Мастер-класс "Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики при изучении темы «Площадь круга» в 6 классе".

0
4
Материал опубликован 18 April

Мастер-класс

«Применение системно-деятельностного

подхода на уроках математики при изучении темы

«Площадь круга» в 6 классе.

Приветствую всех участников! Сегодня мы проведем мастер-класс, посвященный эффективным технологиям изучения математики.

Математика - это не просто набор формул, а язык, с помощью которого мы описываем закономерности и решаем реальные задачи.

Главная цель обучении подрастающего поколения- научить их мыслить логически и применять свои знания на практике.

Поэтому моя цель- продемонстрировать вам, как можно использовать системно-деятельностный подход при изучении темы.

(СЛАЙД 1) Цель: создание условий для передачи опыта по применению системно-деятельностного подхода обучения на уроках математики при решении практико-ориентированных задач.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с применения системно-деятельностного подхода на уроке математики по теме «Площадь круга».

Вызвать интерес к рассматриваемой теме, побудив участников к активной работе на занятии.

Практическая значимость: предлагаемые приёмы можно применять на уроках всем педагогам.

Планируемые результаты мастер – класса:

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- Принимать и сохранять учебную задачу.

- Умение осуществлять действие по заданному алгоритму.

- Умение контролировать свою деятельность.

- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

- установление причинно - следственных связей;

- анализ задач;

- нахождение множество вариантов решения задачи;

- рассуждение о роли представленного типа задачи в воспитании и развитии личности.

Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться педагогической терминологией;

- участвовать в диалоге;

- приходить к общему решению;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

- осознавать необходимость в работе над данной темой;

- проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

- дипломатично выражать своё мнение.



Методы:

- методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа)

- методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, эвристическая беседа, технология «чистая доска»)

- методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Оборудование занятия:

- раздаточный материал.

- проектор;

- ноутбук.

Форма проведения мастер – класса: практическое занятие.

Продолжительность проведения: 20 минут

Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с элементами системно - деятельностного подхода на уроке математики по теме «Площадь круга»; обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на моём мастер - классе. Очень хочется, чтобы он оказался для вас полезным, интересным, а главное принес всем много положительных эмоций. Я желаю нам успехов, позвольте приступить.

(СЛАЙД 2) Тема моего мастер-класса: «Применение технологии системно- деятельностного подхода на уроках математики при решении задач».

Теоретическое осмысление данной технологии

Ознакомьтесь, пожалуйста. На слайде дано определение системно-деятельностного метода обучения.

(СЛАЙД 3) Системно-деятельностный подход – это образовательная технология, в основе которой - активное вовлечение ученика в учебную деятельность, формирование умений применять знания в разных жизненных ситуациях.

-Что же означает деятельностный системно-деятельностный подход? Что предполагает он в обучении?

-Давайте попытаемся разобраться. На слайде представлены некоторые признаки обучения, выберите те, которые на ваш взгляд, соответствуют системно-деятельностному подходу: 

(СЛАЙД 4) :Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
1
.Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);

2.Усредненный подход, отсутствие индивидуального обучения;

3.Наличие конкретной учебной цели (что нужно выяснить, освоить); 
4.Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

5.Преобладание иллюстративно-объяснительной формы обучения;
6. 
Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

7.Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;
8. 
Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
9. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

- Проверим вашу работу по слайду, для удобства можно называть только номер верного на ваш взгляд утверждения.

(Верны 1, 3, 4, 6,8, 9) (проверка по щелчку)

-Вы большие молодцы!

(СЛАЙД 5) Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода такова:

Учитель создает проблемную ситуацию;

Ученик принимает проблемную ситуацию;

Вместе выявляют проблему;

Учитель управляет поисковой деятельностью;

Ученик осуществляет самостоятельный поиск;

Обсуждение результатов.

Итак, коллеги, хочу погрузить Вас в ускоренную версию урока по теме: «Площадь круга». Итак, представьте, что вы учащиеся 6 класса, базового уровня обучения. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

(СЛАЙД 6) Перед вами несколько картинок (колодец, обруч, кольцо, чашка, медаль, велосипед, бассейн и др.).

-Как вы думаете, что объединяют эти картинки? Почему я поместила их на этом слайде? (круглая форма)

-А кто помнит, какие определения мы разобрали на прошлом уроке? (круг, окружность, площадь круга, длина окружности).

-Посмотрите, теперь, пожалуйста, на доску, давайте вспомним все, о чём мы беседовали и узнали на прошлом занятии. Приём «чистая доска»: на доске формулы, иллюстрации, при упоминании конкретного элемента (круг, окружность, радиус диаметр, хорда, С, S) с доски стирается формула, элемент, который ребята озвучили, отвечают до тех пор, пока доска не будет чистой.

