Логопедическое занятие "Звук и буква О"

0
0
Материал опубликован 14 April

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет.

Тема: «Звук и буква О».

Задачи:

- познакомить детей со звуком и буквой О;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- закрепление понятия гласный и согласный звук;

- развитие общей и артикуляционной моторики;

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

- формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.


Оборудование: конверт с заданием; карточки с артикуляционной гимнастикой; предметные картинки; звуковая линейка по количеству детей; фишки красного цвета; корзинки синего и красного цвета; предметы, начинающиеся на гласные и согласные звуки; буквы; шнурки; счетные палочки; игрушка чебурашка, картонная коробка, апельсины.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Доброе утро, ребята. Давайте встанем все в круг.

Игра «Встретились опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед руки (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – вот мы встретились опять».

Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».

Логопед: Ребята, а теперь давайте сыграем в игру «Передай движение по кругу», я буду называть предмет и воображая передавать вам, и так по кругу.

Игра «Передай движение по кругу»

     Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу, а теперь давайте представим, как будто у нас в руках конверт с письмом, и мы его открываем.

Логопед: Ребята, садимся на стульчики и давайте подготовим наши язычки к занятию.

«Артикуляционная гимнастика»

Раз – окошечко открыли.

                   Два – мы дудочку купили.

                   Три – в улыбке наши губки.

                   На четыре чистим зубки.

                   Пять – мы моем потолок.

                   Шесть – лошадка «скок да скок».

                   Семь – варенье очень любим.

                   Восемь – горку делать будем.

                   Девять – дружно мы болтаем.

                   Десять – ротик закрываем.


Логопед: Ребята вспомните игру где мы передавали по кругу предметы, вспомните что мы последнее передавали? Посмотрите, я не просто так сказала представить конверт с письмом, а потому что нам сегодня пришло письмо, а вот от кого оно вы узнаете, когда разгадаете загадку:

На гармошке он играет,
С днем рожденья поздравляет.
Он зубаст, но все же мил.
Это …
(Гена крокодил)

Логопед: И вот что он нам пишет: «Дорогие ребята, старуха Шапокляк похитила моего друга Чебурашку, она сказала, что вернет его только тогда, когда я выполню её задание! Помогите мне выполнить все задание Шапокляк, и спасти Чебурашку. А её задание вы найдёте в конверте».

- Ну что ребята поможем крокодилу Гене?

Дети: да.

II. Основной этап

1.Логопед: Ребята, давайте скорее узнаем задание, которое Шапокляк приготовила нам.

В этом конверте находятся какие-то картинки, давайте их посмотрим: ведро, обруч, лимон.

Логопед: - Давайте произнесем что нарисовано на этих картинках, какой звук повторяется во всех этих словах? (звук «О»).

Логопед: - И наше задание познакомиться сегодня со звуком О и буквой О. Ребята, рассаживаемся за столы и давайте вспомним что мы уже знаем про звуки?

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?                       

(Воздух свободно идёт через рот. Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)

- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

(звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.)

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зеленым)

- Чем обозначаются звуки речи на письме?

2. Артикуляция и характеристика звука.

Логопед: Произносим звук О. Посмотрите друг на друга и скажите, на что похожи ваши ротики, когда произносим звук «О»? (на овал).

- Покажите мне свои овальчики! (дети губы слегка вытягивают, округляют их).

- Как вы его произносите? (свободно, можно петь, тянуть).

- Значит, звук «О» какой? (гласный).

3. Логопед: А теперь ребята давайте приготовьте свои ладошки, ваша задача будет хлопнуть в ладоши когда услышите звук О среди других звуков.

Игра «Поймай звук «О»

А, У, О, И, Э, О, У, О, И, Э, О, А, О, У, И и т.д.

Ох, АП, УК, ПО, ТА, ТЫ, ТО, МО

Игра «Угадай звук по артикуляции»

Логопед: Сейчас я буду произносить гласные звуки, которые мы уже знаем – беззвучно, а вы определите какой звук я произнесла.

