Программа учебного предмета «Математические представления»
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе АООП образования, обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи обучения:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
2. Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение обозначать арифметические действия знаками (+, -, =).
- Умение решать примеры на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах изучаемой цифры.
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
-Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.
Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Занятия по предмету «Математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей. Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Применяются следующие методы обучения:
- демонстрация
- наблюдение
- объяснение
- сравнение
- упражнение
- беседа
- самостоятельная работа и др.
В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. На уроках математики важно учить детей повторять собственную речь, вводить хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.
На каждом уроке необходимо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа предмета «Математические представления» рассчитана в 7 классе на 68 часов, по 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
|
|
4. Личностные и предметные результаты, освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Возможные предметные результаты должны отражать:
- освоенные знания об основных цветах;
- приобретенные знания о понятиях: «высокий-низкий», «длинный-короткий»; «близко – далеко», «здесь – там».
- освоенные знания о числах и цифрах в пределах18;
- умение соотносить количественное числительное с цифрой и группой предметов с помощью педагога;
- освоенные знания о следующих и предыдущих числах;
- приобретенные навыки выполнения штриховки, письмо цифр по обводке;
- приобретенные навыки сложения и вычитания в пределах 18 с помощью педагога
Базовые учебные действия:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
5. Содержание учебного предмета
Основное содержание в программе по развитию математических представлений, обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у обучающихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов по единицам в пределах 18. Узнавание цифр 1-18. Соотнесение цифры с количеством предметов в пределах 18. Написание цифры в пределах 18. Выполнение различных арифметических действий. Знание геометрических фигур и отрезков: ромб, пирамида, отрезок.
Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение и различение предметов по длине, ширине, высоте, весу.
Времена года (осень, зима, весна, лето). Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).
Предмет «Математические представления» включает в себя следующие темы:
Повторение и называние времен года (зима, осень, лето, весна). Различение и сравнение между собой частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Пространственные представления: «Близко –далеко», «здесь – там», «вверх – низ», «справа – слева»
Мера емкости. Литр.
Мера стоимости. Рубль, копейка.
Геометрические тела. Ромб, пирамида
Число и цифра от 1 до 18
Счет предметов и соотнесение их с количеством.
Написание цифр самостоятельно и по обводке.
Сравнение чисел от 1 до 18;
Следующие и предыдущие числа.
Прямой и обратный счет.
Состав числа 16
Состав числа 17
Состав числа 18
Повторение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, 11, 12, 13, 14, 15
Примеры на сложение и вычитание в пределах 16
Примеры на сложение и вычитание в пределах 17
Примеры на сложение и вычитание в пределах 18
Задачи на сложение и вычитание в пределах 18.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I четверть -17 часов | ||||
Времена года – 4 часа | ||||
1 | Времена года – Лето. Называние основных признаков. | 1 | 01.09.22 | Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала. |
2 | Времена года – Осень. Называние основных признаков. | 1 | 05.09.22 | Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала. |
3 | Времена года – Зима. Называние основных признаков. | 1 | 08.09.22 | Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала. |
4 | Времена года – Весна. Называние основных признаков. | 1 | 12.09.22 | Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала. |
Части суток -4 часа | ||||
5 | Утро. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей. | 1 | 15.09.22 | Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой |
6 | День. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей. | 1 | 19.09.22 | Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой |
7 | Вечер. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей. | 1 | 22.09.22 | Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой |
8 | Ночь. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей. | 1 | 26.09.22 | Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой |
Счет, цифры, решение примеров- 21 час | ||||
9 | Повторение чисел от 1 до10. Прописывание цифр 1 – 10 самостоятельно | 1 | 29.09.22 | Самостоятельное написание чисел от «1» до «10» в тетради. |
10 | Числовой ряд от 1до 10. Прямой и обратный счет от «1» до «10». | 1 | 03.10.22 | Повторить прямой и обратный счет от «1» до «10» |
11 | Сравнение чисел в пределах 10. Знаки «<» «>», «=». | 1 | 06.10.22 | Сравнение чисел. Умение находить нужный знак. |
12 | Сложение в пределах «10». С использованием наглядного материала. | 1 | 10.10.22 | Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя, цифры от «1» до «10», знаки «+», «=». |
13 | Вычитание в пределах «10». С использованием наглядного материала. | 1 | 13.10.22 | Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя, цифры от «1» до «10», знаки «+», «=» |
14-15 | Повторение чисел от 10 до15. Прописывание цифр 1 – 15 самостоятельно. | 2 | 17.10.22 20.10.22 | Самостоятельное написание чисел от «10» до «15» в тетради. |
16-17 | Числовой ряд от 10 до 15. Прямой и обратный счет от «10» до «15». | 2 | 24.10.22 27.10.22 | Повторить прямой и обратный счет от «10» до «15» |
II четверть – 16 часов | ||||
18-19 | Сравнение чисел в пределах 15. Знаки «<» «>», «=». | 2 | 07.11.22 10.11.22 | Сравнение чисел. Умение находить нужный знак. |
20 21 22 23 | Сложение в пределах «15». С использованием наглядного материала. | 4 | 14.11.22 17.11.22 21.11.22 24.11.22 | Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
24 25 26 27 | Вычитание в пределах «15». С использованием наглядного материала. | 4 | 28.11.22 01.12.22 05.12.22 08.12.22 | Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
28-29 | Решение простых задач в пределах 15. | 2 | 12.12.22 15.12.22 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
Геометрические тела- 4 часа | ||||
30 | Геометрическая фигура – пирамида. Основные признаки | 1 | 19.12.22 | Повторение и закрепление основной геометрической фигуры. Сходство и различие. |
31 | Геометрическая фигура – ромб. Основные признаки | 1 | 22.12.22 | Повторение и закрепление геометрической фигуры Сходство и различие. |
32-33 | Отрезок. | 2 | 26.12.22 29.12.22 | Знакомство с понятием – отрезок. Основные характеристики. |
III четверть – 20 часов | ||||
Мера емкости- 4 часа | ||||
34-35 | Литр. Измерение объема жидкости. | 2 | 09.01.23 12.01.23 | Знакомство с мерами емкости- Литр. Основные признаки. |
36-37 | Решение задач с применением меры объёма жидкости. | 2 | 16.01.23 19.01.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление мер жидкости. |
Мера стоимости-4 часа | ||||
38-39 | Рубль. Копейка. | 2 | 23.01.23 26.01.23 | Основные понятия «рубль», «копейка». Основные характеристики. |
40-41 | Решение задач с применением мер стоимости | 2 | 30.01.23 02.02.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление мер стоимости. |
Пространственные представления-3 часа | ||||
42 | Близко – далеко, ближе – дальше, здесь - там | 1 | 06.02.23 | Ориентация в пространстве. Нахождение предметов в пространстве. |
43 | Вверх, низ, справа слева. | 1 | 09.02.23 | Ориентация на плоскости и в пространстве: вверх, низ, справа слева. |
44 | Впереди - позади, справа -слева, вверху – внизу. | 1 | 13.02.23 | Ориентация на плоскости и в пространстве: впереди - позади, справа -слева, вверху – внизу. |
Счет, цифры, решение примеров- 24 часа | ||||
45 | Число и цифра 16. Состав числа 16 | 1 | 16.02.23 | Образование, называние, обозначение и написание числа 16. Состав числа 16. |
46 | Сравнение чисел в пределах 16. Знаки «<», «>», «=» | 1 | 20.02.23 | Сравнение чисел. Умение находить нужный знак |
47-48 | Решение примеров на сложение в пределах 16 | 2 | 27.02.23 02.03.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
49-50 | Решение примеров на вычитание в пределах 16 | 2 | 06.03.23 09.03.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
51 52 53 | Решение простых задач в пределах 16 | 3 | 13.03.23 16.03.23 20.03.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. |
IV четверть -15 часов | ||||
54 | Число и цифра 17. Состав числа 17 | 1 | 03.04.23 | Образование, называние, обозначение и написание числа 17. Состав числа 17 |
55 | Сравнение чисел в пределах 17. Знаки «<», «>», «=» | 1 | 06.04.23 | Сравнение чисел. Умение находить нужный знак |
56-57 | Решение примеров на сложение в пределах 17 | 2 | 10.04.23 13.04.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
58-59 | Решение примеров на вычитание в пределах 17 | 2 | 17.04.23 20.04.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
60-61 | Решение простых задач в пределах 17 | 2 | 24.04.23 27.04.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
62 | Число и цифра 18. Состав числа 18 | 1 | 04.05.23 | Образование, называние, обозначение и написание числа 18. Состав числа 18 |
63 | Сравнение чисел в пределах 18. Знаки «<», «>», «=» | 1 | 11.05.23 | Сравнение чисел. Умение находить нужный знак |
64-65 | Решение примеров на сложение в пределах 17 | 2 | 15.05.23 18.05.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
66-67 | Решение примеров на вычитание в пределах 17 | 2 | 22.05.23 25.05.23 | Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-». |
68 | Числовой ряд 1 – 18. Нахождение недостающего числа в числовом ряду. | 1 | 29.05.23 | Нахождение и называние чисел в числовом ряду. Повторение пройденного материала. |
| Всего | 68 | | |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности: Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений. |
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
Полоскова Н.С
___________________
Лист коррекции
№ | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |
план | факт | ||||
| | | | | |
| | | | | |