Статья «Скрайбинг как техника визуализации мышления одарённых детей»
СКРАЙБИНГ КАК ТЕХНИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Щербакова Анна Александровна
воспитатель
«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во
всей его свежести и первозданности, каждый день они заново придумывают
свою жизнь.
Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».
П. Вайнцвайг
В современном мире актуальна потребность в неординарных, творческих, активных, нестандартно мыслящих людях, решающих поставленные задачи и формулирующих перспективные цели. Поэтому в последние годы тема детской одаренности вызывает большой интерес среди разного рода специалистов. Одаренность – сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. В данной статье мы будем придерживаться точки зрения, что одаренность – это способности, которые развиваются последовательно, системно и определяют вероятность достижения результата личностью значительных результатов в каком-либо виде деятельности.
Следовательно, для формирования способностей и талантов одаренного обучающегося нужно создать специальные условия и обстоятельства, позволяющие ему развиваться. Говорится не только о системе построения образовательного процесса по принципу личностно-ориентированного подхода, но и о психолого-педагогической поддержке, предполагающей определенные условия к педагогам-наставникам, связанные с потребностью использовать неординарные пути к обучению и воспитанию.
Психологи для формирования одаренности рекомендуют практиковать и формулировать модель позитивных эмоций: «удивление - интерес – радость». Ключевое значение в развитии одаренных обучающихся выступают инновационные современные технологии. Они модернизируют и совершенствуют умения одаренных ребят не только работать на компьютере, но и увеличивают мотивацию обучающихся, располагают к самообразованию, формированию познавательного окружения индивида.
Педагогу-наставнику необходимо отвечать педагогическим требованиям и постоянно улучшать свою профессиональную компетентность, нацеливаясь на увеличение эффективности деятельности.
Перед педагогами, работающими с такого рода детьми встает насущная потребность в применении разнообразных и разноплановых инновационных педагогических способов и приемов работы.
Эти методы обучения и воспитания, в свою очередь, неразрывно связаны с успешностью усвоения знаний, а также развитием познавательных способностей и личностных качеств. В работе с одаренными детьми следует опираться преимущественно на методы и формы, имеющие творческую направленность. Вариантов по повышению эффективности и оптимизации педагогической образовательной деятельности множество.
Рассмотрим подробнее скрайбинг-технологию, которая выступает инструментом визуализации креативного мышления одаренных детей. Именно через визуализацию обучающийся совершенствует абстрактное, логическое, наглядно-действенное, образное, творческое мышление, улучшает умение плодотворно взаимодействовать в коллективе, учится принимать моментальные и взвешенные решения.
В педагогику скрайбинг-технология вошла из сферы бизнеса, от английского «scribe» - накидывать эскизы, рисунки. Скрайбинг – новая интересная техника представления материала, информации, открытая британским художником Эндрю Парком для учреждения, которое занималось продвижением научной информации. В современном понимании «скрайбинг – это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков».1 Скрайбером, в свою очередь, называют человека, умеющего четко и быстро определять конкретные для понимания визуальные образы и символы, через которые будут прослеживаться выбранные понятия. Процесс скрайбинга рождает интерес, поддерживает внимание зрителя, вовлекая его в графический рассказ в рамках выбранной скрайбером тематики. В статье мы также введем понятие «скрайб», которое означает продукт деятельности скрайбера, разработанную им презентацию материала.
Техника скрайбинга учит работе не только с рисунками, но и схемами, графиками, диаграммами, которые воспринимаются и составляют единый понятийный ряд повествования в целом. Одна из главный задач скрайбера – объяснить и донести до слушателя информацию. Тем самым, обучающийся, использующий данную технику развивает свое ораторское мастерство, посредством последовательного аргументирования материала и выступления перед аудиторией.
В деятельности педагога-наставника скрайбинг может применяться в разнообразных форматах:
рисованный,
аппликационный,
магнитный,
компьютерный.
Рисованный скрайбинг – (он же классический) подразумевает отрисовку скрайбером непосредственно на картинке, графике, матрице, пиктограмме, схеме, диаграмме текстовых основных понятий, которые совпадают с озвучкой видео. Для этой формы нужны следующий комплекс инструментов и материалов:
презентабельное место для отрисовки (доска, листы бумаги различного формата или же ватман);
ручки, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, краски;
видеокамера, телефон или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
компьютерные программы для записи, редактирования видео материалов.
