Занятие по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка-путешественница» на тему «Автоматизация звука [Ш]»

2
0
Материал опубликован 30 May 2023

Автоматизация звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница»).

Цель: коррекция недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ; автоматизация звука (Ш) в словах и предложениях.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

- совершенствование звукопроизношения (произношение звука Ш);

- развитие слухового восприятия, речевого дыхания, голоса, артикуляции.

- развитие мелкой моторики, общей моторики, умения согласовать речь с движением;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- улучшение координации движений;

- укрепление связочно-мышечного аппарата стопы

- стимуляция вестибулярного аппарата;

- использование гимнастики для глаз для снятия зрительного напряжения.

Обучающие:

- знакомство детей со сказкой «Лягушка-путешественница», (обогащение эмоционально – чувственной сферы детей посредством общения со сказкой)

- расширение активного и пассивного словаря.

- развитие связной речи.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, усидчивость, нравственные качества (трудолюбие, умение сопереживать и т.п.).

Здоровьесберегающие задачи:

- способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в ходе образовательной деятельности;

- чередовать статические и динамические задания;

- повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции;


Дети входят под музыку в зал

Инструктор по ФИЗО: Ребята, мы сегодня получили письмо от Тётушки- Загадушки. Она приглашает вас в гости послушать новую сказку.

Инструктор по ФИЗО: Пойдем? Как добраться вы знаете? Тётушка написала по какой дорожке нам идти. Тогда давайте отправляться в дорогу.

По тропинке мы шагаем —

Раз, два, три, четыре, пять!

Чтобы в гости к тетушке

Нам не опоздать.

Ну-ка, встанем на носочки, (ходьба на носках, руки в стороны)

Чтобы домик увидать...

Вон виднеется домишко,

Можно к тетушке шагать. (дети идут по кругу),

(ходьба по массажным дорожкам)

Топ, топ ножки,
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем,
И ничуть не устаем.
Так шагают ножки
По кривой дорожке.
Топ, топ, еще топ.
А потом все вместе − стоп!

А вот и тетушка вышла нас встречать.

Дети останавливаются у «Домика тетушки»

(Логопед выходит и говорит от ее лица.)

Логопед Тётушка-Загадушка: Здравствуйте, ребятки! Вот спасибо, что пришли ко мне в гости. У меня есть новая сказка хочу ее вам рассказать. О ком она узнаете если отгадаете загадку.

1) Выпучив глаза сидит, во все стороны глядит,

Родилась в воде, а живет на земле.

2)Рот как ловушка, глаза на макушке.

Узнаете вы квакушку, лупоглазую … (лягушку).

Логопед: - Сегодня я расскажу вам об одной лягушке. Послушайте, как звучит слово: «Лягуш-ш-шка». Какой звук я выделила? (Ш). Будем правильно его произносить и помнить, что при произнесении звука (Ш) губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечкой». Выходящая воздушная струя – теплая.

А теперь слушайте:

- «Жила-была на свете лягушка-квакушка… давайте покажем как она жила»

Артикуляционная гимнастика

Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка. «Улыбка»

А теперь комарик я, хоботок есть у меня. «Хоботок»

На лист кувшинки сели, друг на друга поглядели. «Лопатка»

Налили в чашки чай, его ты пей и не скучай. «Чашечка»

И вкусное варенье дадим на угощенье. «Варенье»

На качелях мы качались и друг другу улыбались. «Качели»

Покатаем шарик дружно, делать всем зарядку нужно. «Катание шарика».

Слушайте дальше: - «…Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Хорошо ей было…»

Самомассаж «Лягушата»

Лягушата дружно встали, (протягивают согнутые в локтях руки вперед)

Свои лапки показали (пальцы широко раздвинули)

Спинки прогибаются, (слегка прогибаются назад)

Лягушки улыбаются.

Лапками похлопали, (хлопки в ладоши)

Ладошками пошлепали.

