малина, дерево-берёза, домашние животное –лошадь и т.д.)
Повторение слоговых цепочек:
ут-ат, ут-ат-от;
кто-кту, кто-кту-кты;
га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,
ба-ба-пва, да-да-тва.
Логопед: сядет на место то, кто назовёт слово на звук «И»
Введение в тему занятия:
Ребята, посмотрите, на картинку и скажите, какое животное здесь лишнее? Почему? (все домашние животные, одно - дикое)
Сегодня мы с вами поговорим о диких животных.
Как вы думаете, почему их называют дикими?
(они живут в лесу, вдали от человека)
А сейчас я посмотрю, каких диких животных вы знаете. Мы будем разгадывать загадки.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это...
(ёжик)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала. (лиса)
Серый, страшный и зубастый Произвел переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех…(волк)
Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой,Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. (заяц)
Логопед при правильном ответе выставляет картинки животных.
Логопед: Как мы с вами сказали , дикие животные самостоятельно живут вдали от человека. И сами себе строят жильё. Послушайте, как называются жилища диких животных.
Просмотр презентации «Жилище домашних животных»
Волк живет в логове. Логово – это небольшая яма, в ней много травы, сучьев, листьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.
Медведь живет в берлоге. Он устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает.
Белка живет в дупле. Они поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.
Лиса живет в норе. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.
Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.
Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.
Физминутка
«Медведь, заяц, лиса»
Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие – идут, как медведь, бубен замолкает – крадутся как лисичка.
Единственное число | Ласково | |
белка | белочка | |
лиса | лисичка | |
заяц | зайчик | |
еж | ежик | |
волк | волчишко | |
медведь | мед вед юшка |
Назови животных по таблице ласково
Логопед предлагает поиграть в речевую подвижную игру
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).
Подбери словечко и повтори предложение:
- В лесу живет много рыжих пушистых ...
- На охоту вышло много серых злых ...
- Охотники выслеживают больших рогатых ...
- По тропинке бежало много больших колючих ...
- За кустом спрятался маленький серенький ...
- Орешек грызет маленькая рыженькая ...
Работа со счётными палочками.
«Выложи по образцу»
Работа в тетради.
Прочитай
И И-И И-И-И И-И-И-И И-И-И-И-И
«Нарисуй грибочки для белочки»
Итог занятия.