Аппликационный скрайбинг подразумевает выкладку/приклеивание на презентационное место подготовленных изображений (картинки/фотографии), подходящих для их озвучки. Для этой формы потребуется следующий комплекс инструментов и материалов:
презентационное место для рисования (доска, листы бумаги различного формата/ватман);
набор картинок-аппликаций;
видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
микрофон для записи «озвучки»;
компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
Магнитный скрайбинг создается по аналогии с аппликационным, единственное различие – готовые изображения крепятся на магнитное презентационное место. Для этой формы необходимы следующие инструменты и материалы:
магнитное презентационное место для рисования (магнитная доска подходящего формата);
набор картинок, магнитная лента;
видеокамера или фотоаппарат с режимом видеосъемки;
микрофон для записи «озвучки»;
компьютерные программы для записи аудио и редактирования видео.
Компьютерный скрайбинг предполагает продуктивную работу с компьютером. При его создании используются специальные программы и онлайн-сервисы (PowToon, VideoScribe, Photoshop, CamtasiaStudio, Audacity, GoAnimate, Animaker, CoolText и др.). Самый простой вариант скрайбинг-презентации можно создать даже с помощью программы PowerPoint. Для этой формы необходимы следующие инструменты и материалы:
компьютер, оборудованный монитором/графический планшет;
микрофон для записи «озвучки» (если необходимо);
необходимые компьютерные программы.
С чего начать для создания скрайбинг-презентации:
составление плана своей работы. Следует записать все аспекты, которые должны быть освещены и какими образами будет передаваться смысл;
анализ всех аспектов. Что предполагается озвучить и какие графические образы будут использованы для представления идей по выбранной тематике. Скрайбинг-презентация должна быть понятна всем слушателям;
процесс визуализации презентации и непосредственная работа над ней (напрямую зависит от выбранного формата скрайбинга). Предполагает использование различных видов рисунков, аудио и видеоряды, отрисовка скетчей, монтирование видеоролика или создание скрайбинг-сессии. В этой части работы следует просчитать продолжительность презентации. Длительность видеосюжета базируется на задумке автора, но опытные скрайберы советуют временной интервал от 5 до 10 минут;
представление скрайбинг-презентации зрителям.
Положительные моменты использования скрайбинга в педагогической деятельности:
необычный и оригинальный способ подачи информации;
возможность кратко и образно изложить материал;
высокая степень усвоения материала аудиторией.
Возможные отрицательные моменты:
продожительность работы над скрайбингом (в зависимости от темы и выбранной формы): написание плана, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж видео ролика могут занять продолжительное время;
технические трудности.
Тематика скрайбинга может быть разнообразной и разноплановой: из школьной программы (большинство школьных предметов), социальные темы, маркетинг, реклама, связи с общественностью и многое другое. Главная задача скрайбинга – донести информацию, сделав ее интересной, привлекательной для аудитории, помочь лучше запомнить и усвоить материал.
Преимущества скрайбинга в работе с одаренными детьми:
Результативность – за небольшие временные рамки можно эффективно поработать с материалом и информацией.
Универсальность техники – иллюстративный стиль подачи понятен всем. Скрайбинг является универсальным приемом визуализации и доступным способом общения.
Качественное овладение информацией и усвоение основных понятий выступления. Взаимосвязь различных видов информации способствует свободному восстанавливанию в памяти материалов, поскольку многоуровневый поток информации перестраивается скрайбером в простые понятия. Здесь можно проследить механизмы взаимодействия скрайбинга с интеллект-картами.
Способность применения скрайба для работы над темой в будущем.
Рекомендации начинающим скрайберам:
систематизируйте использованные иллюстрации,
используйте в своей работе графики и диаграммы,
развивайте свое коммуникативное мастерство,
следите за временными рамками выступления.
Скрайбинг привлекателен не только для педагога-наставника, но и самого обучающегося, ведь для создания достойной презентации необходимо найти информацию, прочитать в разных источниках, проанализировать и уже на основе анализа сделать свою работу в визуальном формате. Важно понимать, что в скрайбинге можно ошибаться, устанавливать свои нормы и правила красоты рисунков, ведь тут на первом плане стоит смысл передаваемой темы, а все остальное второстепенно.
Список использованной литературы:
Вебинар №1: Анатомия скрайбинга. Скрайбинг-марафон от Scriberry.ru и Марины Любецкой - https://www.youtube.com/watch?v=nbLarp1RDDE
Гайдай Л.А. Скрайбинг как инструмент визуализации мышления. / Интерактивное образование, выпуск № 57, февраль 2015 г.
Петровский П. В. Скрайбинг. Объяснить просто / П. В. Петровский – «Эксмо», 2016 г.
Роуди, Майк. Визуальные заметки на практике: продвинутые техники скетчноутинга / Майк Роуди: пер. с англ. Кирилла Наумова. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2015 г.
1Петровский П. В. Скрайбинг. Объяснить просто / П. В. Петровский — «Эксмо», 2016, с. 10
Кияйкина Наталья Федоровна