Программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости «Андромеда»

7
0
Материал опубликован 25 May 2019

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости  

 "Андромеда"

 

Продолжительность освоение программы: 24 часа

 

автор программы:

Д. М. Капов

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

 

Содержание:

 

№ п\п

 

стр.

1

Информационная справка

3

2

Пояснительная записка

4

3

Новизна программы

4

4

Актуальность и перспективность

5

5

Понятийный аппарат

6

6

Цель программы

6

7

Задачи программы

7

8

Перспективность программы

7

9

Социальная значимость

8

10

Особенность программы

8

11

Нормативно-правовая база программы

9

12

 Ожидаемые результаты

10

13

Педагогическая модель

11

14

Форма анализа полученных результатов:

11

15

Виды и форма отчетных материалов

11

16

Факторы и минимизация риска:

12

17

Методологическое обеспечение программы:

12

18

Основные средства реализации содержания программы

13

19

Учебно-тематический план

14

20

Содержание программы

15

21

Список литературы

16

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

 программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости

"Андромеда"

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 

Программа "Андромеда" представляет собой модуль дополнительной общеобразовательной комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» - «Шкатулка Пандоры - metamorphosis».

 

Автор программы:

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог высшей квалификационной категории

педагог-психолог ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

ГБНОУ "СПБ  ГДТЮ"

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная комплексная Программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости

"Андромеда".

 

Направленность деятельности: социально-педагогическая, художественная.

Контингент участников программы:

Ø  Педагогический состав УВО;

Ø   Участники образовательного процесса.

 

 

Пояснительная записка:

Гармоничное и целостное развитие личности, как ребенка, так и взрослого, основывается на реализации актуальных потребностей.

Одной из ведущих потребностей в жизни каждого человека является общение.

Под общением мы понимаем процесс взаимодействия, построенный как на вербальной коммуникации, так и на эмоциональной.

Оно (общение) основывается на взаимодействии со сверстниками, обмене информацией, желанием быть принятым, обозначением собственного статуса и жизненной позиции.

В процессе социализации этот процесс приобретает различные формы и проявления, направленные на актуализацию потребностей.

Общение является одним из важнейших условий полноценного формирования психических свойств, состояний и процессов личности.

Любой процесс взаимодействия в окружающей реальности обусловлен необходимостью коммуникации. Общение дает возможность организовывать как общественную деятельность в группе, так и индивидуальную связь в отношениях между людьми.

    Для того, чтобы формировать и развивать отношения с другими, прежде всего, необходимо уметь выстраивать «направление» взаимодействия, в  согласии с самим собой, что в свою очередь является актуальной проблемой в любом возрасте.

Формирование  коммуникативных связей основывается на индивидуальных особенностях, и зачастую, зависит от умения владеть собственными психическими свойствами и состояниями, иными словами, от умения  «вжиться» в то пространство, в котором формируется и развивается взаимосвязь между субъектами общения.   

Одним из важнейших условия «вживания» в пространство взаимодействия- является гибкость психических процессов и состояний.

«Андромеда» состоит из двух отдельных программ, представляющих собой симбиоз  программ, направленный на развитие коммуникативно-эмоциональной гибкости личности»

1.      Программа развития коммуникативной гибкости «Паутина Андромеды»;

2.      Программа развития эмоциональной гибкости «Воображариум Андромеды».

Продолжительность освоения программы:  12\24 часа

(по 6\12 часов на каждую составную  часть программы)

 

Для участников образовательного процесса - 12 часов (по 6 часов на каждую часть программы);

 

Для педагогического состава УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- 24 часа

(по 12 часов на каждую часть программы);

 

Актуальность:

      Процесс взаимодействия между людьми основан на коммуникации, и в настоящее время само общество повышает требования к уровню развития коммуникативных свойств и личностных качеств.

      Происходит своего рода реконструкция представлений о взаимодействии и общении,  где на первый план выходит умение адаптироваться и подстраиваться под динамично меняющиеся условия окружающей объективной реальности.