Показ артикуляций звуков: А, О, У, И

Игра «Собери слово»

Логопед: А теперь я произнесу слово медленно, растянуто. Вы попытайтесь угадать, какое я произнесу слово:

К - О - Т; Т- О -М; Д-О-М; Т-О-К;

Игра «Живые звуки»

Логопед: Мне нужно три человека. Сейчас мы с вами превратимся в звуки. Один ребенок будет звуком К, второй звуком О, третий ребенок будет звуком Т. Я буду «нажимать» на вас как на кнопки, и на кого нажму тот человек произнесет свой звук. Теперь поменяемся местами, какое слово получилось?

Игра «Слова со звуком О»

Логопед: Ребята, перед вами лист с картинками, ваша задача найти как можно больше картинок, в названии которых есть звук О. А теперь давайте проверим друг у друга, правильно ли ваш сосед выполнил задание.

4. Логопед: Ребята, молодцы! А для следующей игры нам понадобятся звуковые линейки и фишки.

Игра «Внимательные ушки».

Логопед: Здесь находятся картинки. Будем брать картинки и определять место звука (О) в слове (начало, середина, конец,) берёте фишку и ставите её на звуковую линейку и отвечаете полным предложением. Например: В слове овощи, звук (О) находится в начале слова. (Дети выполняют задание).

Логопед : Ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь немножко отдохнем и наберемся сил для следующих заданий, чтобы помочь крокодилу Гене.

5. Физминутка.


Карнавал, карнавал Всех детей околдовал, будем маски надевать. Нас попробуйте узнать.


Вот он – заинька ушастый.


Вот он – серый волк зубастый,




Это – гномик- коротышка.


Это – шкодная мартышка.


Это – клоун-арлекин,

Это – северный пингвин.





Это – принц или принцесса.


Это – ёлочка из леса.



Сняли маску и опять Можно каждого узнать

- хлопать в ладоши,

- закрывать лицо ширмочкой из растопыренных ладошек и отводить руки в стороны,

- сделать ушки на макушке из ладошек

- руки соединить перед собой в районе локтевых сгибов, округленные кисти развести (одну вверх, другую вниз),

- наклониться вперед, заложив руку за спину (в области поясницы),

- из растопыренных ладошек сделать ушки и скорчить смешную рожицу,

- показать всем «нос» из ладошек,

- прижать локти к туловищу, прямые кисти обеих рук слегка отвести в стороны и держать горизонтально, при этом шагать на месте, переваливаясь из стороны в сторону,

- из растопыренной ладошки изобразить корону на голове,

- прямые опущенные руки слегка развести в стороны и растопырить пальчики.

- провести перед лицом растопыренными ладошками и улыбнуться всем.



Логопед: Ребята, а для следующего задания нам понадобятся две корзинки и мешок с предметами.


Игра «Согласные и гласные звуки»


 6. Логопед: Нам нужно распределить предметы, названия которых начинаются с гласного звука в красную корзинку, а с согласного звука в синюю. Названия всех предметов начинаются со всех звуков, которые мы с вами уже знаем.

7. Показ буквы О.


Логопед: Посмотрите, как выглядит наша буква О. На какую фигуру она похожа?

Попробуем написать букву О в воздухе указательным пальцем.

А попробуем можно показать букву О с помощью рук, пальчиков.


Логопед: Вставайте паровозиком и напишем букву О на спинках друг друга.


Игра «SMS» (Прием дермолексии).

Логопед: А теперь встаем в круг. Логопед отправляет

SMS (педагог пишет букву на ладони ребёнка (пальцем, обратной

стороной карандаша). Предварительно обговаривается, что именно будет

писать логопед: будет эта буква, которая обозначает гласный звук или согласный и т.д., ) Ребёнок, получив начертанную на ладони букву, передаёт её аналогичным способом следующему по кругу. Когда SMS приходит логопеду на правую ладонь, он сообщает, соответствует ли полученная буква отправленной.


Логопед: А теперь давайте отышим букву О среди других букв.


Логопед: Посмотрите на столы, из чего можно сделать букву О (лежат счетные палочки, шнурки).


Логопед: И последнее задание! Нужно найти букву О среди других букв на карточке и обвести.


8.Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – снова встретимся опять».


9. Рефлексия:

Логопед Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила Шапокляк.

Логопед: Скажите, что для вас было трудным? Что понравилось? Что запомнилось?

Ой, а что это такое нам пришло? Кто - то постучал? Какая то посылка пришла…(В посылке чебурашка).


Логопед: Ребята вы рады, что спасли Чебурашку?

.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.