Публикация «Технология проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Сетевое издание «Современные педагогические технологии» www.pedtehno.ru
Международная научно-практическая конференция педагогов «Современные образовательные технологии в обучении: теория и практика»
«Технология проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Автор:
Молькова Наталия Владимировна
Учитель-логопед
МОУ Бурмакинская СОШ№2
Бурмакино 2018
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1.Понятие педагогической и логопедической технологии
Глава 2. Практическая часть. Технология проектов в логопедической работе
2.1. Технология проектов в логопедической работе
Заключение
Список литературы
Введение
Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.
Педагогу важно выбрать более эффективную педагогическую технологию. Их задача - создание условий, в которых каждый ребенок может проявить себя как личность, реализовать творческий потенциал. Педагогическая технология проектов как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Важно, чтобы данная деятельность использовалась с раннего возраста, ведь именно тогда и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Хотя данная технология не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.). Современные исследования показывают, что технология проектов наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды.
Вместе с тем, в педагогической теории не выявлены содержательные особенности технологии проектов, педагогические условия и способы ее организации, обеспечивающие ее успешное внедрение в коррекционно- педагогический процесс при работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи и влияния данного метода на их развитие речи.
Глава 1. Теоретическая часть.
Понятие педагогической и логопедической технологии
Рассмотрим, более подробнее понятие педагогической и логопедической технологии.
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности [19,с.5].
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф Талызиной, А.Г. Ривина, Г.К. Селевко, Л.Я. Зориной и др. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психодидактики, социальной психологии и кибернетики (науки об управлении, связи и переработке информации) [19,с.6].
Термин «технология» заимствован из производства и несет в себе смысл реализации системы предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, направленных на достижение цели. В педагогическом аспекте данное понятие приобретает смысл процесса планирования деятельности педагога и его реализации в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов [14,с. 34].
Таким образом, педагогическую технологию понимают:
- как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированное педагогического процесса;
- как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога направленных на решение педагогических задач (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий гарантирующих успех.
Педагогическая технология может быть представлена как технология обучения (дидактические технологии) и технология воспитания.
Понятие «педагогическая технология» может быть раскрыта тремя аспектами:
- научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели. Содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [19,с.6].
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве реального процесса обучения.
Основные характеристики педагогической технологии: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможность диалогического общения. Элементы педагогических технологий должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
В целом методика обучения представляет свод правил, приемов и средств, с помощью которых передается многолетний, научно- обоснованный и подтвержденный практикой опыт. Технология обучения, или образовательная технология, - это «привязывание» методики к конкретным условиям, система использования выбранных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса (Т.П. Сальникова). В связи с этим и об эффективности технологии можно говорить лишь по отношению к определенным детям и педагогам.
Методики обучения (применительно к детям с нарушением развития дополним: методики коррекционной работы, обследования и пр.) более устойчивы, чем технологии, то есть технологии многовариантны даже в рамках одной методики. Вариативность связана с необходимостью реализации дифференцированного подхода, базирующего на учете психофизиологических и личностных особенностей детей.
Педагогические технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Так, в цепочку педагогических действий обязательным элементом включаются действия самого ребенка с ориентацией на развитие его активной позиции. И этот элемент любой педагогической технологии является одним из условий эффективности ее реализации [19,с.7].
В системе образования используются технологии различных уровней:
- общепедагогические технологии (педагогические системы);
- частнопредметные технологии (частные методики), локальные, модульные (технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса);
- технологические микроструктуры (приемы, звенья, элементы). Рассмотрим подробнее о технологиях различных уровней:
- общепедагогический уровень характеризует педагогические системы воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах, целостный образовательный процесс и место логопедической помощи в этом процессе;
- частнометодический уровень представлен специальными логопедическими методиками, которые применяются в определенной последовательности на разных этапах обучения детей;
- модульный уровень представляет собой технологию решения отдельных дидактических задач в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
- технологические микроструктуры: цели, задачи, звенья, этапы, контроль эффективности и др. – в виде технологической цепочки образуют педагогические технологии, например формирование понятий у детей, правильного звукопроизношения, устранения аграмматизма, развития связной речи и др. [19,с.8].
Важно не только освоить теоретические основы, но и научиться составлять технологические схемы (модели), изображать педагогический процесс, его отдельные функциональные элементы, обозначать логические связи между ними.
