Математический турнир для учащихся 8 классов
Математический турнир
«Недостаточно иметь хороший ум.
Главное – правильно его использовать»
Рене Декарт
1 ученик
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Наш турнир математический посвящаем!
2 ученик « Славим математику»
Математика, тебя сегодня славим,
И хотим спасибо мы сказать,
Ведь о тех, кто приложил старанья,
Ты заботишься, как ласковая мать.
Развиваешь ум и память нашу,
Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,
А подбросив трудную задачку,
Учишь нас трудности преодолевать.
Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,
Быть настойчивыми учишь неустанно.
И познаний жажду разжигаешь,
Предлагая неразгаданные тайны.
О. Панишева
1 ученик
«Мой юный друг!
Сегодня ты пришел сюда
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим блеснуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы,
может быть,
Но будешь ты рабочим, а может быть ученым
И будешь математику любить...»
Ведущий: Сегодня мы собрались для проведения «Математического турнира» между учащимися 8классов школ нашего города. Здесь присутствуют команда 8А класса, 8Б класса и команда8В класса.
Есть еще одна команда, которая будет честно и объективно оценивать знания юных математиков – это команда многоуважаемого жюри.
Председатель жюри:
Члены жюри:
Мы желаем всем интересных состязаний!
Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы еще находчивость и внимание.
Для начала мы предлагаем вам разминку
№1. Разминка. «Повторение – мать учения».
Каждая команда отвечает на вопросы. За верный ответ – 1балл.
(слайд: вопросы показываются по одному, у учащихся бланки с номерами вопросов. Бланк заполняется и сдается жюри.)
Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).
Сколько корней имеет уравнение =0? (1).
Кривая, являющаяся графиком функции у = (гипербола)
Что меньше или .(равны).
Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника (диагональ).
Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).
Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).
Нахождение корней уравнения (решение).
Самая большая хорда в круге (диаметр).
Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).
Сколько корней имеет уравнение = 2 (2).
График функции у = (парабола).
Что общего у трапеции и прямоугольника?
Что больше или (равны).
Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).
Конкурс №2 «Разгадывание шарад».
Команды должны быстро и верно дать ответ. О готовности ответа говорит поднятый сигнальный значок.
Конкурс оценивается в 2 балла.
Слайд: Шарада – это загадка, в которой задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит + ель», «мышь + як», «вино + град», «пар + ус» и т.п. Разгадав каждую часть шарады, и сложив эти части вместе, легко найти загаданное слово.
1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И всё – таки слезу смахнёшь с лица,
А сменишь букву, - выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца.
(лук – луч).
2.Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь
во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(плюс – полюс).
3.Слово первое – почётный титул,
Им даже Монте - Кристо называли.
А второе часто говорим мы,
Если очень сильно замерзаем.
(граф –ик).
4.Предлог в моём стоит начале.
В конце же – пригородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
( за – дача).
(После ответов всех команд жюри подсчитывает баллы за I тур).
II.Тур второй: 2 ученик:
Пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать.
Конкурс №3 «Наш конструктор числовой – поработай головой».
приглашаются знатоки для индивидуальной работы. Задания на карточках
1.Реши:.
2.При преобразовании выражений, содержащих квадратные корни, полезна формула:
= ,
где
Используя данную формулу вычислить:
.
Пока знатоки работают, мы с вами тоже займемся делом.
Конкурс №4 Игра «Где ошибка?»
1 ученик:
Дикобраз в подарок сыну
Сделал новую машину,
К сожалению она
Недостаточна точна.
Результаты перед вами –
Быстро всё исправьте сами.
На столе у каждой команды лежат карточки с заданиями. Каждое задание оценивается в 1 балл. Приступайте к работе.
1.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:
а) 5555=45 г) 23+27=210
б)2327=410 д). 71=1
в)23 0210=23 е) (2х)3=2х3
Какие определения, свойства, правила не знает ученик?
2.«Верно ли равенство?»
1218 = 276169
Конкурс №5 «Вперед! К новым познаниям!»
На доске слайд с геометрическими формулами. Нужно каждой формуле нахождения площади найти её пару – соответствующую фигуру. Установив соответствие, мы получим слово. Просим вас поднимать модели фигур, формулу вычисления площади которой вы видите. Модели, перевернув, положите перед собой. Какое слово вы получили?
. (За каждый верный ответ – 1балл.)
1/2ah | аh | аb | аb | (а+b)h | ||
Г | Е | П | А | Т | И | Я |
Е сли вы сделали все правильно, то у вас должно получиться слово. Как вы думаете, что оно означает?
А о ней вам расскажет…ученица …
ГИПАТИЯ (ок. 370 – 415 гг..), античный математик, астроном и философ, первая среди великих женщин-ученых. Дочь математика Теона Александрийского, преподававшего в высшей школе при Александрийской библиотеке. Гипатия родилась около 370 года в Александрии в Египте. Много путешествовала, вела переписку с просвещенными людьми Средиземноморья. Преподавала в Александри, стала признанным лидером философской школы неоплатоников.
Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре. Среди ее математических сочинений были комментарии к «Арифметике» Диофанта Александрийского и Коническим сечениям» Аполония Пергского. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, прибор для измерения плотности воды, астролябию и планисферу ( плоскую подвижную карту неба)
Жюри объявляет результаты прошедших конкурсов.
III. Тур. Почтовый ящик.
2 ученик:
Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем всем удачи!
Конкурс №6 «Надо смекнуть!»
И вот, наконец, конкурс капитанов.
Капитаны каждой команды выбирают вопрос по таблице и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).
В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).
От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).
Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).
Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?
Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).
Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра. Сколько часов проспит профессор? (1 ).
Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать? (Поставить часы одновременно, когда 3 минуты пройдет, опустить яйцо.)
60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов, если в книге 240 страниц? (Ответ: 2 см)
Конкурс №7. «Большая игра»
Команды получают задание-тест из 17 вопросов, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Побеждает та команда, которая даст больше верных ответов. Каждый верный ответ – 1 балл. (музыка)
а) функция; б) тождество; в) равенство; г) формула. 2. Что выкидывает человек, совершая предосудительный, странный, смешной поступок? а)цифру; б)число; в)номер; г)формулу. 3. В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин? а) тупоугольном; б) равнобедренном; в) равностороннем; г) прямоугольном. 4. Товар сначала подешевел на 10%, затем подорожал на 10%. В результате цена товара: а) осталась прежней; б) повысилась; в) понизилась; г) невозможно определить. 5. Сколько делителей у простого числа? а)1; б) 2; в) 3; г) много. 6. Промилле - это: а) единица измерения длины; б) десятая доля процента; в) сказочный герой; г) фамилия математика. 7. У Пети на куртке 3 кармана. Сколькими способами он монет положить в эти карманы 2 одинаковые монеты? а) 6; б) 3; в) 4; г) 2. 8. Велосипедист ехал 2 ч со скоростью 10 км/ч и 1ч со скоростью 7 км/ч. Какова его средняя скорость? а) 8,5 км/ч; б) 27 км/ч; в) 5,66 км/ч; г) 9 км/ч. 9. Кому приписывают введение алгоритма нахождения НОД двух чисел: а) И. Ньютону; б) Н. Лобачевскому; в) Б. Паскалю; г) Евклиду. 10. Раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций можно составить из заданных объектов - это: а) арифметика; б) тригонометрия; в) комбинаторика; г) геометрия. 11. Какое из этих чисел не равно остальным? а) ; б) ; в) 30% от 1; г) 0,3. 12. Какое число является наименьшим из натуральных? а)-1; б)0; в)1; г)2. 13. Какие числа употребляются при счёте? а)природные; б)естественные; в)натуральные; г)искусственные. 14. Равенство, верное при любых значениях входящих в него букв называется: а) уравнение; б) выражение; в) неравенство; г) тождество. 15. Как называется часть плоскости, образованная двумя перпендикулярными осями координат? а) квадрат; б) квантор; в) квадрант; г) катет. 16. Лобачевский Николай Иванович в 1826 г. сделал сообщение об открытии новой а) формулы; б) теоремы; в) геометрии; г) гипотезы. 17. Прибор, который применяют для построения прямых углов на местности - это а) теодолит; б) угольник; в) астролябия; г) штангенциркуль. |
Конкурс №8 «Теории без практики не бывает»
(работа с интерактивной доской)
Конкурс №9 «Блиц – задачи»
На экране вы видите таблицу с номерами задач.
Задача 1. (3балла)
Самолет пролетает расстояние от Москвы до Хабаровска за 9 ч. Скорый поезд преодолевает это расстояние за 9 суток. Во сколько раз быстрее можно добраться от Москвы до Хабаровска на самолете, чем на скором поезде?
Решение.
1. 24•9 = 216 (ч) – время, за которое можно добраться от Москвы до Хабаровска на поезде.
2. 216 : 9 = 24 (раза) – быстрее можно добраться на самолете, чем на поезде.
Задача 2. (3балла)
Из Киева в Одессу вышел автобус и шел со скоростью 80 км/ч. Другой автобус вышел ему навстречу из Одессы в Киев и шел со скоростью 90 км/ч. На каком расстоянии автобусы будут друг от друга за 1 ч до их встречи?
Решение. 80 + 90 = 170 (км).
Задача 3. (3балла)
Коля и Петя живут в одном доме: Коля – на шестом этаже, а Петя – на третьем. Возвращаясь из школы домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж? (На первом этаже ступенек нет.)
Решение. На шестой этаж ведут 5 пролетов со ступеньками, значит, между этажами 60 : 5 = 12 ступенек. На третий этаж ведут 2 пролета, поэтому Петя проходит
12•2 = 24 ступеньки.
Задача 4. (3балла)
Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
Решение. Отрезав предпоследний, седьмой кусок, он тем самым отрежет и последний, восьмой кусок.
Ответ. 7 дней.
Задача 5. (2балла)
На поверхности пруда растут кувшинки. Площадь, которую они занимают, с каждый днем удваивается. Весь пруд зарос кувшинками через 20 дней. Через сколько дней заросла половина пруда?
Ответ. Через 19 дней.
Задача 6. (2балла)
50 разделить на половину
Решение.50:1/2=50 2 = 100
Задача 7.(2балла)
Как из трех спичек сделать 4.
Решение : сложить римскую цифру IV.
Задача 8. (2балла)
Определите вид треугольника со сторонами 5 см, 50 мм, 0,5дм.
Ответ: равносторонний.
Жюри подводит окончательные итоги прошедших конкурсов.
Познавательные истории с практическим содержанием:
Каждый из нас мечтает о счастье. И мы попробуем сделать вас чуточку счастливее. Пока члены жюри подводят итоги турнира, мы предлагаем вам сделать из бумаги журавликов. Это древнее японское искусство оригами. Почему именно - журавликов?
Журавль считается символом надежды, любви и веры во всех странах востока. Жители этого края верят в то, что если сделать 1000 бумажных журавликов и раздать эти фигурки всем близким и знакомым, то исполнится самое заветное желание.
Мы вам предлагаем сделать птицу счастья вместе с …..