Лунариум (конспект интерактивного занятия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства ко Дню Космонавтики на лучший конспект интерактивного занятия «Космос вчера, сегодня и завтра»
Тема интерактивного занятия - Космос вчера, сегодня и завтра
Интерактивным называют обучение, которое подразумевает постоянное взаимодействие педагога с учащимися, учащихся друг с другом или учащихся с образовательной средой. В интерактивном обучении происходит взаимный обмен информацией, а действия разных участников образовательного процесса влияют друг на друга. Преподаватель предлагает ученикам разные виды взаимодействия: индивидуальную, парную и групповую работу, интеллектуальные и творческие задания, исследовательские и проектные работы.
Предмет - Астрономия, литература, МХК
Класс - 5 - 11
Тип - Интегрированное, интерактивное занятие
Тема - Лунариум
Цель - дать представление о Луне как космическом объекте, так и объекте внимания деятелей искусства
Задачи:
Образовательная
- собрать и обобщить информацию о Луне из разных областей познания;
- формировать понимание, что у разных народов ценности совпадают, с самых ранних времён присутствует стремление познать мир как с помощью науки, так и с помощью художественных образов
Воспитательная
- формировать познавательные интересы, желание познать тайны живой и неживой природы, интерес к окружающему миру, искусству, к науке астрономии;
Развивающая
- способствовать развитию речевой и коммуникативной культуры, эмоциональной сферы, художественного вкуса и эстетического восприятия художественных произведений
Метод - Метод проектов. Информационный проект. Информационный проект – один из видов интерактивного обучения.
Информационный проект — это проект, направленный на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, мероприятии с целью анализа, обобщения информации и представления её широкой аудитории.
Интерактивные приёмы работы - Просмотр видео, игры, решение головоломок, задач, тестов, самостоятельная работа.
Формы работы - Общеклассная, индивидуальная, групповая
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- развитие навыков быстро работать с разными источниками информации и представлять эту информацию публично;
- развитие навыков преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные результаты
- расширение и углубление представлений о Луне
Оборудование -
Компьютер или ноутбук,
Проектор,
экран,
платье для девочки, исполняющей роль Селены
бегемот, кенгуру, обезьяна, ягуар – для задачи
Глобус, лампа, мяч – для опыта о лунном затмении
Картинки для задачи "Кто за кем?"
Карточки для рассказчиков
«Лунная» походка М. Джексона (видео)
«Луноход-1» (видео)
«Обратная сторона Луны» (задача)
Презентация «Лунариум»
Светильник «Фазы Луны»
Ф. Г. Лорка «Луна восходит» (видео)
Предварительная подготовка -
Индивидуальная работа - предварительный сбор материала по теме. Подготовка карточек с информацией и заданиями. Подготовка девочки для исполнения роли Селены.
ЛУНАРИУМ
СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель –
Здравствуйте, ребята! Давайте попробуем определить, что же сегодня мы будем изучать.
Отгадайте загадки:
1. Бродит в небесах она одинока и бледна.
То - светла, а то - темна, а зовут её ...
2. Бродит по небу девица, среброброва, круглолица
И вздыхает: «Ночь темна!». Эта девица – ...
3. Знают взрослые и дети, что не солнце ночью светит:
Круглолица и бледна среди звёзд всегда ….
4. Надо мною апельсин ночью ясною висит.
Да ведь это же она! - апельсинная ... !
5. Поздним вечером видна в небе жёлтая …
Ребята отвечают. За правильные ответы получают жетоны.
Учитель - Итак, всем понятно, что сегодня у нас речь пойдёт о Луне. И изучать Луну мы будем с помощью ребят, которые подготовили информацию о Луне. Но и у всех остальных будет возможность проявить себя и поделиться своими знаниями. Работать надо очень организованно.
Учитель - Луна — самое близкое к нам небесное тело. Она с древности привлекала к себе внимание. Ей поклонялись, ею восхищались, она была источником вдохновения для многих деятелей культуры.
