Мастер-класс «Использование элементов LEGO-конструктора в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»
МАСТЕР-КЛАСС
Использование элементов LEGO конструктора в работе с дошкольниками
с общим недоразвитием речи
Конструируя, ребенок действует,
как зодчий, возводящий здание
собственного потенциала
Ж. Пиаже
В педагогической практике активно используются, преобразуются и разрабатываются современные коррекционно-развивающие технологии, комплексное применение которых позволяет получить положительные результаты в обучении, коррекции и развитие детей с ОВЗ.
Одна из ведущих технологий в работе педагогов – это игровая технология.
Игровые технологии рассматриваются, как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения, объединенное общим сюжетом, содержанием и персонажем. Все игровые технологии направлены на оптимизацию процесса обучения
Для построения образовательной деятельности основанной на взаимодействии и сотрудничестве детей и взрослых, и направленной на поддержку инициативы детей, развитие речевой активности и познавательных интересов, мы обратили внимание на ЛЕГО – технологию.
В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно – образовательных, развивающих и воспитательных, целей и задач.
ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной.
ЛЕГО-технология является интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников и предполагает организацию и развитие диалогового общения.
ЛЕГО-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях
Сегодня я предлагаю Вам окунуться в наш ЛОГО-ЛЕГО мир и раствориться в мире звуков.
Для расширения словаря и совершенствования грамматического строй речи мы предлагаем воспитанникам сконструировать объекты живой и не живой природы в зависимости от лексической темы. Работа по теме с применением ЛЕГО-конструирования дает возможность детям запомнить новые слова.
Для этого педагогу необходимо действия детей постоянно сопровождать вопросами-заданиями:
Расскажи, что ты построил? (воспитанник отвечает простым распространенным предложением типа: Я построил дом);
Расскажи о своей постройке (что напоминает твоя постройка, какая она по цвету, форме, величине; из каких частей состоит и т.д.);
Расскажи, как ты ее строил (сложносочиненное предложение типа: Сначала я построил стены (квадрат), а потом крышу, потом окна, дверь и трубу);
Расскажи, как ты будешь с ней играть; что можно с твоей постройкой делать, для чего она нужна.
Таким образом, объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству.
Один из разделов коррекционной работы это «Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа», который включает в себя:
Развитие просодической стороны речи;
Коррекция произносительной стороны речи;
Работа над слоговой структурой слова;
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
С помощью моделей конструируемых детьми можно работать над одной из задач данного раздела – это развитие правильного и длительного выдоха.
Над развитием артикуляционной моторики. На экране вы видите выполнение артикуляционного упражнения «Грибок» и «Лопаточка».
Конструирование игровых моделей помогает при постановке и автоматизации звуков. В данном случае идет закрепление изолированного звука [Ш]. Изолированного звука [Л].
С помощью лего элементов мы разработали игровые пособия для автоматизации и дифференциации звуков.
«Дом куклы Лолы» - представляет собой набор кирпичиков ЛЕГО с наклеенными предметными картинками и «крышу» треугольной формы. По заданию педагога ребенок должен выбрать «кирпичики», где слышится заданный звук. В нашем случае звук [Л]. Из них он стррот домик для куклы «Лолы».
Другое игровое пособие «Найди половинку» также представляет кирпичики набор Лего с наклеенными картинками, но уже разделенными на две части. Ребенок должен подобрать и соединить две части предмета, назвать его. Данная игра направлена на автоматизацию звука [Р].
Для материализации понятия «звук» эффективно использовать построенных человечков из лего в разноцветных костюмчиках, а не фишку. Человечек в синем костюме обозначает - согласный твердый звук, в зеленом костюме – согласный мягкий звук.
Проводя игру, педагог объясняет ребенку, что обозначаю человечки. Потом для закрепления задает вопросы: «Какого цвета костюмчик у твердых согласных звуков? Какого цвета костюмчик у мягких согласных звуков?, какого цвета костюмчик у гласных?. Затем проводится игра по звуковому анализу слогов.
При помощи лего конструктора мы также моделируем схемы слогов, слов и предложений.
С помощью конструктора можно легко делать массаж руки.
Из лего элементов мы конструируем изучаемые буквы. У детей формируется графический образ буквы, через развитие тактильных ощущений.
С помощью буквенной лестницы дети овладевают навыками чтения слогов.
Создание сюжетной постройки развивает коммуникативные навыки детей, так как в совместной деятельности дети решаеют возникающие порблемы, общаются советуются друг с другом.
Игра помогает педагогу неназячиво направлять детей на состаление сложных предложений при обыгрывании сюжетной постройки.
Работа по развитию речи с применением Лего технологий сделала коррекционный процесс более результативным. Образовательная деятельность с использованием лего-констркуктора не вызывает у них негативизма, отмечается высокая мотивация. Работа с лего-конструированием приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что в свою очередь помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Представленные нами игры и упражнения с элементами лего конструктора могут использоваться не только в работе педагогов с детьми ОВЗ, но и широко использоваться воспитателями в массовой практике для выполнения требования ФГОС ДО.