"Речевые подвижные игры в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Речевые подвижные игры в логопедической работе.
Для детей игра – это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются его черты характера, формируется общительность, активность, инициативность. Все эти качества важны и актуальны в современном мире. Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки, на прогулке, в свободное от занятий время.
Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, повышать речевую активность детей, способствовать профилактике возникновения речевых нарушений и добиваться совместных положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
1. «Логотвистер»
Задачи: автоматизация звука в словах и фразе; развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза; формирование фонематического слуха.
Оборудование: игра «Твистер», предметные изображения на определенные звуки
Дидактическая игра представляет собой игровое поле, на котором изображены круги красного, зелёного, синего и желтого цвета. На круги наклеены различные картинки (в данном случае картинки со звуком Р в названиях). Игровые действия выполняются в зависимости от цели игры. Предложены и описаны 5 вариантов игр, которые помогают развивать речь дошкольников.
Описание игры:
1 вариант игры: ребенок проходит маршрут по заданной траектории на карточке и называет слова на кругах твистера по ходу движения, не забывая при этом правильно произносить звук.
2 вариант игры: ребенку предлагается пройти по полю игры, выстроив дорожку только по тем словам, где определенный звук стоит например в начале слова (в середине или конце слова).
3 вариант игры: логопед называет ряд слов и просит ребенка запомнить на слух их последовательность. Затем, ребенок, называя слова по памяти, проходит по кругам с их изображнием.
4 вариант игры: логопед предлагает детям найти картинки в названии, которых есть определенное количество слогов и занять на игровом поле соответствующий круг с изображением.
5 вариант игры: найти на игровом поле предметы, названия которых начинаются на одинаковые слоги и соединить их ногами или руками.
6 вариант игры: ребенок переступает по кругам твистера и называет фразу: в кРасном кРуге Ракета, в синем кРуге помидор и т.д.
Напольная твистер-игра является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиям. По сравнению с другими видами игр имеет характерную особенность: способствуют формированию речи, развитию двигательных и познавательных способностей.
2. Дидактическая игра «Ушки на макушке»
Задачи: развитие фонематического слуха.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, маракас, колокольчик
Описание игры:
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом: услышишь звучание бубна – попрыгай на месте, маракаса – покружись, колокольчика - бег по кругу.
3. Дидактическая игра «Рассели по домикам»
Задачи: развитие навыков звуко - буквенного анализа и синтеза.
Оборудование: три корзинки со схемами позиции звука в слове, предметные картинки.
Описание игры: дети выстраиваются в одну колонну друг за другом. На столе стопкой лежат предметные картинки. На расстоянии 4-5 метров стоит стол с тремя корзинками, на которых имеются схемы позиции звука в слове. Дети по очереди вытягивают картинки и определяют место звука в слове. В зависимости от позиции звука, дети кладут картинки в корзинки с соответствующей схемой.
4. Дидактическая игра «Прилетели птицы»
Логопед называет птиц и насекомых. Если ведущий назвал не птицу, а насекомое, игроки должны реагировать каким-то движением, например, хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
Например:
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Стрекозы, пауки и разные жуки.
Услышав хлопок, ведущий спрашивает, что неправильно. Дети должны объяснить, что стрекозы, пауки и жуки – это не птицы. Если дети не заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи, пчелы, муравьи.
2. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Мушки, мотыли, а также снегири.
3. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижы,
Комары, кукушки,
Маленькие мушки.
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки…
Кулики, лягушки
5.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
5. Дидактическая игра «Звуковая цепочка»
Задача: закрепление навыков звукового анализа
Оборудование: мяч
Описание игры: логопед кидает мяч одному из детей и произносит слово. Ребенок должен придумать слово, начинающееся на последний звук, названного слова и кинуть мяч другому ребенку. Следующий ребенок, снова придумывает слово, начинающееся на последний звук названного слова.
Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы логопеда. Таким образом, следует отметить, что подвижные игры:
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста подвижности на занятиях;
Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
Развивают общую и мелкую моторику; ориентировку в пространстве;
Нормализуют эмоционально-волевую сферу;
Развивают глазомер, силу, ловкость, внимание, быстроту реакции;
Развивая мышечную силу, усиливают работу легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы подвижные игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.
Кияйкина Наталья Федоровна
Вагапова Айгуль Рафаиловна
Трефилова Раиса Поликарповна