"Речевые подвижные игры в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

7
3
Материал опубликован 6 November

Речевые подвижные игры в логопедической работе.

Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются его черты характера, формируется общительность, активность, инициативность. Все эти качества важны и актуальны в современном мире. Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки, на прогулке, в свободное от занятий время.

Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, повышать речевую активность детей, способствовать профилактике возникновения речевых нарушений и добиваться совместных положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

1. «Логотвистер»

Задачи: автоматизация звука в словах и фразе; развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза; формирование фонематического слуха.

Оборудование: игра «Твистер», предметные изображения на определенные звуки

Дидактическая игра представляет собой игровое поле, на котором изображены круги красного, зелёного, синего и желтого цвета. На круги наклеены различные картинки (в данном случае картинки со звуком Р в названиях). Игровые действия выполняются в зависимости от цели игры. Предложены и описаны 5 вариантов игр, которые помогают развивать речь дошкольников.

Описание игры:

1 вариант игры: ребенок проходит маршрут по заданной траектории на карточке и называет слова на кругах твистера по ходу движения, не забывая при этом правильно произносить звук.

2 вариант игры: ребенку предлагается пройти по полю игры, выстроив дорожку только по тем словам, где определенный звук стоит например в начале слова (в середине или конце слова).

3 вариант игры: логопед называет ряд слов и просит ребенка запомнить на слух их последовательность. Затем, ребенок, называя слова по памяти, проходит по кругам с их изображнием.

4 вариант игры: логопед предлагает детям найти картинки в названии, которых есть определенное количество слогов и занять на игровом поле соответствующий круг с изображением.

5 вариант игры: найти на игровом поле предметы, названия которых начинаются на одинаковые слоги и соединить их ногами или руками.

6 вариант игры: ребенок переступает по кругам твистера и называет фразу: в кРасном кРуге Ракета, в синем кРуге помидор и т.д.

Напольная твистер-игра является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиямПо сравнению с другими видами игр имеет характерную особенностьспособствуют формированию речи, развитию двигательных и познавательных способностей.

t1730921478aa.png t1730921478ab.png

t1730921478ac.jpg t1730921478ad.jpg

2. Дидактическая игра «Ушки на макушке»

Задачи: развитие фонематического слуха.

Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, маракас, колокольчик

Описание игры:

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом: услышишь звучание бубна – попрыгай на месте, маракаса – покружись, колокольчика - бег по кругу.



3. Дидактическая игра «Рассели по домикам»

Задачи: развитие навыков звуко - буквенного анализа и синтеза.

Оборудование: три корзинки со схемами позиции звука в слове, предметные картинки.

Описание игры: дети выстраиваются в одну колонну друг за другом. На столе стопкой лежат предметные картинки. На расстоянии 4-5 метров стоит стол с тремя корзинками, на которых имеются схемы позиции звука в слове. Дети по очереди вытягивают картинки и определяют место звука в слове. В зависимости от позиции звука, дети кладут картинки в корзинки с соответствующей схемой.

t1730921478ae.jpg t1730921478af.jpg

4. Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Логопед называет птиц и насекомых. Если ведущий назвал не птицу, а насекомое, игроки должны реагировать каким-то движением, например, хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.

Например:

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Стрекозы, пауки и разные жуки.

Услышав хлопок, ведущий спрашивает, что неправильно. Дети должны объяснить, что стрекозы, пауки и жуки – это не птицы. Если дети не заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку.

1.Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки, воробьи, пчелы, муравьи.

2. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Мушки, мотыли, а также снегири.

3. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижы,

Комары, кукушки,

Маленькие мушки.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки…

Кулики, лягушки

5.Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

t1730921478ag.jpg


5. Дидактическая игра «Звуковая цепочка»

Задача: закрепление навыков звукового анализа

Оборудование: мяч

Описание игры: логопед кидает мяч одному из детей и произносит слово. Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук, названного слова и кинуть мяч другому ребенку. Следующий ребенок, снова придумывает слово, начинающееся на последний звук названного слова.

t1730921478ah.jpg

Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда. Таким образом, следует отметить, что подвижные игры:

Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста подвижности на занятиях;

Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;

Развивают общую и мелкую моторику; ориентировку в пространстве;

 Нормализуют эмоционально-волевую сферу;

Развивают глазомер, силу, ловкость, внимание, быстроту реакции;

Развивая мышечную силу, усиливают работу легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы подвижные игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезный материал! Интергированный и актуальный!

7 November

Спасибо большое за оценку!

8 November

Благодарю за помощь коллегам, Айгуль Рафаиловна!

8 November

Похожие публикации