От технологической схемы можно перейти к технологической карте – описанию процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых педагогических средств. Карта может быть выполнена в графической форме, например при работе с методом проектов составляется паспорт проекта. В нем указывается: актуальность, название проекта, цель, задачи, проблема, участники, сроки, тип проекта, этапы (подготовительный, основной, завершающий), вид презентации и продукта творческой деятельности, результат проекта и др.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям или критериям технологичности.
Критерии технологичности:
- концептуальность. У каждой технологии должно быть научно- методологическое обоснование;
- системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы (логикой процесса, взаимосвязью всех элементов и частей, целостностью);
- управляемость. Возможно целеполагание, планирование, проектирование, прогнозирование процесса обучения. Возможна вариативность средств и методов с целью повышения эффективности процесса обучения;
- эффективность. Педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, должна быть эффективна по результатам и оптимальна по затратам времени и средств;
- воспроизводимость. Возможно применение данной технологии в однотипных образовательных учреждениях, системах [19,с.8].
В соответствии с этапами решения педагогических задач вне зависимости от их содержания и временных рамок на локальном уровне и уровне технологических микроструктур различают взаимосвязанные общие и частные технологии, например, к общим можно отнести: технологию конструирования, проектирования, планирования процесса обучения, технологию его осуществления и пр. К частным: технологию решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, или более конкретные (дидактические): технология организации начала занятий; контроля усвоения нового материала и т.п.
Педагогическая технология требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества. Контроль (диагностика) может быть направлен либо на сам педагогический процесс, либо на выявление сформированности тех или иных качеств, функций, навыков, на которые был направлен данный процесс и частная педагогическая технология.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и новых, обусловленных социальными преобразованиями и общественным прогрессом. Итак, мы подробно рассмотрели понятие «педагогическая технология».
Проанализировав учебно-методическое пособие А.С. Саблевой «Логопедические технологии. Технология логопедического обследования устной речи», мы выделили следующие факторы, что выше перечисленные характеристики, уровни, критерии и требования к педагогическим технологиям в полной мере соотносимы с пониманием сущности логопедической технологии независимо от наличия специального методического инструментария в рамках специальной отрасли коррекционной педагогики – логопедии [19,с.9].
Логопедическая технология как частнопредметная технология аналогично, как и педагогическая, требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества. Использование той или иной логопедической технологии опосредовано исходной диагностической процедурой, а процесс и результат реализации технологии сопровождается динамической диагностикой. Диагностика позволяет:
- прослеживать алгоритм реализации педагогических воздействий;
- определять степень адекватности педагогических поставленным задачам, характеру нарушения речевой функции у детей;
- своевременно вносить коррективы вслед за изменяющейся ситуацией развития ребенка, степенью компенсации нарушенной функции.
Все применяемые в коррекционно-логопедической работе технологии можно систематизировать в соответствии с основными направлениями оказания логопедической помощи:
- диагностический блок (технология обследования);
- коррекционный блок (технология формирования, коррекции);
- профилактический блок (технология пропедевтики) [19.с.9].
По аналогии с педагогическими технологиями в широком спектре логопедических технологий закономерно выделение общих и частных технологий. К общим логопедическим технологиям можно отнести:
- технологию разработки индивидуальных программ коррекционно-логопедического воздействия;
- технологию планирования индивидуальных и фронтальных форм занятий, тематических проектов по лексическим темам при различных нарушениях речевого развития;
- технологию коррекции (формирования);
- технологии обследования произносительной стороны речи, методико-интонационной стороны речи и пр. [14.с.10]
К частным логопедическим технологиям можно отнести технологии решения дидактических коррекционных задач в процессе логопедических занятий и реализации образовательных проектов. Например:
- поддержание и стимуляция познавательной и речевой активности детей во время реализации проектов различных видов;
- организация и соблюдение режима двигательной активности детей на фронтальных, интегрированных и подгрупповых занятиях;
- использование внешних опор (наглядных средств) при развитии речи (по темам проектов);
- постановка звуков, закрепление правильного произношения и прочие.
Анализ данной методической литературы позволил нам установить, что такое педагогическая и логопедическая технология.
