Мастер-класс «Организация проектных задач как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»
Мастер-класс
«Организация проектных задач как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим» Карл Роджерс, американский психолог.
Введение в тему Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с вами опытом работы по организации проектных задач в начальной школе.
Все вы прекрасно знаете, какое большое значение в настоящее время уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектные задачи, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается решение проектных задач.
В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяем решению проектных задач, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектных задач, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре начинаем знакомиться по теме «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Мы ищем первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»
Теперь важно привлечь в союзники родителей. Мы проводим родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. показываю презентации выпускников. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.
Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.
Самый лучший вариант, если тема работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.
Проектные задачи заставляют и приучают детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований в библиотеке, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный,
Цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению проектных задач как одним из инструментов развития детской инициативности.
Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с младшими школьниками.
Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете что такое проектные задачи? (Ответы.)
Проектные задачи – это специально организованные взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Чтобы вы запомнили структуру проектных задач сыграем в игру «Ромашка»
Игра «Ромашка»
На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проектные задачи. Ветерок сдул с нее лепестки. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя 7 П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).
По ромашке можно легко запомнить структуру проектных задач.
Что же такое «Проектные задачи»? «проект - это 7 «П»:
1. Подготовка
2Проблема.
3. Проектирование (Планирование
4. Поиск информации.
5. Продукт.
6. Презентация проектного Продукта.
7.Портфолио
Проектные задачи - это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Приведём перечень возможных продуктов проектных задач:
изготовление коллажей, плакатов, буклетов, книжек-раскладушек;
опрос в форме графика, диаграммы, обобщения
интервью, реклама, демонстрация моделей с комментариями, рефератами
поделки инсценировки, спектакль
Иными словами, проектные задачи - это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Проектные задачи - это исследование, поиск, изучение неизвестного.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РЕБЕНОК УЧИТСЯ УЧИТЬСЯ.
Работа над проектными задачами начинается 1 класса, как только дети переступили порог школы. (Видеоотчёт)
В 1-ом классе много коллективных проектов: «Числа вокруг нас», «Эта буква нам важна, эта буква нам нужна», « Про кошек и собак или почему они наши меньшие братья?» Учитель выступает тьютером.
Во 2-ом классе Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности и более осознанно подходят к составлению общего плана проектных задач. Во 2-ом классе появились самостоятельные новые работы. Экологические: «Покормите птиц зимой» «Новинки из мусорной корзинки» «Явления природы радуга».
Художественно-эстетической направленности «Узоры и орнамент на посуде»
В третьем и четвёртом классах происходит работа по усовершенствованию навыков проектных задач. Представляют такие проекты, как «Влияние сотового телефона на организм человека», «Доктор Светофорных наук».
В нашей школе большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Отсюда и проекты «Наш вечный долг живым и павшим» к юбилею окончания ВОВ. «Этих лет не смолкнет слава»
Вы видите, что проектные задачи разрабатывались разнообразные и практически каждая работа имела выход за пределы школы.
Существует у нас в школе преемственность работы учителей начальной школы и старших классов. Учащиеся основной школы уже готовят индивидуальные проекты.
Творческая работа.
Сейчас мы предлагаем вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа за 10 - 15 минут должна изготовить плакат – призыв, что можем сделать, чтобы не дать исчезнуть всему живому на земле и продемонстрировать это, используя то, что лежит перед вами. Составить правила жизни в природе, чтобы жить в дружбе с природой.
Вы можете взять необходимый материал по выбранной теме и презентовать свою работу.
Повторим алгоритм работы над проектом.
1.Выбор темы
2.Цель
3.План работы
4.Поиск информации
5 Продукт
6.Презентация
У Вас на работу отведено 10 мин. И защита по 3 мин.
(звучит спокойная музыка)
Презентация проектов
- Вот мы посмотрели и послушали выступления наших творческих групп на тему
« Как нам жить в дружбе с природой».
- Чьё сообщение вас больше всего удивило?
- Заставило задуматься?
- Опечалило?
- Понравилось?
Рефлексия. Подведём итог мастер-класса.
На столах у каждого из Вас лежит анкета. Мы просим Вас её заполнить.
Анкета
1. Я считаю, что мастер – класс был __________________________________________.
2. Тема мастер – класса для меня __________________________________________.
3. Свои пожелания о мастер- классе______________________________________
Своё выступление хотим завершить словами «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
В заключении учащиеся 3х классов представят Вам результат проектной задачи по теме «Этих лет не смолкнет слава…», посвящённый 100 летию Гражданской войны на Дальнем Востоке.
Мы хотим поблагодарить всех за активное и творческое участие в проведении мастер класса, пожелать всем творческих идей, успехов в нашей работе. И хочется призвать всех учителей не бояться внедрять метод проектных задач в свою деятельность. Поверьте, затраченные усилия окупятся с лихвой!