Давайте вспомним некоторых из них.
Проводится небольшая викторина «Знаете ли вы?»
Вопросы к викторине.
1. Кто автор романа «Первые люди на Луне»? (Г. Уэллс или Ж. Верн).
2. Как называется «лунное» музыкальное произведение Людвига ван Бетховена? («Лунная соната» или «Лунная рапсодия»)
3. С помощью какого инструмента попали на Луну персонажи романа Ж. Верна? (из пушки или гиперболоида).
4. Какой певец прославился ещё и своей знаменитой "лунной" походкой? (Д. Дассен или М. Джексон).
5 Какое литературное произведение начинается с того, что чёрт крадёт с неба Луну? («Ночь перед Рождеством"
ластическим. Познакомимся с некоторыми мифами.
Выходят рассказчики и рассказывают мифы.
Рассказчик 1. Вот, например, африканский миф.
Когда-то очень давно Солнце и Луна были мужем и женой. Однажды муж вернулся домой, увидел, что жена ему ничего не приготовила и при нялся сам варить себе похлёбку. Когда еда уже была на столе и жена налила себе самую большую порцию, у разгневанного мужа - Солнца лопнуло терпение и он выплеснул оставшуюся похлёбку в лицо Луне. С тех пор у Луны всегда жёлтое лицо и она, так и не помирившись с мужем, никогда не появляется на небе вместе с ним.
Вопрос – Поняли ли вы, какой факт попытались понять и разъяснить жители Африки этим мифом?
Ответ - Так африканцы объяснили наличие Луны на небе только ночью, а Солнца - только днём.
Рассказчик 2. У индийцев тоже есть миф о Луне.
Светлоликого Сому боги сделали богом Луны. По его велению выходили на охоту ночные звери, отправлялись в путь по небу планеты, зажигались созвездия. Боги наказали Соме хорошо относиться ко всем, кто находится под его покровительством. Но возгордился Сома своей властью и приблизил к себе самое красивое созвездие Рохини, а на остальных перестал обращать внимание. Главный бог Брахма сделал Соме замечание, потом ещё и ещё, но Сома не отреагировал. И тогда Брахма наслал на Сому болезнь: Сома стал худеть и бледнеть. На Земле стали чахнуть растения, тощать и слабеть ночные звери и птицы, а люди становились всё хуже и хуже. Все заволновались и попросили Брахму простить Сому, иначе на Земле всё погибнет. И Брахма тогда сказал: «Хорошо, я прощу его, но отныне в течение половины месяца Сома будет худеть, а вторую половину - полнеть. Пусть он всегда помнит, что бог тоже всегда должен держать своё слово».
Вопрос – А здесь какой факт попытались понять и разъяснить индийцы?
Ответ - Так индийцы объяснили фазы Луны.
Рассказчик 3. А это китайский миф
Китайцы были убеждены, что Луна сделана из воды и на ней живут жаба и заяц. Жаба на Луне появилась с Земли: однажды жена великого охотника И прекрасная Чан Э поднялась на небо и улетела на Луну. И вот когда она оказалась у входа в чудесный нефритовый дворец, то вдруг превратилась в жабу.
А заяц – это давний обитатель Луны, он занят очень важной работой: сидит под вечным деревом и толчёт в большой ступе порошок жизни. Изображения зайца и жабы китайцы различают в лунных пятнах.
Каждый год, вот уже больше тысячи лет, в конце сентября китайцы отмечают праздник лунного зайца.
Вопрос – А здесь какой факт попытались понять и разъяснить китайцы?
Ответ - Так китайцы объяснили пятна Луны.
Рассказчик 4. Медленно едет по небу в своей колеснице богиня Ночи - Нокта. Своим тёмным покровом закрыла она Землю. Тьма окутала всё кругом. Вот какое-то лёгкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно всё сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луны - Селена. Спокойно, величественно едет богиня по небу. Она мирно светит на небо, заливая всё вокруг серебристым сиянием.
