Занятие по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка-путешественница» на тему «Автоматизация звука [Ш]»
Автоматизация звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница»).
Цель: коррекция недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ; автоматизация звука (Ш) в словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- совершенствование звукопроизношения (произношение звука Ш);
- развитие слухового восприятия, речевого дыхания, голоса, артикуляции.
- развитие мелкой моторики, общей моторики, умения согласовать речь с движением;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- улучшение координации движений;
- укрепление связочно-мышечного аппарата стопы
- стимуляция вестибулярного аппарата;
- использование гимнастики для глаз для снятия зрительного напряжения.
Обучающие:
- знакомство детей со сказкой «Лягушка-путешественница», (обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой)
- расширение активного и пассивного словаря.
- развитие связной речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, усидчивость, нравственные качества (трудолюбие, умение сопереживать и т.п.).
Здоровьесберегающие задачи:
- способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;
- чередовать статические и динамические задания;
- повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции;
Дети входят под музыку в зал
Инструктор по ФИЗО: Ребята, мы сегодня получили письмо от Тётушки- Загадушки. Она приглашает вас в гости послушать новую сказку.
Инструктор по ФИЗО: Пойдем? Как добраться вы знаете? Тётушка написала по какой дорожке нам идти. Тогда давайте отправляться в дорогу.
По тропинке мы шагаем —
Раз, два, три, четыре, пять!
Чтобы в гости к тетушке
Нам не опоздать.
Ну-ка, встанем на носочки, (ходьба на носках, руки в стороны)
Чтобы домик увидать...
Вон виднеется домишко,
Можно к тетушке шагать. (дети идут по кругу),
(ходьба по массажным дорожкам)
Топ, топ ножки,
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем,
И ничуть не устаем.
Так шагают ножки
По кривой дорожке.
Топ, топ, еще топ.
А потом все вместе − стоп!
А вот и тетушка вышла нас встречать.
Дети останавливаются у «Домика тетушки»
(Логопед выходит и говорит от ее лица.)
Логопед Тётушка-Загадушка: Здравствуйте, ребятки! Вот спасибо, что пришли ко мне в гости. У меня есть новая сказка хочу ее вам рассказать. О ком она узнаете если отгадаете загадку.
1) Выпучив глаза сидит, во все стороны глядит,
Родилась в воде, а живет на земле.
2)Рот как ловушка, глаза на макушке.
Узнаете вы квакушку, лупоглазую … (лягушку).
Логопед: - Сегодня я расскажу вам об одной лягушке. Послушайте, как звучит слово: «Лягуш-ш-шка». Какой звук я выделила? (Ш). Будем правильно его произносить и помнить, что при произнесении звука (Ш) губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечкой». Выходящая воздушная струя – теплая.
А теперь слушайте:
- «Жила-была на свете лягушка-квакушка… давайте покажем как она жила»
Артикуляционная гимнастика
Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка. «Улыбка»
А теперь комарик я, хоботок есть у меня. «Хоботок»
На лист кувшинки сели, друг на друга поглядели. «Лопатка»
Налили в чашки чай, его ты пей и не скучай. «Чашечка»
И вкусное варенье дадим на угощенье. «Варенье»
На качелях мы качались и друг другу улыбались. «Качели»
Покатаем шарик дружно, делать всем зарядку нужно. «Катание шарика».
Слушайте дальше: - «…Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Хорошо ей было…»
Самомассаж «Лягушата»
Лягушата дружно встали, (протягивают согнутые в локтях руки вперед)
Свои лапки показали (пальцы широко раздвинули)
Спинки прогибаются, (слегка прогибаются назад)
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали, (хлопки в ладоши)
Ладошками пошлепали.
Шлеп по грудке, по руке, (хлопки по груди, по одной руке, бокам, спине)
По бокам и по спине.
По другой руке стучали (хлопаем по второй руке от кисти к плечу)
И нисколько не устали.
Застучали по ногам - (хлопки по ногам снизу вверх)
Шлеп-шлеп-шлеп,
Тарам-пам-пам!-
А потом, потом, потом (кулачками растираем руки, грудь, бока, спину, ноги)
Кулачком все разотрем,
Ладошками себя погладим (погладить себя мягкими движениями ладоней)
И спинку свою распрямим.
Логопед: а теперь слушайте дальше - «…Подружки-лягушки очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он начнется…»
Д/и «Синоптик» (раздаем детям листики с заданиями и карандаши)
Подскажите лягушкам, пойдет дождик или нет. Посмотри слоги на всех облаках. Облака, на которых написаны слоги АШ (на экране туча со слогом АШ), превратятся в тучи, и из них пойдет дождь. Раскрась их синим цветом и проведи стрелочки к лягушкам. А из облаков, на которых написаны остальные слоги, дождик не пойдет.
Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Слушаем дальше - «…Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она сидела на листе кувшинки и наслаждалась теплым мелким дождиком. Вдруг на это болото залетела стая диких уток…»
Игра «лист кувшинки»
У нас есть кувшинки, в каждой кувшинке картинка, посветите фонариком на кувшинки и увидите что в них спрятано. Оставим только те кувшинки где в названии картинки есть звук (Ш). Тогда утка сможет сесть на лист кувшинки.
«…Утки приземлились на озеро, увидели лягушку и заговорили между собой…»
Инструктор по ФИЗО : на полу разложены кувшинки, необходимо попасть лягушкой на кувшинку, стать на нее и повторить чистоговорку. Все дети должны занять кувшинки.
Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках
Ушка-ушка-ушка – вот лягушка.
Ушка-ушка-ушка – зеленая лягушка
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ушка-ушка-ушка – ловко прыгает лягушка.
Ушка-ушка-ушка – мы увидели лягушку.
Ушка-ушка-ушка – живет на болоте лягушка.
Ушка-ушка-ушка – на берегу сидит лягушка
Ушка-ушка-ушка – скажем «Здравствуйте!» лягушке.
Инструктор по ФИЗО: Лягушки очень старались занять кувшинки, устали и сейчас нужно немного размяться
Физкультминутка «Лягушка».
Гимнастика для глаз.
Логопед: молодцы, все размялись, а теперь слушаем дальше: «…Лягушка захотела показать уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но сильно разволновалась и все перепутала…»
Давайте поможем лягушке исправить ошибки:
С другом мы играли в …ЧАШКИ,
Пили чай из белой …ШАШКИ!
Вылезла из норки … ШИШКА,
На нее упала … МЫШКА!
Мы с сестрой посуду … ШИЛИ
И наряды куклам … МЫЛИ!
Модница надула … ШУБЫ –
Не подходят ей все … ГУБЫ!
Горько плачет бедный … ШАРИК,
Улетел воздушный … Гарик!
Логопед: спасибо ребята, вы помогли лягушке исправить ошибки, но давайте послушаем что было дальше: «…Утки рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними, но как это сделать, ведь лягушка летать не умела. «Я придумала», - сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать…» Так и сделали…»
Автоматизация звука (Ш) во фразах
Наша лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей завидовали. Послушай, что они из зависти говорили улетающим уткам, и повтори:
Наши квакуши вашей краше.
Ваша квакуша тише наших.
Рот у нашей квакуши шире вашей.
Наши квакуши выше вашей.
Наша лягушка – хохотушка.
У нашей лягушки – улыбка до ушей.
Наша лягушка – путешественница.
В этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? (Ш). Наша героиня прислала своим подружкам письмо. В нем она нарисовала всех, кого встретила по дороге.