(СЛАЙД 7) Вы большие молодцы!

(СЛАЙД 8) Внимание на экран. Как вы думаете, мы всё изучили про окружность и круг? (нет). А какое самое нелюбимое или сложное задание в математике для Вас? (решать задачи). Я тоже заметила, что решение задач, вызывает сложности у большинства ребят. Но давайте подумаем, а почему? (ответы учащихся). То есть если тема сложная, может и ее изучать не надо? (Наталкиваем на мысль, что с решением задач мы сталкиваемся ежедневно).

(СЛАЙД 9) Обсуждение цитаты и поставка цели урока.

(СЛАЙД 10) Представим ситуацию. Вы пришли с друзьями в пиццерию. В меню предлагают на выбор пиццу диаметром 45 см и 30 см. Что выгоднее приобрести одну пиццу 45 см или две по 30 см.? (ответы учащихся). А теперь давайте ее решим с точки зрения математики, а не наугад. Какую форму имеет пицца? (круг).

Поверхность пиццы как можно найти? (найти площадь круга).

(СЛАЙД 11) Решение задачи двумя учащимися у доски. Проверка результатов. Сравнение данных. Формулировка ответа на вопрос, решение задачи детям кажется неочевидным, предугадать невозможно.

(СЛАЙД 12) Делимся на 3 команды.

(СЛАЙД 13) Пицца-это, конечно, вкусно, но это национальная итальянская еда. А исконно русское блюдо, имеющее форму круга это что? (блины)

(СЛАЙД 14) «Математика и блинчики».

(СЛАЙД 15) Что нужно для приготовления блинов? (тесто). А как называются компоненты, из которых оно состоит? (ингредиенты). Кто знает какие ингредиенты нужны для приготовления теста для блинов? (ответы учащихся).

(СЛАЙД 16) Мы с вами три предприятия по производству блинчиков. Вам выданы задачи (6 шт.), за правильное решение каждой, вы получаете ингредиент (половинку листа А4). Как только соберете все ингредиенты, «печёте» блинчик, далее ищите его площадь, украшаете и презентуете всему классу.

- Коллеги, как вы думаете, почему данная задача не имеет конкретного ответа? Что в ней не было указано? (диаметр или радиус).

- Верно. Что вы узнали для себя нового при решении задачи? (конкретные данные играют огромную роль при решении любых задач).

Из опыта уроков в двух разных классах могу сказать следующее, что формула площади круга выучивается без стресса и зубрежки при таком игровом системно-деятельностном подходе. При подготовке к ВПР (14 задание), у многих ребят вызывало улыбку воспоминание о том, как они с помощью крышки от ведра, демонстрационного циркуля пытались сделать самый большой блинчик.

Открывать новые знания при решении таких задач рекомендую в группах, потому что ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, не знает способов ее решения или не уверен в способах ее решения, то именно в групповой работе каждый учащийся имеет возможность обратиться с конкретным запросом на совершенно определенную информацию для себя.

-Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие виды деятельности выполняют обучающиеся при решении этих задач?

(СЛАЙД 17) 1. Действия целеполагания. Прежде чем приступить к решению задачи, ученик должен принять ее как задание, которое необходимо выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается. Постановка таких вопросов, нахождение ответов на них и подчинение своего поведения этому решению есть сложная совокупность действий.

2. Действия планирования. Принимая для себя цель решения учебной задачи, обучающийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности. На этом этапе важно осознать, что должно получаться в результате каждого отдельного действия и как эти промежуточные результаты могут быть использованы в дальнейшем ходе решения.

3. Исполнительские действия. Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние (мыслительные) действия по реализации плана решения задачи.

Мыслительные действия включают прежде всего логические операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификацию и др.

4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегося. При решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более итоговый, сопоставляется с поставленной целью. Таким образом оценивается, насколько процесс решения приблизился к достижению поставленной цели.

Таким образом ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, выбор оптимального способа решения и т.д.).

(СЛАЙД 18) Человек в жизни, как и на уроке, оказывается в таких ситуациях, когда нужно принимать решение. Иногда оно бывает правильным, иногда нет. Да, математика не научит Вас как прибавить любовь или вычесть ненависть, но математика точно знает, что каждая (задача) проблема имеет решение. Спасибо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация, на слайды которой делаются ссылки в тексте "мастер-класса", отсутствует! ???

3
19 April

Я поспешила отправить. Исправлюсь! Спасибо за замечание.

0
19 April

Пока не исправились)) Презентации нет

0
20 April

Здравствуйте, исправилась, нужный файл находился на рабочем компьютере.

0
21 April

Похожие публикации