Объехав небесный свод, богиня спустится в глубокую пещеру, где находится её любимый юноша. Она склоняется над ним и шепчет ему слова любви. Но не слышит её любимый, поэтому так печальна Селена и печален свет её, который она льёт на Землю.
Так греческий миф рассказывает о Луне и объясняет загадку лунного света.
Всегда печальна, холодна
Во тьме горящая Луна.
Вопрос – А здесь какой факт попытались понять и разъяснить древние греки?
Ответ - Так древние греки объяснили загадку лунного света.
Селена - Ночью все любуются красотою Луны, читают о ней стихи.
Вот и мы прочитаем одно стихотворение.
Выходит девочка - чтица. Читает стихотворение
Лунный сонет (Лодонгийн Тудэв)
Луна и лотос … Все стихи Востока
Вас воспевали. Прославлял Восток
Лучистый диск, сияющий высоко,
Любви и славы сладостный цветок.
Луна и лотос …. Источает лотос
Свой нежный запах над безмолвьем вод,
И лунный свет всё так же тихо льётся …
Но на Луне сегодня луноход.
Была Луна им заново открыта,
И связь наладив, известил он нас
Что найден им кусок метеорита
Что плоть Луны - базальт и диабаз.
Всё так же льётся древний лунный свет,
Но я пишу по- новому сонет.
Учитель – Луноход! Посмотрим, как это происходило.
Показывается видео «Луноход - 1»
Селена - Многие художники изображали Луну на своих картинах. Одна из самых знаменитых картин – картина А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
На экран проецируется репродукция картины А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Рассказ о картине.
Рассказчик 5. В 1881 году А. И. Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о небывалой красоте этой новой картины. На два часа по воскресеньям художник открывал дверь своей мастерской и желающие (а таковых было много) могли её посмотреть. Эта картина обрекла поистине легендарную славу. Прямо из мастерской, ещё до выставки, картина «Лунная ночь на Днепре» была за большие деньги куплена великим князем Константином Константиновичем.
А потом А. И. Куинджи выставил одну эту картину в Санкт-Петербурге. Выставка художника с одной единственной картиной была событием непривычным. Но произошла сенсация. Длинные очереди людей выстраивались, чтобы увидеть это необычное зрелище.
Картина висела одна. Окна в комнате были задрапированы. Картина же освещалась пучком света. Посетители входили и, заворожённые, останавливались. Эффект лунного сияния был так велик, что посетители невольно заглядывали за картину, пытаясь найти там фонарь или лампу.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты. Репродукции картины тысячами экземпляров разошлись по всей стране. Поэт Я. Полонский тогда писал: «Положительно, я не помню, чтобы ещё перед какой - нибудь картиной так долго застаивались люди». Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
Учитель - Итак… Интересной оказалась Луна?! Совершим же путешествие на неё и познакомимся с ней поближе.
Но вначале решим задачу.
Задача
Наш космический экспресс везёт на Луну не только нас, но и зверей. На каждом корабле по одному зверю.
Обезьяна летит впереди ягуара
Бегемот - впереди кенгуру,
Кенгуру - впереди обезьяны.
Кто за кем летит?
К доске приглашаются 4 человека. Им выдаются изображения зверей: бегемота, кенгуру, обезьяны и ягуара.
Ребятам нужно встать в нужном порядке.
Ребята становятся в нужном порядке.
Учитель – А каково же расстояние до Луны?
Выходит рассказчик и рассказывает
Рассказчик 6 –
Точное расстояние от Земли до Луны измерили в 1969 году. Свет от лазера на Земле отразился в зеркале на Луне. Определив время, за которое луч света прошёл расстояние от Земли до Луны и обратно, учёные установили, что от Земли до Луны приблизительно 384 400 километров.
Если к Луне отправится первоклассник, то, идя без остановки 120 километров в день, к концу путешествия он станет десятиклассником.
Если ехать на автомобиле со средней скоростью 100 километров в час, то можно добраться за полгода.
Если шары размером с Землю поставить друг на друга, то тридцатый шар коснётся Луны.
