Логопедическое занятие "Звук и буква О"
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет.
Тема: «Звук и буква О».
Задачи:
- познакомить детей со звуком и буквой О;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- закрепление понятия гласный и согласный звук;
- развитие общей и артикуляционной моторики;
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.
Оборудование: конверт с заданием; карточки с артикуляционной гимнастикой; предметные картинки; звуковая линейка по количеству детей; фишки красного цвета; корзинки синего и красного цвета; предметы, начинающиеся на гласные и согласные звуки; буквы; шнурки; счетные палочки; игрушка чебурашка, картонная коробка, апельсины.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Доброе утро, ребята. Давайте встанем все в круг.
Игра «Встретились опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед руки (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – вот мы встретились опять».
Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».
Логопед: Ребята, а теперь давайте сыграем в игру «Передай движение по кругу», я буду называть предмет и воображая передавать вам, и так по кругу.
Игра «Передай движение по кругу»
Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу, а теперь давайте представим, как будто у нас в руках конверт с письмом, и мы его открываем.
Логопед: Ребята, садимся на стульчики и давайте подготовим наши язычки к занятию.
«Артикуляционная гимнастика»
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
Логопед: Ребята вспомните игру где мы передавали по кругу предметы, вспомните что мы последнее передавали? Посмотрите, я не просто так сказала представить конверт с письмом, а потому что нам сегодня пришло письмо, а вот от кого оно вы узнаете, когда разгадаете загадку:
На гармошке он играет,
С днем рожденья поздравляет.
Он зубаст, но все же мил.
Это …
(Гена крокодил)
Логопед: И вот что он нам пишет: «Дорогие ребята, старуха Шапокляк похитила моего друга Чебурашку, она сказала, что вернет его только тогда, когда я выполню её задание! Помогите мне выполнить все задание Шапокляк, и спасти Чебурашку. А её задание вы найдёте в конверте».
- Ну что ребята поможем крокодилу Гене?
Дети: да.
II. Основной этап
1.Логопед: Ребята, давайте скорее узнаем задание, которое Шапокляк приготовила нам.
В этом конверте находятся какие-то картинки, давайте их посмотрим: ведро, обруч, лимон.
Логопед: - Давайте произнесем что нарисовано на этих картинках, какой звук повторяется во всех этих словах? (звук «О»).
Логопед: - И наше задание познакомиться сегодня со звуком О и буквой О. Ребята, рассаживаемся за столы и давайте вспомним что мы уже знаем про звуки?
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
(Воздух свободно идёт через рот. Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
(звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.)
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зеленым)
- Чем обозначаются звуки речи на письме?
2. Артикуляция и характеристика звука.
Логопед: Произносим звук О. Посмотрите друг на друга и скажите, на что похожи ваши ротики, когда произносим звук «О»? (на овал).
- Покажите мне свои овальчики! (дети губы слегка вытягивают, округляют их).
- Как вы его произносите? (свободно, можно петь, тянуть).
- Значит, звук «О» какой? (гласный).
3. Логопед: А теперь ребята давайте приготовьте свои ладошки, ваша задача будет хлопнуть в ладоши когда услышите звук О среди других звуков.
Игра «Поймай звук «О»
А, У, О, И, Э, О, У, О, И, Э, О, А, О, У, И и т.д.
Ох, АП, УК, ПО, ТА, ТЫ, ТО, МО
Игра «Угадай звук по артикуляции»
Логопед: Сейчас я буду произносить гласные звуки, которые мы уже знаем – беззвучно, а вы определите какой звук я произнесла.
Показ артикуляций звуков: А, О, У, И
Игра «Собери слово»
Логопед: А теперь я произнесу слово медленно, растянуто. Вы попытайтесь угадать, какое я произнесу слово:
К - О - Т; Т- О -М; Д-О-М; Т-О-К;
Игра «Живые звуки»
Логопед: Мне нужно три человека. Сейчас мы с вами превратимся в звуки. Один ребенок будет звуком К, второй звуком О, третий ребенок будет звуком Т. Я буду «нажимать» на вас как на кнопки, и на кого нажму тот человек произнесет свой звук. Теперь поменяемся местами, какое слово получилось?
