12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Артёмова Катерина Владимировна23
Беларусь, Могилёв

Е. В. Артёмова

ГУО «Средняя школа №45 г. Могилёва» (г. Могилёв, Беларусь)

Медиакомпетентность как часть компетентностного подхода к обучению информатики в средней общей образовательной школе

На современном этапе качество образования, является ключевой проблемой сохранения, укрепления и развития интеллектуального потенциала страны в XXI веке. Данная проблема всегда была и остается самой актуальной в истории развития образования. В стремительно изменяющемся цивилизованном мире место и роль всех стран будет зависеть в ближайшее время только от качества образования. Качество образования зависит прежде всего от качества учебного занятия и, как следствие, проблемы качества во многом зависят от уровня проведенного учебного занятия. Образование выступает важным фактором и критерием развития общества. Стремительное развитие науки, техники и информационных технологий обуславливают необходимость изменений не только в содержании образования, но и в подходах к его реализации. «Если XVII – XIX веках образование строилось на усвоении определенное суммы знаний, умений и навыков, на реализации цепочки «слушаю – запоминаю – воспроизвожу – выполняю задание – жду оценку», то XX и тем более XIX век характеризуются изменением образовательной парадигмы и стремлением к организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, к изменению роли педагога от информатора к управленцу, консультанту, эксперту» [1, с. 53]. Поэтому как отмечает С. В. Галян, школа призвана вооружить учащегося «не только (и не столько) некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его самому добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике» [2, с. 8]. Достижение этой цели возможно посредством применения в образовательном процессе метапредметного подхода и, как следствие, метапредметного обучения [3, с. 39].

Процессы глобальной информатизации общества коренным образом изменяют современное представление о мире. Новые классы компьютерных устройств, а также новые технологии работы с информационными ресурсами и услугами обеспечивают пользователям доступ к информации постоянно, независимо от времени и места их нахождения. Общество с внедрением информационных технологий гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В средней общеобразовательной школе обучаются учащиеся с разным уровнем знаний, поэтому основная задача педагога на учебном занятии – содействовать усвоению учебного материала всеми учащимися. Реализация дидактических целей урока, зависит от профессионализма педагога. Учебный материал, необходимый для усвоения всеми учащимися, характеризуется большим объемом, который требует систематизации для дальнейшего применения знаний в жизни. Поэтому для улучшения усвоения материала преподаватели используют метапредметное обучение. В век информатизации учащийся обязан использовать информационные технологии в своей жизни с целью быть востребованным в трудовой конкуренции.

Рассматривая тенденции современного мира, на учебных занятиях по информатике необходимо использовать современные образовательные технологии такие как: метапредметное обучение и компетентностный подход, так как это позволит повысить качество образования. На учебных занятиях по информатике учащиеся обучаются не только пользоваться компьютером, но и использовать его в качестве источника знаний через выход в сеть Интернет, что позволяет учащемуся повышать качество образования по всем учебным предметам. Также необходимо отметить ключевые информационные компетенции, которые приобретает учащийся на учебных занятиях по информатике, тем самым повышает качество образования. Применяя современные образовательные технологии, педагог предупреждает процесс возникновения проблем качества образования.

В ведущих странах мира, начиная с 60-х годов XX века, сформировалось направление «медиаобразование», которое предусматривало освоение учащимися и студентами всех форм и преставления медиамира [4, с. 64]. В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно отмечалась важность и поддержка медиаобразования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002 и др.). В рекомендациях ЮНЕСКО 2002 года подчеркивается, что «медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [5, с. 6].

Под медиаобразованием будем понимать процесс усвоения знаний об информационных средствах, методах, приемах и формах, которые призваны помогать развивать личность, с целью формирования культуры общения с медиамиром [6, с.200].

Главной задачей педагога в преподавании учебного предмета «Информатика» является формирование медиаграмотности и медиакультуры у учащихся на учебных, факультативных и внеучебных занятиях. Учебный предмет «Информатика» является ключевым предметом, который обязан способствовать формированию медиакомпетентности учащихся. На учебных занятиях по информатике педагогу помогает формировать медиакомпетентность учебная программа. Программа предусматривает обучение информатике со второй ступени общего образования – это 6-11 классы. Учащиеся обучаются не только компьютерной грамотности при работе с основными офисными приложениями, но и медиаграмотности через сеть Интернет. Современный человек должен владеть компьютерными компетенциями и медиакомпетенциями для дальнейшего профессионального карьерного роста. Только образованный человек с медиакомпетентностями сможет построить карьеру и быть востребованным специалистом.

Список использованных источников

1. Пальчевский, Б.В. Новая стратегия учения / обучения и дидактические сценарии уроков / Б.В. Пальчевский // Столичное образование. – 2011. №3. с.52-54.

Метапредметный подход в обучении школьников: методологические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / авт.-сост. С. В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с.

2. Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты: сборник статей международной научно-практической конференци. 4 декабря 2015 года, г. Могилёв / редкол.: И. А. Старовойтова [и др.]; под общ. ред. В. Н. Гириной, М. В. Ладутько. – Могилёв: УО «МГОИРО», 2016. – 274 с.

3. Артёмова, Е. В. Формирование медиакомпетентности на учебных занятиях по информатике в средней общеобразовательной школе / Е. В. Артёмова // Научные стремления - 2017: Сборник материалов Международной молодёжной конференции, Минск, 6 -7 окт. 2017 г. / Минск: издательство «Четыре четверти», 2017. – 256 с.

4. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория: учеб.пособие / А.В. Федоров; М.: МОО «Информация для всех». – Москва, 2015. – 450 с.

5. Артёмова, К.В. Формирование медиакомпетентности на учебных занятиях по информатике в общеобразовательной школе // Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов III Республиканской научно-практической конференции. 26 мая 2017 года, г. Могилёв / редкол.: М.М. Жудро [и др.]; под общ. ред. В.Н. Гириной. – Могилёв: УО «МГОИРО», 2017. – 538 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Куприянова Елена Львовна
Комментарий был удалён пользователем 08 апр 2018 в 00:54
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.