Статья «Логоритмические занятия с детьми с фонетико— фонематическим недоразвитием речи»
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ФОНЕТИКО
— ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Цику Сусанна Мугдиновна, учитель-логопед, г. Адыгейск ‚МБОУ "СОШ№1"
В современной логопедии все более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
«Основной факт, с которым мы сталкиваемся при генетическом рассмотрении мышления и речи, состоит в том, что отношение между этими процессами является не постоянной, неизменной на всем протяжении развития величиной, а величиной переменной. Отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Иначе говоря, развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно. Кривые их развития многократно сходятся и расходятся, пересекаются, выравниваются в отдельные периоды и идут параллельно, даже сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются».
/Л. С. Выготский./
В современной логопедии все более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дошкольном возрасте, кроме того, речевые нарушения легче преодолеваются.
В период обучения грамоте особенно важное значение имеет - правильное, чистое произношение звуков и слов, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции (М. Ф. Фомичева, И. И. Панченко. О. В. Правдина, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Е. Ф. Соботавич), что объясняется, по-видимому, частотой возникновения этого расстройства у детей, разнообразием его проявлений многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности личности и поведения.
В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, определенное место занимает логоритмическое воспитание.
Особенности психики детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость) сказываются на протекании их двигательных актов. «Развивая систему движений, - отмечал А. В. Запорожец, - мы влияем и на психические процессы».
Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.
Анализ недостатков произвольных движений и речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подтвердил необходимость дифференцированных приемов логоритмической работы.
Занятие по логоритмике для группы детей с, ФФН включает: элементы музыкального занятия, фрагменты логоритмического занятия для заикающихся; элементы физкультурного занятия и элементы занятия по ритмике. Занятие проводит логопед и музыкальный работник или только логопед. Задача музыкального работника – научить детей непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, темпом, регистром, научить ускорять и замедлять движение, изменять движения в Соответствии с содержанием музыкальной фразы, развивать внимание, музыкальную память, формировать черты общего и речевого поведения. Задача логопеда - нормализовать двигательные функции и речь, проводить не только коррекцию моторики и речи, но и поведения, характера, всей личности в целом.
Занятия проводятся со всей группой 2 раза в неделю по 35-40 мин. Подбор музыкально-ритмического и речевого материала происходит с учетом структуры речевых и двигательных нарушений. Логоритмическое занятие тесно связано с логопедическим, его содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала и проводится с использованием игровых приемов. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений. Изменение музыкальных темпов помогает детям переключаться с одного движения на другое.
Полученные навыки закрепляются на логопедических занятиях и в домашних условиях под наблюдением проинструктированных родителей.
Поскольку группа детей с ФФН неоднородна по состоянию моторики и речи, логоритмическое занятие должно проводиться строго дифференцированно.
При фонетическом недоразвитии речи коррекционные задачи проведения логоритмического занятия будут следующими:
воспитывать быстроту двигательной реакции, четкость, точность движения;
учить переключать внимание на качество выполнения действий;
проводить работу по нормализации мышечного тонуса;
развивать эмоционально-волевую сферу, используя для этого игру и выразительные движения;
создавать положительный настрой, желание двигаться и вступать в общение с товарищами;
формировать чувство коллективизма на основе совместных действий;
воспитывать уверенность в своих возможностях, умение преодолевать трудности при выполнении заданий.
Занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, учитывают более трудные случаи нарушения моторикии предполагают следующие задачи:
больше внимания уделяется развитию координации и переключению с одного движения на другое, при этом задания усложняются постепенно, переход к новым упражнениям допустим только при четком выполнении ранее разученных;
движения на статическую и динамическую координацию чередуются, материал преподносится в расчлененном виде;
показ упражнений всегда сочетается со словесным пояснением;
проводится работа по развитию мелкой моторики и мимических мышц;
проводится работа по общему развитию речи, по развитию слухового внимания и восприятия;
постоянно используется индивидуальный подход к детям.
Все логоритмические занятия служат цепям коррекции речи, движения и личности детей в целом, и их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Если логоритмическое занятие проводится перед логопедическим, то его задачей является подготовка к речевому занятию. Если оно идет вслед за логопедическим занятием, то его целью будет закрепление навыков, полученных у логопеда. Целесообразнее проводить логоритмическое занятие после логопедического на знакомом речевом материале.