     В основе адаптации к окружающей реальности, лежит гибкость психических свойств и состояний, развитие которых, способствует наиболее успешной реализации актуальных потребностей личности в процессе взаимодействия.

     Успешность общения, зависит от коммуникативной активности и компетентности, которая формируется на опыте общения при непосредственном взаимодействии.  

     Непосредственное взаимодействие можно проследить на основе общения в референтной группе, которая представляет собой наиболее камфорную среду и коммуникативное пространство.

     Только в подобном пространстве появляется возможность освоить формы межличностного взаимодействия, работы с собственными ресурсами,  а также сформировать основные качества, способствующие развитию собственной коммуникативно-эмоциональной гибкости.

     Основываясь на этом, и была сформирована программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости «Андромеда». 

     «Андромеда»- это динамичная программа работы с собственными ресурсами, психическими свойствами и состояниями, направленная на обучение реализовывать актуальные потребности в общении и самовыражении.

 

Понятийный аппарат программы:

(Описание понятий взято из работы «Психология развития личности» Н. Ньюкомб)

       

 Гибкость- способность достижения поставленной цели вне зависимости от влияния шаблонов и стереотипов.

Коммуникативность- умение транслировать (передавать) мысли, ощущения, переживания в понятной для другого человека форме. Способность без искажения смыслового содержания дополнять информацию.

Коммуникативная компетентность- свойство личности, заключающееся в способности адаптации и принятии опыта общения конкретной социальной среды.                  Лабильность- способность быстро реагировать на изменения в окружающей действительности. Быстрый переход с решения одних задач на выполнения других, без упущения значимости каждой и совершения ошибок.

  Отражаемость- возможность через одни психические состояния повлиять на другие.

 Пластичность- возможность переживать различный оттенки одной и той же эмоции или состояния.

Эмоциональность- способность проявления психических свойств и состояний на невербальном уровне. Нестабильное разноконтрастное отражение собственных психических состояний.

Коммуникативно-эмоциональная гибкость- подвижность поведенческой, коммуникативной и эмоциональной сфер, позволяющая выбирать наиболее адаптивные и гармоничные варианты реакций отражения объективной реальности.

        

 Целью программы «Андромеда» является  создание благоприятных условий для работы с собственными психическими свойствами и состояниями, способствующих развитию коммуникативно-эмоциональной гибкости. 

Объектом программы «Андромеда» является коммуникативный процесс, как целостный компонент взаимодействия.

Предмет представлен как ситуация развития коммуникативно-эмоциональной гибкости личности в процессе образовательного взаимодействия.

 

В условиях учебно-воспитательной деятельности ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» основными задачами  программы «Андромеда» являются:

Воспитательные:

Ø формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности;

Ø формирование представлений о формах коммуникативного взаимодействия;

Ø формирование навыка регуляции собственных эмоциональных состояний, и форм ответной реакции на эмоциональные состояния окружающих;

Обучающие:

Ø  обучение механизмам трансформации эмоциональных состояний;

Ø  обучение способности построения коммуникативных связей;

Ø  обучение установлению межличностных отношений, соответствующих социальному положению личности;

Ø  обучение механизмам бесконфликтного взаимодействия с окружающей действительностью;

Развивающие:

Ø развитие способности установления и поддержания контакта в процессе общения и взаимодействия;

Ø развитие представлений о ограничениях во взаимодействии с другими;

Ø развитие осознания внутренних барьеров, мешающих полноценной коммуникации;

Ø развитие умения моделировать ситуации отражения и ответных реакций;

Ø развитие коммуникативно-эмоциональной компетентности

 

 

Перспективность

Развитие коммуникативной гибкости лежит в основе совершенствования  базовых коммуникативных умений.

Насыщение процесса коммуникации эмоциональной нагрузкой, делает его более «объемным», полным, красочным.

Исходя из этих оснований, можно сделать вывод о перспективности использования данной программы, как инструмента личностного роста и саморазвития. 

