Программа учебного предмета «Математические представления»

1
0
Материал опубликован 2 December 2022



t1669961381aa.jpg



Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе АООП образования, обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».

Цель обученияформирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи обучения:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

2. Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.

Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

- Умение обозначать арифметические действия знаками (+, -, =).

- Умение решать примеры на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц в пределах изучаемой цифры.

Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

-Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.

Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.

Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Занятия по предмету «Математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

    В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

    

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

    Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей. Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального под­хода.

Применяются следующие методы обучения:

- демонстрация

- наблюдение

- объяснение

- сравнение

- упражнение

- беседа

- самостоятельная работа и др.

В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. На уроках математики важно учить детей повторять собственную речь, вводить хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.

На каждом уроке необходимо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа предмета «Математические представления» рассчитана в 7 классе на 68 часов, по 2 часа в неделю, 34 учебных недели.



Разделы

Количество часов

Времена года и части суток

8

Мера емкости и мера стоимости

8

Геометрические фигуры

4

Счет, цифры, решение примеров

45

Пространственные представления

3

Итого:

68 часов


Четверть

Количество часов

I четверть

17

II четверть

16

III четверть

20

IV четверть

15

Итого

68 часов



4. Личностные и предметные результаты, освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты освоения программы могут включать:

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Возможные предметные результаты должны отражать:

- освоенные знания об основных цветах;

- приобретенные знания о понятиях: «высокий-низкий», «длинный-короткий»; «близко – далеко», «здесь – там».

- освоенные знания о числах и цифрах в пределах18;

- умение соотносить количественное числительное с цифрой и группой предметов с помощью педагога;

- освоенные знания о следующих и предыдущих числах;

- приобретенные навыки выполнения штриховки, письмо цифр по обводке;

- приобретенные навыки сложения и вычитания в пределах 18 с помощью педагога


Базовые учебные действия:

деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;

деятельность осуществляется по подражанию

деятельность осуществляется по образцу;

деятельность осуществляется по последовательной инструкции;

деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;

самостоятельная деятельность;

умение исправить допущенные ошибки.


5. Содержание учебного предмета

Основное содержание в программе по развитию математических представлений, обучающихся с умеренной умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных понятий. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у обучающихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

       Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

     Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов по единицам в пределах 18. Узнавание цифр 1-18. Соотнесение цифры с количеством предметов в пределах 18. Написание цифры в пределах 18. Выполнение различных арифметических действий. Знание геометрических фигур и отрезков: ромб, пирамида, отрезок.

Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение и различение предметов по длине, ширине, высоте, весу.

    Времена года (осень, зима, весна, лето). Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»).

Предмет «Математические представления» включает в себя следующие темы:

Повторение и называние времен года (зима, осень, лето, весна). Различение и сравнение между собой частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Пространственные представления: «Близко –далеко», «здесь – там», «вверх – низ», «справа – слева»

Мера емкости. Литр.

Мера стоимости. Рубль, копейка.

Геометрические тела. Ромб, пирамида

Число и цифра от 1 до 18

Счет предметов и соотнесение их с количеством.

Написание цифр самостоятельно и по обводке.

Сравнение чисел от 1 до 18;

Следующие и предыдущие числа.

Прямой и обратный счет.

Состав числа 16

Состав числа 17

Состав числа 18

Повторение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, 11, 12, 13, 14, 15

Примеры на сложение и вычитание в пределах 16

Примеры на сложение и вычитание в пределах 17

Примеры на сложение и вычитание в пределах 18

Задачи на сложение и вычитание в пределах 18.


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Тема урока

Кол-во часов

Календарные

сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть -17 часов

Времена года – 4 часа

1

Времена года – Лето. Называние основных признаков.

1

01.09.22

Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала.

2

Времена года – Осень. Называние основных признаков.

1

05.09.22

Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала.

3

Времена года – Зима. Называние основных признаков.

1

08.09.22

Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала.

4

Времена года – Весна. Называние основных признаков.

1

12.09.22

Сравнение и различение основных признаков времен года. Соотнесение времени года с сюжетной картинкой. Использование презентации и наглядного материала.

Части суток -4 часа

5

Утро. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей.

1

15.09.22

Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой

6

День. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей.

1

19.09.22

Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой

7

Вечер. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей.

1

22.09.22

Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой

8

Ночь. Называние основных признаков. Соотнесение части суток с деятельностью людей.

1

26.09.22

Повторение и закрепление основных частей суток. Соотнесение их с окружающим миром. Соотнесение части суток с сюжетной картинкой

Счет, цифры, решение примеров- 21 час

9

Повторение чисел от 1 до10. Прописывание цифр 1 – 10 самостоятельно

1

29.09.22

Самостоятельное написание чисел от «1» до «10» в тетради.

10

Числовой ряд от 1до 10. Прямой и обратный счет от «1» до «10».

1

03.10.22

Повторить прямой и обратный счет от «1» до «10»

11

Сравнение чисел в пределах 10. Знаки «<» «>», «=».