Глава 2. Практическая часть. Технология проектов в логопедической работе
2.1. Технология проектов в логопедической работе
Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Анализ научно-методических материалов, учебных программ, педагогических систем воспитания и обучения детей с нарушениями речи, а также собственный опыт позволил нам установить, что данная технология используется в логопедической работе и дает положительные результаты. Поэтому позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Подробнее рассмотрим, почему технология «метод проектов» активно внедряется и используется в работе практикующих учителей-логопедов? Несмотря на то, что в последние годы педагоги активно применяют данный метод в работе с детьми с нарушениями речи, пишут статьи в журналы: «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Коррекционная педагогика» и др., исследований и научно-методической литературы по использованию метода проектов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи издано недостаточно. В основном вся научная литература посвящена применению данного метода в школьном и дошкольном образовании.
Учителя-логопеды и воспитатели, работающие с детьми с нарушением речи, знакомы с тематическим принципом планирования логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ОНР. Такие авторы как Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.А. Миронова предлагают проводить занятия по развитию продуктивных видов деятельности совместно с логопедическими занятиями [23,с.3]. Например, если учитель-логопед проводит с детьми занятия по теме «Овощи», «Домашние животные», то воспитатель будет заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, разучивать физкультминутки по данной лексической теме. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи с детьми, так как речь приобретает действенно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР. Соответственно именно метод проектов подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Изучив программу Н.В. Нищевой (примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет), мы пришли к выводу, что в настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в логопедических группах приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов. Взаимное «пронизование» различных видов деятельности оказывается очень эффективным. На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольниками деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, хороводные игры с пением и подвижные игры, пальчиковые гимнастики, игры-соревнования и эстафеты, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов, кроссвордов, игры- драматизации и др. На интегрированных занятиях дети учатся общаться с друг другом, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса [16, с.56]. Таким образом, интегрированные занятия (деятельность) оказывают специфическое воздействие на развитие речи в целом, а именно: метод проектов подразумевает интеграцию различных видов деятельности по какой-либо теме проекта. При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:
- доступность;
- интегративность;
- соответствие возрастным особенностям;
- воспитательная направленность;
- ориентация на «зону ближайшего развития» [11,с.13].
Признаки проектов:
- самостоятельность, а также сотрудничество – проект подразумевает самостоятельную, а также совместную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;
- свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе деятельности ребенок самостоятельно познает новое;
- разнообразие видов самостоятельной деятельности (различные виды продуктивной деятельности, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, стихи, драматизации и мн.др.);
- практическое значение проектного продукта [11,с.5].
Анализ научно-методической литературы позволил установить, что практикующие логопеды, дефектологи активно внедряют метод проектов в коррекционно-образовательный процесс, считая данный метод одним из самых эффективных в работе с детьми с ОНР и их родителями. Так, например, учитель-логопед Е.А. Ефстафьева пишет: «Необходимость взаимодействия специалистов детского сада с семьями воспитанников имеющих речевую патологию, весьма актуальна в настоящее время. Традиционные формы решения этой задачи не всегда создают возможность активных партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь снижает результаты коррекции, воспитания и развития дошкольников.
Вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагогов поможет решить эту проблему. Особенно это важно для детских садов, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи. «Педагоги данного учреждения используют проектную деятельность, в которой участвуют все специалисты детского сада (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители, физ. руководители). При этом они взаимодействуют не только с главными участниками проекта – детьми, но и между собой и социальными партнерами (в библиотеке, школе, музее), подключив к этой деятельности родителей воспитанников, сделав их активными участниками по реализации проекта. Педагоги предлагают один из вариантов проекта «Времена года» (данный проект, по типу: познавательно- игровой, по продолжительности: годовой). Итак, в результате реализация представленного проекта позволила добиться высоких стабильно положительных результатов в коррекционно-педагогической работе, создать в группе атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами.
Педагоги – учитель-логопед И.К.Яковлева, учитель-дефектолог О.Е.Кузьмина, делясь опытом, предлагают использовать проектный метод при организации всего педагогического процесса. Они отмечают, что основная цель проектного метода в детском саду – развитие свободной творческой личности, коммуникативных навыков для успешной адаптации в изменяющейся ситуации школьного обучения. Проектный метод как способ организации педагогического процесса основан на взаимодействии учителя- логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, родителей и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива строится на проектной основе, помогающей плодотворно и творчески организовать работу.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий (основа проектной деятельности) может быть различной, что дает возможность гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Разные виды деятельности, включаемые в занятия, позволяют детям думать, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, развивать коммуникативные умения, познавательную активность, так как вопросы и задания требуют от них активизации имеющегося речевого опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Далее мы более подробно рассмотрим проекты в группе для детей с ОНР, их виды и этапы реализации.