Раньше астронавты долетали до Луны всего за три дня. Сейчас летают иначе — на полёт нужны недели и даже месяцы.
Учитель - И вот мы на Луне. Что мы можем о ней узнать? Послушаем наших знатоков.
Рассказчик 7 -
Греческий учёный Анаксагор первый сделал вывод о том, что Луна не светит сама, а отражает солнечный свет. Он же объяснил причины затмений. Если Луна, Земля и Солнце располагаются на одной линии и Земля находится посередине, то тень от Земли закрывает Луну и она делается невидимой. Это и есть лунное затмение.
Показывается опыт: глобус (Земля), лампа (Солнце) и мяч (Луна).
Разместим всё в следующем порядке: на прямой линии «Солнце» в тёмной комнате, «Земля», «Луна» так, чтобы «Луна» оказалась в тени.
Опыт показывает, что затмение происходит тогда, когда один предмет заслоняет свет от другого.
Рассказчик 8 - Луна кажется большой, потому что находится к Земле ближе других небесных тел, но она относительно невелика: в 50 раз меньше Земли. Лунный месяц короче: он составляет 29 суток. И сила притяжения на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
Человек весом в 60 килограммов весил бы на Луне всего 10.
Слабая сила притяжения не позволяет Луне удержать атмосферу. По этой же причине на Луне нет воды. Температура днём - +122 градуса, а температура ночью - -169 градусов по Цельсию
По мере того, как Луна изменяет своё положение, мы видим разные участки освещённой поверхности Луны.
Показывается светильник «Фазы Луны» и рисунок «Фазы Луны». Объясняются фазы Луны.
Рассказчик 9 –
Доля видимой с Земли поверхности Луны составляет 59 %. Обратную сторону Луны мы не видим. Большая часть поверхности Луны неровная. Она покрыта горными хребтами, кратерами - кольцевыми горами и тёмными равнинами, которые со времён Г. Галилея называются "морями". На Луне много камней и немного пыли. Кратеры образовались в результате ударов метеоритов. Самые дальние предметы там видны так же ясно, как и близкие.
Вот некоторые селенографические названия: залив Радуги, море Дождей, море Мечты, море Холода, море Изобилия, море Спокойствия, кратер Циолковского, кратер Эратосфен, кратер Атлас, кратер Архимед, кратер Птолемей, кратер Лейбница и др. Есть горы Альпы. Ночь сменяется днём мгновенно. Так же быстро происходит переход от дневной к ночной температуре. Не слышно никаких звуков. Звёзды не мерцают. Их можно увидеть и днём и ночью.
Живых, а тем более разумных, существ на Луне нет.
Лунный пейзаж выглядит примерно так.
Показывается фотография «Ландшафт Луны».
Учитель – Посмотрим, лучше ли люди XXI века знают Луну, чем люди, жившие 100 лет назад.
На экран выводится отрывок из романа Г. Уэллса «Первые люди на Луне».
Задание. Найдите ошибки.
«Нам представилась дикая и мрачная картина. Мы находились в обширной и круглой равнине, на дне гигантского кратера. Его обрывистые стены замыкали нас со всех сторон. Невидимое ещё Солнце ярко освещало хаотические нагромождения чёрных и белых скал, перерезанных сугробами и снежными ущельями. Кое где блестели лужи и ручьи. Так было сначала, а потом вдруг наступил удивительный лунный день. При первом проблеске зари со дна ущелья стал подниматься серый туман… , а западная часть кратера озарилась розовым цветом. Резкие контрасты белого и чёрного исчезли, мы увидели голубое и чистое небо. И вдруг … Мне показалось, что один из камней зашевелился и из него показался зеленовато - жёлтый росток. Потом другой и другой. Скоро весь откос покрылся крохотными растеньицами, а через некоторое время откос стал похож на густой ковёр из колючих листьев и стеблей, поражающих мощью своего роста…»
Ответы ребят.
