12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Анна Александровна348
Россия, Орловская обл., Орел

СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Щербакова Анна Александровна

воспитатель



«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во

всей его свежести и первозданности, каждый день они заново придумывают

свою жизнь.

Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».

П. Вайнцвайг

В современном мире актуальна потребность в неординарных, творческих, активных, нестандартно мыслящих людях, решающих поставленные задачи и формулирующих перспективные цели. Поэтому в последние годы тема детской одаренности вызывает большой интерес среди разного рода специалистов. Одаренность – сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. В данной статье мы будем придерживаться точки зрения, что одаренность – это способности, которые развиваются последовательно, системно и определяют вероятность достижения результата личностью значительных результатов в каком-либо виде деятельности.

Следовательно, для формирования способностей и талантов одаренного обучающегося нужно создать специальные условия и обстоятельства, позволяющие ему развиваться. Говорится не только о системе построения образовательного процесса по принципу личностно-ориентированного подхода, но и о психолого-педагогической поддержке, предполагающей определенные условия к педагогам-наставникам, связанные с потребностью использовать неординарные пути к обучению и воспитанию.

Психологи для формирования одаренности рекомендуют практиковать и формулировать модель позитивных эмоций: «удивление - интерес – радость». Ключевое значение в развитии одаренных обучающихся выступают инновационные современные технологии. Они модернизируют и совершенствуют умения одаренных ребят не только работать на компьютере, но и увеличивают мотивацию обучающихся, располагают к самообразованию, формированию познавательного окружения индивида.

Педагогу-наставнику необходимо отвечать педагогическим требованиям и постоянно улучшать свою профессиональную компетентность, нацеливаясь на увеличение эффективности деятельности.

Перед педагогами, работающими с такого рода детьми встает насущная потребность в применении разнообразных и разноплановых инновационных педагогических способов и приемов работы.

Эти методы обучения и воспитания, в свою очередь, неразрывно связаны с успешностью усвоения знаний, а также развитием познавательных способностей и личностных качеств. В работе с одаренными детьми следует опираться преимущественно на методы и формы, имеющие творческую направленность. Вариантов по повышению эффективности и оптимизации педагогической образовательной деятельности множество.

Рассмотрим подробнее скрайбинг-технологию, которая выступает инструментом визуализации креативного мышления одаренных детей. Именно через визуализацию обучающийся совершенствует абстрактное, логическое, наглядно-действенное, образное, творческое мышление, улучшает умение плодотворно взаимодействовать в коллективе, учится принимать моментальные и взвешенные решения.

В педагогику скрайбинг-технология вошла из сферы бизнеса, от английского «scribe» - накидывать эскизы, рисунки. Скрайбинг – новая интересная техника представления материала, информации, открытая британским художником Эндрю Парком для учреждения, которое занималось продвижением научной информации. В современном понимании «скрайбинг – это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков».1 Скрайбером, в свою очередь, называют человека, умеющего четко и быстро определять конкретные для понимания визуальные образы и символы, через которые будут прослеживаться выбранные понятия. Процесс скрайбинга рождает интерес, поддерживает внимание зрителя, вовлекая его в графический рассказ в рамках выбранной скрайбером тематики. В статье мы также введем понятие «скрайб», которое означает продукт деятельности скрайбера, разработанную им презентацию материала.

Техника скрайбинга учит работе не только с рисунками, но и схемами, графиками, диаграммами, которые воспринимаются и составляют единый понятийный ряд повествования в целом. Одна из главный задач скрайбера – объяснить и донести до слушателя информацию. Тем самым, обучающийся, использующий данную технику развивает свое ораторское мастерство, посредством последовательного аргументирования материала и выступления перед аудиторией.

В деятельности педагога-наставника скрайбинг может применяться в разнообразных форматах:

рисованный,

аппликационный,

магнитный,

компьютерный.

Рисованный скрайбинг – (он же классический) подразумевает отрисовку скрайбером непосредственно на картинке, графике, матрице, пиктограмме, схеме, диаграмме текстовых основных понятий, которые совпадают с озвучкой видео. Для этой формы нужны следующий комплекс инструментов и материалов:

презентабельное место для отрисовки (доска, листы бумаги различного формата или же ватман);

ручки, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, краски;

видеокамера, телефон или фотоаппарат с режимом видеосъемки;

компьютерные программы для записи, редактирования видео материалов.

Аппликационный скрайбинг подразумевает выкладку/приклеивание на презентационное место подготовленных изображений (картинки/фотографии), подходящих для их озвучки. Для этой формы потребуется следующий комплекс инструментов и материалов:

презентационное место для рисования (доска, листы бумаги различного формата/ватман);

набор картинок-аппликаций;

видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;

микрофон для записи «озвучки»;

компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.