Итак, тематика проектов может быть разнообразной, особенно удобно использовать данный метод по изучаемой лексической теме, как мы уже отмечали выше, а также тематика может быть:
- экологической, математической, патриотической направленности и др.;
- направленные на социализацию в обществе, ознакомление с творчеством детских писателей, основами безопасности жизнедеятельности.
По роду деятельности проекты могут быть:
- творческими;
- исследовательскими;
- ролево-игровыми;
- информационными и др. [23,с.4]
Нами были выделены проекты по виду возникновения:
- стихийный, внезапный. Проект возник во время прогулки, экскурсии и др. («Почему тает снег, когда его вносишь в группу?», проект «Снег, снежок» или «Куда прячутся насекомые зимой?», проект «Мир насекомых», «Почему листья желтеют осенью?», проект «Осень, золотая» и др.);
- запланированный. Педагог планирует проекты по лексическим темам, но мотивирует ребенка вопросами «Ребята, а вы хотели бы совершить путешествие в лес и встретиться с лесными обитателями?» (проект « Дикие животные» и т.д.). Педагог планирует проекты по результатам диагностики (например, дети слабо применяют в речи синонимы и антонимы, можно организовать проект «Удивительный мир антонимов и синонимов», проект «Путешествие в страну Рычалию»).
Выделим виды проектов по срокам реализации:
- краткосрочный (одно или несколько занятий);
- средней продолжительности (1-3 месяца);
- долгосрочный (на учебный год) [17,с.4]. И этапы проектной деятельности:
-актуальность (проблема);
- выбор цели и задач;
- разработка плана (подготовительный этап);
- практическая часть основной этап);
- итог (завершающий этап, презентация), это может быть открытое занятие, праздник, развлечение, драматизация, спектакль, выставка, фотовыставка, стенгазета, плакат, творческая работа и др.
- результаты проекта (рефлексия) [23,с.5].
Такие авторы, как Ю.А.Фадеева, И.И. Жилина предлагают начинать использование проектной деятельности с ролево-игровых проектов в младшей группе для детей с ОНР (с 2,6 лет). В данном случае это будет игра с определенным сюжетом. Дети уже могут подготовить и разыграть небольшую знакомую сказку или это может быть сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин» и т.д., атрибуты для которой дети изготовят со своими родителями.
В средней группе дети уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационные проекты. Но роль педагогов, как и в младшей группе, остается пока ведущей. Учитель-логопед и воспитатель только начинают формирование первых предпосылок к поисковой, исследовательской деятельности у четырехлетних детей [23,с.4].
В старшей и подготовительной к школе группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно [23,с.4]. Также, данные авторы предлагают работу над проектами для детей с ОНР осуществлять при участии воспитателя, логопеда, а также психолога, физ. руководителя, муз. руководителя и родителей.
Рассмотрим подробно структуру « Проекта» , как технологию, на примере проекта «В гостях у морского царя» по лексической теме: «Море. Морские обитатели»
Проект «В гостях у морского царя»
Паспорт проекта
1. Название проекта: «В гостях у морского царя»
2. Вид проекта: комплексный (познавательно-речевой, творческий)
3. Сроки реализации: краткосрочный (4недели)
4. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, логопед Актуальность
Морская тематика была выбрана по инициативе детей старшей группы. А произошло все так. Девочка из группы ездила с бабушкой на Черное море, придя в детский сад, она рассказала о поездке и показала ракушки и сувениры, привезенные из поездки. Дети с интересом слушали Юлю, кто-то уже был на море, кто-то только видел его по телевизору, завязался диалог, дети были очень заинтересованы, задавали вопросы. Они были самые разнообразные:
- Почему море называется черным?
- Почему акула кусается?
- Медузы что это за существа : животные, рыбы или может быть морской цветок?
- Как рождается дельфин?
- Морской еж, где он живет и чем питается?
- Из чего могли получиться такие красивые ракушки и как они называются?