Развитие коммуникативно-эмоциональной гибкости является одним из актуальных вопросов современности, т.к в настоящее время, дети, подростки, взрослые больше склонны к искусственной форме общения, через различного рода мессенджеры.

Работа по программе «Андромеда» дает возможность каждому участнику попробовать трансформировать и развить собственный коммуникативный навык, наполняя, дополняя, насыщая его новыми формами.

Слияние тренинговой и интерактивной форм взаимодействия занятий программы, дает возможность получения собственного опыта, отражения его на себя, и возможность выработки нового, более комфортного «коммуникативного поведения».

 

Социальная значимость

Программа особенно значима для детей, которые менее приспособлены для жизни вдали от семьи. У них сложнее происходит процесс социальной адаптации: самостоятельного налаживания социальных связей, их сложнее организовать на коллективную деятельность. Программа поможет сделать пребывание ребенка в «Зеркальном» интересным, полезным и не травмирующим.

Использование групповых форм в работе положительным образом сказывается на психологическом климате в отряде. Дети становятся более доброжелательными, открытыми, готовыми к сопереживанию и помощи друг другу.

Программа позволяет ее участникам в мягкой игровой форме развить социальные, коммуникативные и личностные компетенции ребенка, усовершенствовать навыки взаимодействия и сотрудничества с другими людьми, незаметно для себя получить новый опыт позитивного отношения к жизни, выразить свое творчество, способствует самореализации детей.

 

Особенность программы

Основная идея программы, заключается в создании благоприятных условий, в которых  развитие коммуникативно-эмоциональных компетенций происходит через познание себя, и приобретение опыта общения через ролевую игру.

В контексте программы «Андромеда», ролевая игра выступает в качестве эффективной формы развития коммуникативных навыков.

Основная идея представлена тем, что участники временно принимают на себя различные модели поведения, тем самым формируя собственные ответные реакции на воздействие окружающей реальности.

Основу программы составляют модули, направленные на работу с конкретными психофизическими свойствами и состояниями, которые имеют возможность возрастной адаптации.

Каждое занятие по программе основано на получении нового знания о себе, и механизмах его использования.

Реализация данной программы, как целостной так и  по модулям,  возможна при соответствующей подготовке руководителя программы, не обязательно специалистом-психологом.

 

Нормативно-правовая база:

       Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

       Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

       Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;

       Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

       Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

       Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

       Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров ).

       Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).

       Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развития образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»;

       Постановление Правительства Санкт-Петербурга №242 от 15марта 2012 года «О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге» закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»;

       Программа развития обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» на 2015-2020 годы

 

Возраст участников: программа адаптирована для групповых занятий с разными возрастными группами участников образовательного процесса: дети и подростки от 12 лет, педагогический состав

 

Сроки реализации программы:

Полный комплекс программы – 12\24 ч.

Для участников образовательного процесса - 12 ч.;

Для педагогического состава УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- 24 часа.

 

Ожидаемые результаты:

у участников программы:

Предметные:

ü  Событийное пространство способствовало достижению педагогических задач образовательных программ профильных коллективов смены.

Метапредметные:

ü  Сформированы коммуникативные компетенции собственного ресурсного потенциала через чередования разнообразных форм и видов деятельности.

ü   Сформированы умения адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности.

ü  Сформирован навык регуляции собственных эмоциональных состояний, и форм ответной реакции на эмоциональные состояния окружающих.

Личностные:

Ø  В созданных для социализации условиях обучающиеся научены механизмам трансформации эмоциональных состояний;

ü  У участников образовательного процесса  наблюдается проявление компетенций успешного и позитивного взаимодействия с другими участниками для общего результата.

ü  Совершенствуются индивидуальные навыки командного взаимодействия, общения и коммуникации.

 

результат для ЗЦ ДЮТ "Зеркальный"

Ø  Апробация новой модели программы;

Ø  Совершенствование методик индивидуальной и групповой форм работы,

Ø  Совершенствование методик психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

Ø  Возможность представления полученных результатов в программе обмена опытом.