Шлеп по грудке, по руке, (хлопки по груди, по одной руке, бокам, спине)

По бокам и по спине.

По другой руке стучали (хлопаем по второй руке от кисти к плечу)

И нисколько не устали.

Застучали по ногам - (хлопки по ногам снизу вверх)

Шлеп-шлеп-шлеп,

Тарам-пам-пам!-

А потом, потом, потом (кулачками растираем руки, грудь, бока, спину, ноги)

Кулачком все разотрем,

Ладошками себя погладим (погладить себя мягкими движениями ладоней)

И спинку свою распрямим.

Логопед: а теперь слушайте дальше - «…Подружки-лягушки очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он начнется…»

Д/и «Синоптик» (раздаем детям листики с заданиями и карандаши)

Подскажите лягушкам, пойдет дождик или нет. Посмотри слоги на всех облаках. Облака, на которых написаны слоги АШ (на экране туча со слогом АШ), превратятся в тучи, и из них пойдет дождь. Раскрась их синим цветом и проведи стрелочки к лягушкам. А из облаков, на которых написаны остальные слоги, дождик не пойдет.

Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Слушаем дальше - «…Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она сидела на листе кувшинки и наслаждалась теплым мелким дождиком. Вдруг на это болото залетела стая диких уток…»

Игра «лист кувшинки»

У нас есть кувшинки, в каждой кувшинке картинка, посветите фонариком на кувшинки и увидите что в них спрятано. Оставим только те кувшинки где в названии картинки есть звук (Ш). Тогда утка сможет сесть на лист кувшинки.

«…Утки приземлились на озеро, увидели лягушку и заговорили между собой…»

Игра «Лягушки-попрыгушки».

Инструктор по ФИЗО : на полу разложены кувшинки, необходимо попасть лягушкой на кувшинку, стать на нее и повторить чистоговорку. Все дети должны занять кувшинки.

Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках

Ушка-ушка-ушка – вот лягушка.

Ушка-ушка-ушка – зеленая лягушка

Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.

Ушка-ушка-ушка – ловко прыгает лягушка.

Ушка-ушка-ушка – мы увидели лягушку.

Ушка-ушка-ушка – живет на болоте лягушка.

Ушка-ушка-ушка – на берегу сидит лягушка

Ушка-ушка-ушка – скажем «Здравствуйте!» лягушке.

Инструктор по ФИЗО: Лягушки очень старались занять кувшинки, устали и сейчас нужно немного размяться

Физкультминутка «Лягушка».

Гимнастика для глаз.

Логопед: молодцы, все размялись, а теперь слушаем дальше: «…Лягушка захотела показать уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но сильно разволновалась и все перепутала…»

Давайте поможем лягушке исправить ошибки:

С другом мы играли в …ЧАШКИ,

Пили чай из белой …ШАШКИ!

Вылезла из норки … ШИШКА,

На нее упала … МЫШКА!

Мы с сестрой посуду … ШИЛИ

И наряды куклам … МЫЛИ!

Модница надула … ШУБЫ –

Не подходят ей все … ГУБЫ!

Горько плачет бедный … ШАРИК,

Улетел воздушный … Гарик!

Логопед: спасибо ребята, вы помогли лягушке исправить ошибки, но давайте послушаем что было дальше: «…Утки рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними, но как это сделать, ведь лягушка летать не умела. «Я придумала», - сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать…» Так и сделали…»

Автоматизация звука (Ш) во фразах

Наша лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей завидовали. Послушай, что они из зависти говорили улетающим уткам, и повтори:

Наши квакуши вашей краше.

Ваша квакуша тише наших.

Рот у нашей квакуши шире вашей.

Наши квакуши выше вашей.

Наша лягушка – хохотушка.

У нашей лягушки – улыбка до ушей.

Наша лягушка – путешественница.

В этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? (Ш). Наша героиня прислала своим подружкам письмо. В нем она нарисовала всех, кого встретила по дороге.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.