Проблема
Из вопросов и диалога стало понятно, что некоторые дети владеют кое- какой информацией из различных источников (телевизор, энциклопедии, рассказы взрослых и детей), но знания не систематизированы, некоторые не верны и многие вопросы остаются без ответов. К тому же, из бесед с ребятами стало видно, что у детей беден лексический словарь по данной теме. Они ошибаются при названии детенышей морских обитателей, при образовании слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами . Было принято совместное решение помочь детям и всем вместе самым увлекательным и интересным образом получить ответы на вопросы. Так началась работа над проектом.
5. Цель проекта
Узнать новую информацию о морских обитателях.
6. Задачи
Образовательные
- Расширять представление детей об окружающем мире.
- Обогащать представления детей о морских обитателях (рыбах, медузах, китах, дельфинах, акулах и т. д.)
- Обогащать словарь детей при ознакомлении с морскими обитателями.
Развивающие
- Развивать творческие способности и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка и др.).
- Развивать в детях самостоятельность, инициативность в процессе разработки проекта.
Воспитательные
- Воспитывать коммуникативные навыки при работе в совместной проектной деятельности.
7. Основные направления реализации проекта
- Совместная с родителями выставка ракушек , сувениров, поделок «Морское путешествие».
- Выставка детских творческих работ.
- Оформление макета «Морские обитатели».
- Итоговая познавательная деятельность «В гостях у Морского царя».
8. Предполагаемый результат
дети узнают новую информацию о морских обитателях в совместной проектной деятельности.
9. Продукт проектной деятельности
выставка «Морское путешествие», макет «Морские обитатели».
10. Презентация проекта
познавательная деятельность « В гостях у морского царя».
Этапы проекта
Подготовительный этап
- Беседы с родителями, педагогами о теме проекта, составление плана совместной деятельности;
- сбор информации по теме: «Морские обитатели»;
(использование научной и художественной литературы);
- подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий;
- оформление оборудования для макета «Морские обитатели»;
- подготовка к совместной выставке с родителями «Морское путешествие».
Основной этап
Наша совместная деятельность:
- познавательные занятия по соответствующим темам; продуктивная деятельность детей; разучивались игры (дидактические, речевые, пальчиковые), физкультминутки, стихотворения; оформлялись творческие выставки; были изготовлены пригласительные билеты на выставку для родителей и работников детского сада; была проведена экскурсия в библиотеку; рассматривались плакаты, энциклопедии, и др.наглядный материал.
Завершающий этап (рефлексия)
- систематизация материалов;
- проведение выставок;
- проведение итоговой познавательной деятельности «В гостях у морского царя»;
- подведение итогов;
- анализ совместной деятельности (Что получилось? Что нет? Что узнали нового и интересного? Что запомнилось и понравилось ? Какой проект хотелось бы реализовать в будущем?)
Результаты проекта
В ходе проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:
- с родителями оформлена выставка «Морское путешествие»;
- детьми на занятиях рисования, лепки, аппликации, ручного труда изготовлены и нарисованы различные поделки и рисунки и организована выставка «Морские обитатели»;
- организована экскурсия в библиотеку для участия в познавательной программе «Морское путешествие»;
- изготовлен макет «Морские обитатели»;
- разучены новые физкультминутки, подвижные и пальчиковые игры морской тематики;
- дети в ходе проекта расширили свои знания о морских обитателях и об окружающем мире.
Итак, мнение практикующих педагогов показывает, что при применении метода проектов наблюдается:
- расширение словарного запаса и развитие связной речи детей с нарушениями речи;
- высокая коммуникативная активность воспитанников;
- интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников с нарушениями речи;
- повышение личностной ценности реализованных проектов;
- увеличение глубины и объема полученных знаний и приобретенных умений [11,с.12].
Знания, умения, навыки, а также словарный запас при ознакомлении какой либо темы проекта, приобретаются осознанно в ходе работы над личностно- значимой проблемой, быстро присваиваются, запоминаются и закрепляются ребенком и превращаются в его активный запас знаний, слов и практический опыт и также легко переносятся на другие виды деятельности. Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания, в том числе расширять свой словарный запас в процессе решения жизненных проблем [23,с.4].
Итак, решая в ходе проектной деятельности различные познавательные и практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, развивают связную речь, учатся публично выступать (рассказывать стихи, какие либо сообщения, инсценировать сказки и др.), активно общаться со сверстниками, взрослыми, тем самым повышая коммуникативную способность.