Педагогическая модель:

Ø  Модель развивающего образования;

Ø  Игровая  (интерактивная) модель;

Ø  Проективная  модель;

Ø  Динамическая модель;

Функции программы:

Ø  Конструктивная;

Ø  Гностическая;

Ø  Коммуникативная;

Ø  Эмоциональная.

Форма анализа полученных результатов:

Внутренняя форма анализа

Внешняя форма анализа

1.

Полный входно-выходной анализ методик измерения полученных результатов

Независимая экспертиза

2.

Выходная анкета обратной связи

Программа обмена педагогическим опытом

3.

Анализ продуктов деятельности

 

4.

Фиксирование динамики изменений  психических свойств и состояний

 

5.

Анкета обратной связи участников программы

 

 

Виды и форма отчетных материалов:

Ø  Список участников занятия;

Ø  Анкета обратной связи участников программы (включающая в себя отзыв о занятии);

Ø  Заключение на основе наблюдения и выводов по итогам каждого занятия;

Ø  Анализ продуктов деятельности;

Ø  Комплексный анализ внешней экспертизы;

Ø  Анализ эмоциональной карты.

Факторы и минимизация риска:

Факторы риска

Механизмы минимизации риска

1

Эмоциональная замкнутость

1. Входное, теоретическое занятие по каждой форме работы, с целью создания единого эмоционального пространства, способствующего общей адаптации участников образовательного процесса;

2. Проведение серии вступительных упражнений, с целью выравнивания эмоционального фона всех участников программы;

3.Работа с психофизическими зажимами и барьерами.

2

Интенсивность программы

1.Поэтапное, теоретически обоснованное  проведение каждого блока программы;

2.Полный анализ продуктов деятельности (совместно с участниками образовательного процесса);

3.Добровольное участие в аналитической и проективной части практического занятия.

3

Несоответствие методики и техники с зонами актуального и ближайшего развития

1.Адаптация каждого из занятий под возрастные особенности групп участников образовательного процесса.

4

Неграмотное использование элементов программы

1.Проработка всех возможных ходов развития занятия;

2.Реализация программы осуществляется только специалистом педагогом-психологом, либо лицом, имеющим соответствующую подготовку.

 

Методологическое обеспечение программы:

Раздел, тема

Форма организации занятия

Техническое и  дидактическое оснащение

Форма подведения итогов

1

Определение уровня  эмоциональной стабильности

Наблюдение,

Интерактивное вводное занятие

Вспомогательные материалы (листы бумаги, карандаши, мягкие игрушки, нейлоновая ткань, манипуляторы)

Совместный анализ общего эмоционального пространства

 

2

Взаимодействие

Теоретическое и практическое занятие,  в форме игрового интерактива.

Методическая литература, вспомогательные материалы (стереоизображения, нейлоновая ткань, манипуляторы, аудио фон)

Опрос, анализ действий

3

Самостоятельность

Практикум

Вспомогательные материалы (листы бумаги, карандаши, мягкие игрушки, нейлоновая ткань, манипуляторы)

Анализ собственных эмоциональных состояний

4

Эмоциональная разгрузка

Практическое занятие

Вспомогательные материалы: аудиовизуальная аппаратура,

средства визуализации представлений, гуашь, кисти, манипуляторы, глянцевая бумага, нейлоновая ткань.

Рефлексия,

Анализ продуктов деятельности

5

Информационный (теоретический блок)

Беседа, практикум

Методическая литература

Коллективное обсуждение

 

Методологической основой программы является индивидуально-личностный подход, при котором участник занятия  рассматривается как активный субъект своего развития.

 В основу программы "Андромеда" входят разнообразные формы интерактивных, творческих и тренинговых занятий.

 

Основные средства реализации содержания программы:

Ø  Теоретические и практические занятия;

Ø  Стимулирование конкретных действие;

Ø  Игровые, интерактивные, развивающие, и тренинговые занятия;

Ø  Анкетирование по итогам каждого блока программы.

 

Программа построена на трансформации и слиянии различных психотехник и последовательной работы с группой, основанной на принципах развития групповой динамики.

