«Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений» Тема занятия: «Письмо от Незнайки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавленок» города Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
Название номинации: «Игровая математика»
Тема занятия: «Письмо от Незнайки»
Возрастная группа детей: старшая группа (дети 5-6 лет)
Емерова Джульета Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №22
«Журавленок»
г. Новочебоксарск, 2022
Программное содержание:
Цель занятия: способствовать формированию элементарных математических представлений.
Обучающие задачи:
- продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10;
-познакомить с цифрой 6;
- продолжать учить детей моделировать числа, отношение, зависимости между ними с помощью цвета и длины;
- упражнять в последовательном названии дней недели.
Развивающие задачи:
- развивать воображение;
-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитательные задачи:
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Демонстрационный материал: письмо Незнайки, двухполосная карточка, снежинки (20 штук), карточки с цифрами от 1 до 10.
Раздаточный материал: двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), палочки Кюизенера, цветные карандаши, листы бумаги, карточки с цифрами от 1 до 10.
Ход занятия
1. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки»
Ребята посмотрите письмо от Незнайки в котором он просит о помощи: «Карандаш нарисовал десять снежинок, а я – девять. Я хочу, чтобы у нас с Карандашом было поровну снежинок».
Поможем Незнайке? Тогда садимся за столы и выложим на верхней полоске двухполосной счетной карточки 10 снежинок, а на нижней – 9. Затем спрашивает: «Какими числами можно обозначить количество снежинок? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше девяти? На сколько число девять меньше десяти?»
Ребята поможем Незнайке уравнять количество снежинок. Дети обсуждают варианты выполнения задания, выполняют уравнивание любым способом и поясняют свои действия, например, «Я добавил к девяти снежинкам еще одну и их стало по десять, поровну».
Молодцы ребята вы справились заданием.
2. Игра «Разноцветные вагончики» с использованием палочек Кюизенера.
Ребята в письме еще есть задания: «Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Винтик и Шпунтик не знают, как построить поезд. Поможем?
Для этого берем паровоз и построим необычный поезд - из цветных полосок (палочек): например, из розовой, голубой и красной. Важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как это узнать? Надо взять белую палочку и наложить на вагончики разного цвета.
Белая палочка - это одно место.
- Сколько мест в каждом вагончике?
- Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета?
В ходе беседы дети замечают, что в розовых вагончиках всегда два места; в голубых - три, в красных - четыре и так далее.
Оказывается, что у каждого цвета есть свое число.
Молодцы, помогли Винтику и Шпунтику построить вагончики.
3. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».
Незнайка не знает дни недели, давайте отгадывать загадки о днях недели и предлагает найти карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели:
Первый день большой недели,
Трудовой день, не бездельник,
Как зовется… (понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник)».
Третий день не ерунда,
Как зовется он… (среда).
День четвертый лень отверг,
Как зовется он… (четверг).
Пятый день – опрятница,
Как зовется… (пятница).
День шестой – конец работы,
Как зовется он… (суббота).
А седьмой день – всем веселье
Как зовется… (воскресенье).
По мере отгадывания загадок дети берут соответствующие карточки с кругами и встают в ряд. Дети повторяют названия дней недели.
4. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки».
«Кнопочка любит цветы, но не знает, как дойти до клумб». Для этого предлагаю детям на листе бумаги нарисовать 6 разноцветных дорожек от домиков до клумб.
Воспитатель уточняет у детей: «Сколько дорожек вы нарисовали? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»
Затем просит найти и показать цифру 6
6.Рефлексия: ребята посмотрите, мы все задания выполнили, и Незнайка стал таким веселым.
Чем мы помогли Незнайке?
Ответы детей:
1.Выложили снежин ки и уравняли их.
2. Построили вагончики.
4. Закрепили дни недели
4. Нарисовали дорожки и показали цифру 6
Список литературы:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веркасы, изд-во Мозаика – Синтез, Москва, 2017.
Формирование элементарных математических представлений, старшая группа, И. А. Помораева, В. А. Позина, изд-во Мозаика – синтез, Москва, 2015.
Как работать с палочками Кюизенера? Л. Д. Комарова, Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, изд-во Гном, Москва, 2013.