Рассказчик 10 -
С 1959 года начались исследования Луны на самой Луне. Этому способствовали американские аппараты «Аполлон» и советские - «Луна». Благодаря этому удалось сфотографировать обратную сторону Луны, сделать панорамные снимки Луны, доставить на Землю пробы лунного грунта, по Луне походил не только «Луноход», но и люди. 21 июля 1969 года американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин вышли из космического корабля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Позже были совершено ещё несколько высадок на Луну. Всего на ней побывало 12 американцев. Хотя есть люди, которые сомневаются в этом.
В начале 21 века США намерены создать постоянную космическую базу на поверхности Луны и возобновить полёты к Луне.
Второй этап. Звучит музыка К. Дебюсси «Лунный свет».
Луна - А сейчас начинаем лунное двуборье.
Сначала посмотрим, кто лучше всех сможет ответить на вопросы о Луне. Кто желает?
Желающие выходят вперёд и становятся в ряд. Им раздаются цифровые указатели 1, 2, 3, 4.
Тест «На Лунную тему»
1 Что такое Луна?
1 искусственный спутник Земли
2 планета
3 большой астероид
4 естественный спутник Земли
2 Как звали древнегреческую богиню Луны?
1 Дафна
2 Эос
3 Селена
4 Ио
3 Какое животное, по поверьям древних китайцев, живёт на Луне?
1 заяц
2 лев
3 тигр
4 рак
4 Каким будет вес человека на Луне?
1 такой же, как и на Земле,
2 больше, чем на Земле
3 меньше, чем на Земле
4 совсем не будет ощущаться
5 Как назывался космический корабль, на котором летели первые люди, побывавшие на Луне?
1 «Восток-1»
2 «Луна-9»
3 «Аполлон-11»
4 «Лунар Проспектор»
6 Какого цвета на Луне небо?
1 голубое
2 чёрное
3 красное
4 зелёное
7. Какой персонаж древнегреческих мифов дал имя американскому космическому аппарату частной компании для исследования Луны?
1 Геракл
2 Ясон
3 Персей
4 Одиссей.
8 При какой фазе Луна не видна?
1 новолуние
2 первая четверть
4 полнолуние
5 последняя четверть
9. Чем характеризуются лунные моря?
1. в них пресная вода
2. в них нет воды
3. в них только лёд
4. они такие же, как и на Земле.
10. Как называется граница света и тени, изменяющаяся при смене фаз Луны?
1 Ниндзя
2 Тарзан
3 Терминатор
4 Фантомас
По ходу викторины за правильные ответы выдаются жетоны - круглые луники.
Задача «Обратная сторона Луны» (инсценировка)
Селена - На уроке учительница даёт задание:
Учительница - Кто не поленится слетать на Луну и сфотографироваться на её обратной стороне получит в четверти 5.
Рыжиков - А что, слетаю, да ещё вместе с приятелем .
Рассказчик - После школы приятели пошли на космодром, сели в ракету, хотели нажать кнопку «Обратная сторона Луны», но ошиблись нечаянно и нажали кнопку «Видимая сторона Луны». Делать нечего. Полетели. Долетев, приятели сфотографировались и тут же полетели обратно.
Рыжиков - Какая разница, на какой стороне фотографироваться. Рассказчик - Но учительница, внимательно посмотрев на фотографию, ставить пятёрки в четверти приятелям отказалась.
Почему?
Ребятам даётся фотография, они должны ответить на вопрос. За правильный ответ даётся жетон.
Учитель - Вот так, в самых общих чертах, мы смогли рассказать вам о Луне. Несмотря на то, что это наш ближайший сосед, мы ещё очень много о ней не знаем. Неясен даже ответ на вопрос о происхождении Луны.
Может быть, кто-нибудь из вас внесёт свой вклад в исследование Луны.
А пока читайте книги, и вам откроется много интересного.
До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Знаменитая лунная походка Майкла Джексона (видео)
2. Федерико Гарсиа Лорка. Луна восходит (видео)
3. Космос и мы. Луноход-1 (видео)
4. Изображения зверей для задачи "Кто за кем?"