Игра «Слова со звуком О»
Логопед: Ребята, перед вами лист с картинками, ваша задача найти как можно больше картинок, в названии которых есть звук О. А теперь давайте проверим друг у друга, правильно ли ваш сосед выполнил задание.
4. Логопед: Ребята, молодцы! А для следующей игры нам понадобятся звуковые линейки и фишки.
Игра «Внимательные ушки».
Логопед: Здесь находятся картинки. Будем брать картинки и определять место звука (О) в слове (начало, середина, конец,) берёте фишку и ставите её на звуковую линейку и отвечаете полным предложением. Например: В слове овощи, звук (О) находится в начале слова. (Дети выполняют задание).
Логопед : Ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь немножко отдохнем и наберемся сил для следующих заданий, чтобы помочь крокодилу Гене.
5. Физминутка.
Карнавал, карнавал Всех детей околдовал, будем маски надевать. Нас попробуйте узнать. Вот он – заинька ушастый. Вот он – серый волк зубастый, Это – гномик- коротышка. Это – шкодная мартышка. Это – клоун-арлекин, Это – северный пингвин. Это – принц или принцесса. Это – ёлочка из леса. Сняли маску и опять Можно каждого узнать | - хлопать в ладоши, - закрывать лицо ширмочкой из растопыренных ладошек и отводить руки в стороны, - сделать ушки на макушке из ладошек - руки соединить перед собой в районе локтевых сгибов, округленные кисти развести (одну вверх, другую вниз), - наклониться вперед, заложив руку за спину (в области поясницы), - из растопыренных ладошек сделать ушки и скорчить смешную рожицу, - показать всем «нос» из ладошек, - прижать локти к туловищу, прямые кисти обеих рук слегка отвести в стороны и держать горизонтально, при этом шагать на месте, переваливаясь из стороны в сторону, - из растопыренной ладошки изобразить корону на голове, - прямые опущенные руки слегка развести в стороны и растопырить пальчики. - провести перед лицом растопыренными ладошками и улыбнуться всем. |
Логопед: Ребята, а для следующего задания нам понадобятся две корзинки и мешок с предметами.
Игра «Согласные и гласные звуки»
6. Логопед: Нам нужно распределить предметы, названия которых начинаются с гласного звука в красную корзинку, а с согласного звука в синюю. Названия всех предметов начинаются со всех звуков, которые мы с вами уже знаем.
7. Показ буквы О.
Логопед: Посмотрите, как выглядит наша буква О. На какую фигуру она похожа?
Попробуем написать букву О в воздухе указательным пальцем.
А попробуем можно показать букву О с помощью рук, пальчиков.
Логопед: Вставайте паровозиком и напишем букву О на спинках друг друга.
Игра «SMS» (Прием дермолексии).
Логопед: А теперь встаем в круг. Логопед отправляет
SMS (педагог пишет букву на ладони ребёнка (пальцем, обратной
стороной карандаша). Предварительно обговаривается, что именно будет
писать логопед: будет эта буква, которая обозначает гласный звук или согласный и т.д., ) Ребёнок, получив начертанную на ладони букву, передаёт её аналогичным способом следующему по кругу. Когда SMS приходит логопеду на правую ладонь, он сообщает, соответствует ли полученная буква отправленной.
Логопед: А теперь давайте отышим букву О среди других букв.
Логопед: Посмотрите на столы, из чего можно сделать букву О (лежат счетные палочки, шнурки).
Логопед: И последнее задание! Нужно найти букву О среди других букв на карточке и обвести.
8.Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – снова встретимся опять».
9. Рефлексия:
Логопед Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила Шапокляк.
Логопед: Скажите, что для вас было трудным? Что понравилось? Что запомнилось?
Ой, а что это такое нам пришло? Кто - то постучал? Какая то посылка пришла…(В посылке чебурашка).
Логопед: Ребята вы рады, что спасли Чебурашку?
.