Статья на тему «Мастер-класс как современная технология обучения»

1
0
Материал опубликован 10 July 2022 в группе

Торкова Алёна Викторовна,

Учитель математики и информатики МБОУ СШ №4

г.о. Тейково, Ивановской области


Мастер-класс как современная технология обучения.


Сегодня в педагогической практике выделяется много возможности для повышения профессиональной компетентность педагога. Причём эту деятельность педагог может осуществить как в своей образовательной организации, так и за её пределами.

Каждый педагог имеет право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [Закон "Об образовании" (п. 2 ч. 5 ст. 47)]. Для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

В самой же образовательной организации повышения профессиональной компетентности педагога может осуществляться в рамках заседаний методических объединений, на педагогических советах, при посещении открытых уроков своих коллег или их проведении. 

Среди форм проведения педагогических советов и заседаний методических объединений учителей можно выделить как традиционные (представление доклада), нестандартные формы (деловая игра, семинар-практикум, диспут, мастер-класс). Также сегодня можно выделить инновационные формы, например марафон с применением дистанционных и интерактивных технологий.

В данной работе мы остановимся на мастер-классе как на наиболее эффективной форме повышения профессиональной компетентности педагога в образовательной организации.

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и определенную структуру [Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.].

Мастер – класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. [О различных пониманиях и определениях термина в статье: Бобряшова О. В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии обучения будущих дизайнеров. Вестник ОГУ № 11 (130). Ноябрь 2011. С. 169—175].

Традиционные формы организации педагогического совета и заседаний методических объединений в виде различных вариантах представления своего доклада на сегодняшний день воспринимается большинством учителей как неинтересная и малопродуктивная форма. Такой точки зрения придерживается 27 педагогов из 30 опрошенных.

Основной проблемой использования традиционной формы диссеминации педагогического опыта является рассеивание внимания педагогов во время выступления докладчика, качество таких докладов низкое, в них не планируется использование методов и приемов по привлечению и активизации внимания слушателей.

Деятельность учителя во время чтения доклада мало эффективна и не продуктивна. Доклады зачастую абстрактны и поставленные проблемы либо не обсуждаются, либо эти обсуждения имеют низкую результативность.

Мастер – класс является одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, при этом повышается практическая ценность решения обозначенной проблемы. А процесс повышения профессиональной компетентности педагога в образовательном учреждении, в котором используются мастер-классы развивают инициативу и творческую направленность педагогов, учитель вовлекается в ход мероприятия. А деловое общение коллег способствует сплочению коллектива, образованию творческих групп. 

Мастер класс может включать в себя следующие элементы: актуализацию знаний; формулировку темы мастер-класса и/или его проблемы; комплекс заданий; поиск алгоритма решения заданий и/или проблемы; подведение итогов и рефлексия.

Как и любой формы, у мастер-класса существуют недостатки. Прежде всего это узкая направленность.

Структура мастер-класса зависит от носителя методики, который проводит это мероприятие, поскольку на данном этапе развития системы образования методика проведения мастер-классов не имеет строгих и единых норм. Его структура зависит от цели, мастера и его способностей (творческих, профессиональных); условий, в которых проводится мастер-класс; от участников мастер класса и других составляющих.

Поэтому на этапе планирования мастер-класса, педагогу необходимо четко определить цель и задачи, контингент участников мастер класса. Затем нужно подобрать основные элементы мастер класса, продумать его ход проведения, составить задания, рефлексию.

На следующем этапе необходимо осуществить задуманное, проведя мастер класс. И обязательно получить обратную связь от его участников.

Удобно использовать данную форму, если в образовательной организации у педагогов имеются затруднения в какой-либо профессиональной компетентности учителя (предметной, общепедагогической, профессионально-коммуникативной, рефлексивной и т.д.) в идеале в образовательной организации необходимо провести диагностику профессиональных компетенций, на основе анализа результатов этой диагностической процедуры составить план комплекса мастер-классов, которые направлены на устранение профессиональных дефицитов. После проведения комплекса занятий, необходимо повторить диагностику, для того чтобы определить на сколько проведенные мастер классы были эффективны и разработать дальнейшую стратегию повышения профессиональной компетентности педагога в образовательной организации.

Естественно, данные процедуры целесообразно проводить в каникулярное время.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.