Магнитный скрайбинг создается по аналогии с аппликационным, единственное различие – готовые изображения крепятся на магнитное презентационное место. Для этой формы необходимы следующие инструменты и материалы:

магнитное презентационное место для рисования (магнитная доска подходящего формата);

набор картинок, магнитная лента;

видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;

микрофон для записи «озвучки»;

компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.

Компьютерный скрайбинг предполагает продуктивную работу с компьютером. При его создании используются специальные программы и онлайн-сервисы (PowToon, VideoScribe, Photoshop, CamtasiaStudio, Audacity, GoAnimate, Animaker, CoolText и др.). Самый простой вариант скрайбинг-презентации можно создать даже с помощью программы PowerPoint. Для этой формы необходимы следующие инструменты и материалы:

компьютер, оборудованный монитором/графический планшет;

микрофон для записи «озвучки» (если необходимо);

необходимые компьютерные программы.

С чего начать для создания скрайбинг-презентации:

составление плана своей работы. Следует записать все аспекты, которые должны быть освещены и какими образами будет передаваться смысл;

анализ всех аспектов. Что предполагается озвучить и какие графические образы будут использованы для представления идей по выбранной тематике. Скрайбинг-презентация должна быть понятна всем слушателям;

процесс визуализации презентации и непосредственная работа над ней (напрямую зависит от выбранного формата скрайбинга). Предполагает использование различных видов рисунков, аудио и видеоряды, отрисовка скетчей, монтирование видеоролика или создание скрайбинг-сессии. В этой части работы следует просчитать продолжительность презентации. Длительность видеосюжета базируется на задумке автора, но опытные скрайберы советуют временной интервал от 5 до 10 минут;

представление скрайбинг-презентации зрителям.

Положительные моменты использования скрайбинга в педагогической деятельности:

необычный и оригинальный способ подачи информации;

возможность кратко и образно изложить материал;

высокая степень усвоения материала аудиторией.

Возможные отрицательные моменты:

продожительность работы над скрайбингом (в зависимости от темы и выбранной формы): написание плана, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж видео ролика могут занять продолжительное время;

технические трудности.

Тематика скрайбинга может быть разнообразной и разноплановой: из школьной программы (большинство школьных предметов), социальные темы, маркетинг, реклама, связи с общественностью и многое другое. Главная задача скрайбинга – донести информацию, сделав ее интересной, привлекательной для аудитории, помочь лучше запомнить и усвоить материал.

Преимущества скрайбинга в работе с одаренными детьми:

Результативность – за небольшие временные рамки можно эффективно поработать с материалом и информацией.

Универсальность техники – иллюстративный стиль подачи понятен всем. Скрайбинг является универсальным приемом визуализации и доступным способом общения.

Качественное овладение информацией и усвоение основных понятий выступления. Взаимосвязь различных видов информации способствует свободному восстанавливанию в памяти материалов, поскольку многоуровневый поток информации перестраивается скрайбером в простые понятия. Здесь можно проследить механизмы взаимодействия скрайбинга с интеллект-картами.

Способность применения скрайба для работы над темой в будущем.

Рекомендации начинающим скрайберам:

систематизируйте использованные иллюстрации,

используйте в своей работе графики и диаграммы,

развивайте свое коммуникативное мастерство,

следите за временными рамками выступления.

Скрайбинг привлекателен не только для педагога-наставника, но и самого обучающегося, ведь для создания достойной презентации необходимо найти информацию, прочитать в разных источниках, проанализировать и уже на основе анализа сделать свою работу в визуальном формате. Важно понимать, что в скрайбинге можно ошибаться, устанавливать свои нормы и правила красоты рисунков, ведь тут на первом плане стоит смысл передаваемой темы, а все остальное второстепенно.



Список использованной литературы:

Вебинар №1: Анатомия скрайбинга. Скрайбинг-марафон от Scriberry.ru и Марины Любецкой - https://www.youtube.com/watch?v=nbLarp1RDDE

Гайдай Л.А. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления. / Интерактивное образование, выпуск № 57, февраль 2015 г.

Петровский П. В. Скрайбинг. Объяснить просто / П. В. Петровский – «Эксмо»,  2016 г.

Роуди, Майк. Визуальные заметки на практике: продвинутые техники скетчноутинга / Майк Роуди: пер. с англ. Кирилла Наумова. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2015 г.



1Петровский П. В. Скрайбинг. Объяснить просто  /  П. В. Петровский —  «Эксмо»,  2016, с. 10

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.01.21 в 16:02 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную информацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.