Мастер-класс для педагогов «Лэпбукинг в работе с дошкольниками»
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов
«ЛЕПБУКИНГ в работе с дошкольниками»
Пояснительная записка
Ни для кого уже не является секретом, что новые знания лучше усваиваются человеком в активной деятельности. Поэтому в работе с детьми на первом месте находятся педагогические технологии, позволяющие вовлечь ребенка в активную продуктивную деятельность. Педагоги проводят занятия-экскурсии, квест-игры, занятия-погружения в какую-либо ситуацию, ролевые игры и т.д.
В современном мире и мы и наши дети также окружены большим объемом различной информации. В информации тоже нужно уметь ориентироваться, выбирать самое необходимое, уметь считывать информацию, а также представлять ее в новом виде.
Можно ли научить ребенка самостоятельно чему-то научиться и при этом решать различные информационные задачи?
Одним из приемов, позволяющим решить обе задачи, является ЛЕПБУКИНГ!
Лэпбук (в переводе с англ.) – книга на коленях.
Лэпбук – это интерактивная папка, содержащая элементы (шаблоны) позволяющие структурировать информацию, собранную по заданной теме.
К сожалению, лэпбук становится простым дидактическим пособием, собранием обучающих игр по некоторой, выбранной педагогом теме. Но возможности лэпбука, как средства организации обучения и способа структурирования информации, намного шире, чем просто тематическая папка.
Лэпбук позволяет:
Вовлечь ребенка в процесс создания самого лэпбука.
Организовать активную творческую деятельность ребенка по изучению некоторой темы, где лэпбук становится результатом этой деятельности.
Сделать ребенка соавтором собственного лэпбука.
Организовать взаимодействие ребенка с лэпбуком. В этом случае лепбук становится ИНТЕРАКТИВНЫМ средством обучения.
В данном мастер-классе мне хотелось бы показать, как можно использовать лэпбук в работе с детьми дошкольного возраста.
В моей работе вы не увидите красочных лэпбуков, заламинированных карточек и пластиковых кармашков. Свои лэпбуки я делаю для детей, а точнее сказать, чтобы дети могли их сделать сами. Став соучастниками этой творческой деятельности, дети более осознано относятся к, собранной в лэпбуке, информации. После создания собственного лэпбука, дети могут сами организовать «обучение» для своих одногруппников, родителей, братьев и сестер. А это уже более сложная, но в то же время более серьезная, деятельность.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Чтобы моим коллегам было более понятно, как рождается лэпбук, я весь этот процесс покажу на примере недавно рождённого лэпбука.
Мой лэпбук «Гардероб Эльзы» появился совсем недавно. В детском саду, в логопедической группе, на 1ой неделе декабря рассматривается тема «Ателье».
Вы, мои коллеги, можете выбрать свою тему. А выполнив все шаги, вы получите свой собственный лэпбук.
ШАГ 1. Определяем рабочее название лэпбука и цель его создания. Выделяем подзадачи и подразделы для создания лэпбука.
Начинаем заполнять планер лэпбука:
ШАГ 2. Придумываем предысторию для введения лэпбука. История должна быть интересной для детей, пробуждающей детское любопытство, побуждающей дальнейшие активные действия детей.
Наша предыстория: «Ребята, А вы любите праздники? Я очень люблю! И одна моя знакомая королева тоже очень любит праздники. Это королева Эльза. Она сейчас готовится к празднованию Нового года. В этом году королева Эльза решила все сделать, как положено, без магии. Но у нее возникла трудность с подбором нарядов для себя, своей сестры, принцессы Анны, и их друзей. Ребята, а мы сможем помочь Эльзе и Анне выбрать наряды к празднику?»
Все дальнейшие действия должны находится в рамках заданной истории. А выбранные интерактивные элементы должны направлять и координировать деятельность детей по изучению данной темы.
ШАГ 3. Выбираем интерактивные элементы для лэпбука.
Я рекомендую взять следующие интерактивные элементы (в моей практике они пользуются наибольшей популярностью):
- Книжка – раскладушка | |
- книжка-гармошка | |
- Флепбук | |
- кармашек с карточками | |
- книжка с лепестками | |
- многоуровневая книжка |
ШАГ 4. Создаём макет будущего лепбука. Для этого берем лист формата А4, складываем его в форме лэпбука, намечаем карандашом, как будут располагаться интерактивные элементы.
ШАГ 4. Заполняем интерактивные элементы, учитывая их подзадачу. Для каждого интерактивного элемента придумываем дидактическую игру, которая должна находится в рамках выбранной истории, но при этом решать дидактические задачи.
Продолжаем заполнять планер лепбука.
В таблицу вписываем выбранные интерактивные элементы. Для каждого интерактивного элемента прописываем название и подзадачу, которую он решает. Также заполняем графу, что требуется ребенку для работы с данным элементом.
№ | Подтема | Мини-книжка | Вид деятельности | Материалы |
1 | Одежда, обувь, головные уборы | Карман и карточки | Классификация | Цветные карандаши, ножницы и клей |
2 | Гардероб Эльзы | Книжка со створками | классификация | Цветные карандаши , ножницы и клей |
3 | Ателье | Книжка-раскладушка, пальчиковые куклы | Театрализация, ролевая игра | Цветные карандаши, клей, ножницы |
4 | Разноцветный гардероб | Разноуровневая книжка, карточки с вырезанными контурами | Согласование слов с прилагательными, развитие ГСР и связной речи | Ножницы и клей |
5 | Поиграем! | Фигурная книжка | Пальчиковая гимнастика | Ножницы, клей |
6 | Угадай-ка! | Книжка с лепестками | Составление описательного рассказа об одежде | Ножницы, клей, цветные карандаши |
7 | Магический остров | Игра-бродилка | игра | Цветные карандаши, клей, кубик, фишки |
ШАГ 5. Заполняем интерактивные элементы информацией. Придумываем различные варианты игр с каждым элементом. Также необходимо расписать действия с шаблоном (инструкцию).
При заполнении данного раздела получится информационная карточка для каждого шаблона. А все вместе – это уже практическое руководство по сборке и использованию данного лепбука.
Заполненная информационная карточка для интерактивного шаблона «Модельер»
ШАГ 6. Распечатываем получившиеся интерактивные шаблоны и наклеиваем на заготовку лэпбука.
Я распечатываю шаблоны только в черно-белом варианте, чтобы дети могли их раскрасить самостоятельно.
Мы с детьми шаблоны в лэпбук вклеиваем непосредственно на занятии, хотя это можно сделать и на индивидуальных занятиях, или в качестве результата проектной деятельности, и даже в качестве серии домашних заданий по данной лексической теме.
После оформления этот лэпбук остается у детей. Они играют с ним, используют в своей непосредственной деятельности, выбирая те интерактивные элементы, которые им наиболее понравились. Например, украсив графическими узорами наряды для бумажных кукол и т.д.
Желаем всем творческой деятельности!
И интересных занятий!
PS: при создании своих лэпбуков я пользуюсь набором шаблонов, собранные Анастасией Рыковой, преподавателем английского языка.
Панов Егор Игоревич
Воронина Анна