1

06.10.22

Сравнение чисел. Умение находить нужный знак.

12

Сложение в пределах «10». С использованием наглядного материала.

1

10.10.22

Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя, цифры от «1» до «10», знаки «+», «=».

13

Вычитание в пределах «10». С использованием наглядного материала.

1

13.10.22

Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя, цифры от «1» до «10», знаки «+», «=»

14-15

Повторение чисел от 10 до15. Прописывание цифр 1 – 15 самостоятельно.

2

17.10.22 20.10.22

Самостоятельное написание чисел от «10» до «15» в тетради.

16-17

Числовой ряд от 10 до 15. Прямой и обратный счет от «10» до «15».

2

24.10.22 27.10.22

Повторить прямой и обратный счет от «10» до «15»

II четверть – 16 часов

18-19

Сравнение чисел в пределах 15. Знаки «<» «>», «=».

2

07.11.22 10.11.22

Сравнение чисел. Умение находить нужный знак.

20 21 22 23

Сложение в пределах «15». С использованием наглядного материала.

4

14.11.22 17.11.22 21.11.22 24.11.22

Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

24 25 26 27

Вычитание в пределах «15». С использованием наглядного материала.

4

28.11.22 01.12.22 05.12.22 08.12.22

Решение примеров самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

28-29

Решение простых задач в пределах 15.

2

12.12.22 15.12.22

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

Геометрические тела- 4 часа

30

Геометрическая фигура – пирамида. Основные признаки

1

19.12.22

Повторение и закрепление основной геометрической фигуры. Сходство и различие.

31

Геометрическая фигура – ромб. Основные признаки

1

22.12.22

Повторение и закрепление геометрической фигуры Сходство и различие.

32-33

Отрезок.

2

26.12.22 29.12.22

Знакомство с понятием – отрезок. Основные характеристики.

III четверть – 20 часов

Мера емкости- 4 часа

34-35

Литр. Измерение объема жидкости.

2

09.01.23 12.01.23

Знакомство с мерами емкости- Литр. Основные признаки.


36-37

Решение задач с применением меры объёма жидкости.

2

16.01.23 19.01.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление мер жидкости.

Мера стоимости-4 часа

38-39

Рубль. Копейка.

2

23.01.23 26.01.23

Основные понятия «рубль», «копейка». Основные характеристики.

40-41

Решение задач с применением мер стоимости

2

30.01.23 02.02.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление мер стоимости.

Пространственные представления-3 часа

42

Близко – далеко, ближе – дальше, здесь - там

1

06.02.23

Ориентация в пространстве. Нахождение предметов в пространстве.

43

Вверх, низ, справа слева.

1

09.02.23

Ориентация на плоскости и в пространстве: вверх, низ, справа слева.

44

Впереди - позади, справа -слева, вверху – внизу.

1

13.02.23

Ориентация на плоскости и в пространстве: впереди - позади, справа -слева, вверху – внизу.

Счет, цифры, решение примеров- 24 часа

45

Число и цифра 16. Состав числа 16

1

16.02.23

Образование, называние, обозначение и написание числа 16. Состав числа 16.

46

Сравнение чисел в пределах 16. Знаки «<», «>», «=»

1

20.02.23

Сравнение чисел. Умение находить нужный знак

47-48

Решение примеров на сложение в пределах 16

2

27.02.23 02.03.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

49-50

Решение примеров на вычитание в пределах 16

2

06.03.23 09.03.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

51 52 53

Решение простых задач в пределах 16

3

13.03.23 16.03.23 20.03.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя.

IV четверть -15 часов

54

Число и цифра 17. Состав числа 17

1

03.04.23

Образование, называние, обозначение и написание числа 17. Состав числа 17

55

Сравнение чисел в пределах 17. Знаки «<», «>», «=»

1

06.04.23

Сравнение чисел. Умение находить нужный знак

56-57

Решение примеров на сложение в пределах 17

2

10.04.23 13.04.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

58-59

Решение примеров на вычитание в пределах 17

2

17.04.23 20.04.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

60-61

Решение простых задач в пределах 17

2

24.04.23 27.04.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

62

Число и цифра 18. Состав числа 18

1

04.05.23

Образование, называние, обозначение и написание числа 18. Состав числа 18

63

Сравнение чисел в пределах 18. Знаки «<», «>», «=»

1

11.05.23

Сравнение чисел. Умение находить нужный знак

64-65

Решение примеров на сложение в пределах 17

2

15.05.23 18.05.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

66-67

Решение примеров на вычитание в пределах 17

2

22.05.23 25.05.23

Решение задач самостоятельно и с помощью учителя. Закрепление арифметических знаков «+», «=», «-».

68

Числовой ряд 1 – 18. Нахождение недостающего числа в числовом ряду.

1

29.05.23

Нахождение и называние чисел в числовом ряду. Повторение пройденного материала.


Всего

68





7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.



























«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Полоскова Н.С

___________________

Лист коррекции

Тема урока

Дата

Причина

Согласование с заместителем директора по УР

план

факт


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации