Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике»

2
0
Материал опубликован 9 November 2022

Пояснительная записка к презентации

Семинар



«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с требованиями ФГОС. Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС НОО ООО»

(Подготовка к ВПР, ЕГЭ и ГИА)





Мастер-класс



«Из опыта работы по подготовке учащихся

9-х классов к ОГЭ по математике».





Подготовила Багаева А.М

учитель математики

МБОУ «СОШ им. А.М. Селютина с.Михайловское»








2021-2022уч.год

Цель моей работы : поделиться с коллегами опытом работы в подготовке учащихся к ОГЭ модуль «Геометрия».

Задачи:

рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»;

показать решения нескольких задач под №25 из 2 части модуля «Геометрия».



Учитель математики каждые 2-3 года, а иногда и ежегодно, вместе со своими учениками готовится к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.

Я ставлю в своей работе следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.

Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.

Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем. Для успешной сдачи экзаменов

Уже с шестого класса я ввожу в задания самостоятельных и контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ по математике. Стараюсь по одной и той же теме подобрать огромное количество вариантов различных заданий, чтобы ученики привыкали к этому разнообразию. Особенно сложно проходит привыкание к таким заданиям по геометрии, где всегда есть чёткая схема решения любой задачи: дано, найти или доказать, чертёж, решение или доказательство, ответ. Из этой схемы при подготовке к ОГЭ приходится учить ребят исключать разные элементы, чтобы они могли решить, например, задачу, где нужен только чертёж и ответ.

Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?

1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней. На заключительных уроках разделов показываю математические фокусы с быстрым счётом, каждый ученик готовит проекты в 5-6 классе по быстрому счёту.

2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу.

3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому считаю, что разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.

4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online. Составляю план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения домашних работ и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме.

5. Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на  ГИА  предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при  подготовке  к  ГИА  осуществляю дифференциацию таким же образом.

6. Постоянное совершенствование удачных  методических  приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали, когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. Иногда, хороший результат получается, когда инсценирую «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае ученики должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы ( 3 и можно больше ), перед каждой поставила свои задачи.

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

Задачи:

1)должны выучить всю теорию;

2)научиться решать все типы заданий базового уровня;

3)на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать;

4)если получишь «2», то отработать (но не более 2 раз).

1) должны выучить всю теорию;

2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;

3) уметь объяснять, почему так решаешь;

4) уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;

5) знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами;

6)решать все дополнительные задания;

7) если получишь «2» или «3» , то отработать (но не более 1 раза).



Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

консультации для 1 группы учащихся (решение 1 части);

консультации для 2 группы учащихся (решение заданий 2 части);

индивидуальные консультации.

При подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе, одним из самых сложных является геометрический материал. Чаще всего учащимся не хватает именно баллов за решение заданий модуля « Геометрия». Благодаря сайту ФИПИ и открытому банку заданий ОГЭ по математике, подготовка к ГИА стала на много эффективнее. Все прототипы заданий из открытого банка заданий

Геометрия для большинства школьников кажется существенно сложнее, чем алгебра. Это неудивительно - с одной стороны, совсем другой подход к предмету, с другой - большое количество теорем, сведений, задач, которые необходимо знать. Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность. Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (брать задания из открытого банка).

Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей.

По этому разделу рекомендуется учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы». Оно содержит теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по всем темам геометрии 7-9 классов.

Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ

Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3- 4 человека.

Алгоритм действий учащихся.


Задания обязательного уровня (1 часть).

Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.

Делают работу над ошибками.

Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.

Задания 2 части.

Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли. Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели.

Задания повышенной сложности.

Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.

Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.

Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно осуществлять в виде математического боя.

Мне бы хотелось показать вам, уважаемые коллеги, решения нескольких задач из 2 части модуль «Геометрия». Хочу предложить Вашему вниманию четыре задачи, каждая из которых включает в себя несколько тем. Чтобы решить такие задачи, необходимо владеть всей теорией по геометрии.

Зt1668020304aa.png адача 1.













t1668020304ab.pngЗадача 2.






.



Задача 3.

t1668020304ac.png

t1668020304ad.png
Задача 4.

Литература:


1.http://kopilkaurokov.ru/

2.http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

3.«Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2020г.

4. Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7-9 классы».









8


Предварительный просмотр презентации

  Мастер-класс   «Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике». Подготовила Багаева А.М учитель математики МБОУ «СОШ им. А.М. Селютина с.Михайловское»

Эпиграф «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)

Цель моей работы : поделиться с коллегами опытом работы в подготовке учащихся к ОГЭ модуль «Геометрия». Задачи: рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»; показать решения нескольких задач под №25 из 2 части модуля «Геометрия».

Задачи при подготовке к ОГЭ адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.

Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ? 1. Вычислительные навыки. 2. Обязательное знание теоретического материала , теорем, формул. 3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. 4. Проверка знаний и умений учащихся. 5. Принцип дифференцирования 6. Постоянное совершенствование удачных  методических  приёмов

Задача № 1 Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и касается основания AC в его середине. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC .

Задача № 1

Задача № 1

Решение

Задача № 2 В треугольнике ABC биссектриса угла A делит высоту, проведённую из вершины B, в отношении 17 : 15, считая от точки B. Найдите радиус окружности, описанной около треугольника ABC, если BC = 16.

Задача №2

Решение

Задача №3 Основания трапеции относятся как 1:3. Через точку пересечения диагоналей проведена прямая, параллельная основаниям. В каком отношении эта прямая делит площадь трапеции?

Задача №3

Решение

Задача №4 Медиана BM и биссектриса AP  треугольника ABC пересекаются в точке K, длина стороны AC втрое больше длины стороны AB. Найдите отношение площади четырехугольника KPCM к площади треугольника ABC.

Задача №4

Решение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.