5. Ландшафт Луны (фотография)

6. А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре" (репродукция)

7. К. Дебюсси "Лунный свет" (аудиофайл)
К. Дебюсси. Лунный светZIP / 38.88 Мб
8. Фото светильника "Фазы Луны"

Конспект интерактивного занятия "Лунариум"
ЛунариумDOC / 108 Кб
ИСТОЧНИКИ
1. Бегемот (картинка) - https://i.pinimg.com/736x/87/b7/f1/87b7f15178f64e3c47bba9fd657231dd.jpg
2. Глобус Луны. Анимация полной поверхности Луны. Видимая и невидимая стороны Луны - https://yandex.ru/video/preview/12313465047668106412
3. Загадки про луну для детей - https://zharptica8.ru/podborka/zagadki-pro-lunu-dlya-detej
4. Знаменитая Лунная походка Майкла Джексона - https://dzen.ru/video/watch/6563cec9f6cd644b2b89903c
5. Как появилась Луна - https://trends.rbc.ru/trends/futurology/63d3e4cb9a7947b2ce96c3c0#common
6. Космос и мы. Луноход-1" - https://youtu.be/RyTRGaX774g
7. Кенгуру (картинка) –
https://s.poembook.ru/theme/c5/5b/d2/73487d07c9dbc
379724f1608fb2f1572943205f9.jpeg
8. Луна (анимация) - https://i.pinimg.com/originals/d7/32/65/d732658f87af1a58b7ba2a74fae3e2a8.gif
9. Луна (анимация) - https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1945957/pub_5d0f00a842c5c800b003f8be_5d0f0ce5ef7fdf00afad4
cec/orig
10. Луна (анимация) - https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_
4nXeVBl_GoqVlxOcJPFMS-7Ms3ydWWas24hYRyVyZengrEzs2QU1xEr2I7I2wtXx8xQCpuM7on
W4f62mycd53N21572mL5F5CAa0prOewNQvgmK-sXcbNyBvU9R1BROaEGU7ksHiLo9ddDzzxaplZDRpo8p8?key=
d8NjOryG2DqCYEb0y6NRRQ
11. Луна в мифологии и массовой культуре -
https://dzen.ru/a/Y0XQiPlf8TzhdENK
12. Луна (картинка) – https://stihi.ru/pics/2023/05/06/6401.jpg
13. Луна в цифрах и фактах - https://dzen.ru/a/Y0XQiPlf8TzhdENK
14. Луна и лотос (картинка) –
https://i.pinimg.com/originals/f2/6d/fc/f26dfc8c6660021e6a894cac5b87b723.jpg
15. Лунное затмение (картинка) -
https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/4/4k8KHjZV6FwGJ59dST3qDWXQYsnv0cetBlNCxP
/slide-2.jpg
16. Лунный заяц -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B
%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D1%8F%D1%86
17. Лунный пейзаж (картинка) - https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2017/05/field_image_34585_original.jpg
18. Месяц (картинка) - https://cdn.vectorstock.com/i/1000v/39/19/smiling-moon-vector-1633919.jpg
19. Незнайка на Луне - https://catalog.detmir.st/media/iVDUVxSTobAYhcv3m2A54wZGebC_X5yyY
1Ea3Lg_uWQ=
20. Ночь перед Рождеством (мультфильм) - https://youtu.be/ec3UvNRcvs4
21. Обезьяна (картинка) - https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-1/6148345669.jpg
22. Происхождение Луны (видео) - https://youtu.be/NZyHgaodc7w
23. Терминатор (картинка) - https://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/09/space20.jpg
24. Ф. Г. Лорка. Луна восходит (видео) - https://youtu.be/6-6XJTnz2JI
25. Ягуар (картинка) - https://media.baamboozle.com/uploads/images/68165/1594772425_121154
Горбачёва Марина Юрьевна
Воропаева Лилия Алексеевна