 

В условиях ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» адаптированы такие формы измерения полученных результатов как:

Ø  Стена гласности;

Ø  Экран настроения;

Ø  Паутина общения.

Дополнительно используемые методики измерения полученных результатов:

Ø  Определение коммуникативной компетентности;

Ø  Карта настроения (С. Майер);

Ø  Оценка эмоциональной устойчивости (Н. В. Чудновский);

Ø  Оценка коммуникативной гибкости (Н. Ньюкомб);

 

Учебно-тематический план.

1.Программа развития коммуникативной гибкости «Паутина Андромеды»

Темы:

Теория

Практика

Всего

1.

Работа с построением коммуникативных связей

6\12

1.1

Тренинговое занятие «Паутина»*

0,5

1,5

2

1.2

Интерактивное занятие  «Секрет Джованни»*

0,5

1,5

2

1.3

Интерактивное занятие «Комната игрушек»

0,5

1,5

2

1.4

Сюжетно-ролевая психологическая игра «Узники Азкабана»*

1 \(0,5)

2 \(1,5)

3\(2)

1.5

Интерактивное занятие «Старый замок»

1

2

3

*

Данные формы проводятся для участников образовательного процесса (от 12 лет)

Общий интенсив программы:

6\12 ч.

 

2.Программа развития эмоциональной гибкости «Воображариум Андромеды»

Темы:

Теория

Практика

Всего

1.

Работа с построением коммуникативных связей

6\12

1.1

Тренинговое занятие «Звук»*

0,5

1,5

2

1.2

Тренинговое  занятие  «Древо эмоций»*

0,5

1,5

2

1.3

Интерактивное занятие «Остров сирен»

0,5

1,5

2

1.4

Сюжетно-ролевая психологическая игра «Дом странных детей»*

1 \(0,5)

2 \(1,5)

3\(2)

1.5

Сюжетно ролевая психологическая игра «Чем дальше в лес» (адаптация ролевой игры «Однажды в сказке»)

1

2

3

*

Данные формы проводятся для участников образовательного процесса (от 12 лет).

Общий интенсив программы:

6\12 ч.

 

Содержание программы.

В ходе реализации программы работа ведется по двум основным блокам:

1. Развитие коммуникативной гибкости;

2. Развитие эмоциональной гибкости;

 

Модуль 1.  Программа развития коммуникативной гибкости «Паутина Андромеды»

Цель:  Формирование и развитие умения построения прочных коммуникативных связей, обучение формам трансформации коммуникативного процесса как основы формирования, коммуникативной гибкости.

 

Модуль 2. Программа развития эмоциональной гибкости «Воображариум Андромеды»

Цель: Формирование и развитие представлений об эмоциональной культуре взаимодействия; создание специфических (адаптированных) условий, способствующих развитию эмоциональной гибкости.

 

Реализация программы «Андромеда» осуществляется путем симбиотического смешивания и чередования блоков каждого из модулей.

Гармоничное чередование упражнений и занятий модулей, способствует как развитию отдельных навыков эмоциональной разгрузки, осознанности психических свойств и состояний, совершенствованию коммуникативных навыков, так и полноценному развитию коммуникативно-эмоциональной гибкости.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. – СПБ.: Питер, 2001.

2. Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости. – М.: Просвещение, 2000.

3. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. – М.: Фаир-Пресс, 2004.

4. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. – М.: Академия, 2003.

5. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека". – СПБ.: Питер, 2000.

6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПБ.: Речь, 2008.

7. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – СПБ.: Питер, 2000.

8. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2003.

9. Ньюкомб Нора Психология развития личности ребенка. – М.: Академия, 2000.

10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2001.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПБ.: Питер, 2000.

12. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: Психотерапия,             2006.

13. Солсо Д. Когнитивная психология. – М.:  Тривола, 1996.

14. Степанов С. С. "Мифы и тупики поп психологии". – Дубна.:  Феникс +, 2006.

15. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2001.

16. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. – М.: Издательство Пирожкова,   2002.

Комментарии
Комментариев пока нет.