В педагогической литературе последних лет активно обсуждаются вопросы метода проектов в дошкольном и школьном образовании. Мы проанализировали методическую литературу, посвященную проблеме исследования, выделили многие положительные стороны данной технологии.
Поэтому, педагоги, изучив и глубоко вникнув в суть метода проектирования, могут активно и с пользой применять данную технологию в организации педагогического процесса. Еще раз выделим признаки педагогической технологии проектирования, которая применима в организации педагогического процесса с детьми с нарушениями речи:
- интегративность различных видов деятельности;
- взаимодействие специалистов, родителей;
- самостоятельность детей, а также партнерство и сотрудничество;
- свобода применения знаний и практического опыта с одной стороны, с другой стороны, в процессе деятельности, ребенок познает новое;
- мотивация (педагог должен так преподнести проблему, чтобы ребенок заинтересовался темой проекта (лексической темой) или же проблема проекта возникла стихийно, внезапно (из вопросов детей) и ребенку захотелось ее решить с помощью взрослогого
Заключение
Анализ научной литературы позволил нам дать общую характеристику педагогических технологий и инновационных технологий. На основании изложенной информации мы узнали о применении инновационных технологий в образовании и в дошкольном образовании в частности, а также какие инновационные технологии более применимы в современной логопедии. Также мы утвердились в том, что технология проектов весьма актуальна в современном образовании, она позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, коммуникативных навыков. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, излагая свои мысли в связной речи, что является составляющими успешной личности.
Изучив научно-методическую литературу, мы утвердились в понимании того, что педагогическая технология проектов является одной из важной в работе с дошкольниками с нарушениями речи и с общим недоразвитием речи. Мы также выделили следующие факторы, что вышеперечисленные характеристики, уровни, критерии и требования к педагогическим технологиям в полной мере соотносимы с пониманием сущности логопедической технологии. Поэтому метод проектов нужно активно использовать в организации коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями и недоразвитием речи, если он хорошо продуман и методически грамотно организован.
Список используемой литературы
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2.Волкова, Л.С. Логопедия Текст: учебник для студентов дефектол. факультетов пед. высших учебных заведений/ Л.С. Волкова. – Изд.: «Владос», 2009. – 703 с.
3. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей Текст: методическое пособие/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128 с.
4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
5. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
7. Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников Текст/ В.Н. Журавлева. – Изд:. «Учитель», 2011. – 202 с.
8. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики Текст/ Н.С. Жукова. – Изд.: «Эксмо», 2011. – 288 с.
9. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Текст: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева, Т.А. Данилова. – Изд.: «АРКТИ», 2012. – 96 с.
10. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
11. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании Текст: методическое пособие/ Н.А. Кочкина. – Изд.: «Мозаика синтез», 2012 г- 72с.
12. Локшина, С.М. Краткий словарь иностранных слов Текст/ С.М. Локшина. – Изд.: «Русский язык» 2000. – 205 с.
13. Мисаренко, Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда Текст/ Г.Г. Мисаренко. – Логопедия, 2004. – №1 – 4-10 с.
14. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике Текст/ Л.Д. Морозова. – Изд.: « ТЦ Сфера», 2010. – 128 с.
15. Научно- методические журналы: «Логопед», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др.
16. Нищева, Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет Текст/ Н.В. Нищева. – Изд.: «Детство-пресс», 2012. – 560 с.
17. Поваляева, М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда Текст/ М.А. Поваляева. – Изд. «АСТ. Астрель», 2010. – 608 с.
18. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
19. Саблева, А.С. Логопедические технологии. Технология логопедического обследования устной речи Текст: учебно-методическое пособие/А.С. Саблева. – Изд.: ЯГПУ им. Ушинского, 2012. – 62 с.
20. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии Текст: учебное пособие/ Т.П. Сальникова. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2005. – 128 с.
21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – Изд.: «Народное образование», 1998. – 256 с.
22. Смирнова, Л. Полный справочник логопеда Текст/ Смирнова Л. – Изд.: «Харвест», 2011. – 384 с.
23. Фадеева, Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР Текст/ Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 64 с.
24. Для создания презентации, использовала шаблон Ранько Е.А, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново