Статья «Современное образование: теория, методика и практика. Ментальные карты на уроке английского языка»
«Современное образование: теория, методика и практика»
Ментальные карты на уроке английского языка
Автор работы:
Мартышкина Анастасия Сергеевна,
учитель английского языка
МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Республика Мордовия, г.о. Саранск
Содержание
Введение ………………………….……….…………………….…………….. | 3 |
Теоретический аспект исследования …………….………………..……… | 5 |
Определение понятия “mind map” как результата майндмэппинга…………………………………………………………….. | 5 |
История возникновения и применения технологии майндмэппинга……………………………………………………………… | 6 |
Практический аспект исследования .………..………………..…………… | 8 |
Алгоритм создания интеллект-карт ………………………..………… | 8 |
Майндмэппинг в изучении английского языка ….……………..…… | 9 |
Заключение …….…….…………….……….……….…………………………. | 12 |
Список использованных источников ……….……….…….….……………… | 13 |
| |
| |
Введение
Современное образовательное пространство на сегодняшний день занимает все больший комплекс понятий, рассматривающих как когнитивные, так и мотивационно-волевые процессы развития личности. В свете реализации ФГОС перед обучением встает задача обеспечения формирования и развития познавательных интересов и стимулирования обучающихся к самостоятельному добыванию знаний. Одним из наиболее интенсивных способов реализации познавательной активности способствует такая образовательная технология как «майндмэппинг».
Знакомство с данным англицизмом оказалось не случайным, а закономерным. Именно уроки английского языка позволяют раскрыть значение данного термина и применить его в практике изучения иностранного языка.
В современном мире довольно трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме. Исходя из этого актуальность исследования обусловлена тем фактом, что ежедневно учащиеся сталкиваются с проблемой запоминания, усвоения и поиском эффективного способа структурирования информации, в том числе и на уроке английского языка.
Цель работы: исследование понятия “mind map” как ключевой единицы майндмэппинга на примере изучения английского языка.
Задачи:
– рассмотреть значение понятия “mind map” в англоязычных словарях;
– осуществить анализ литературы посвященной теме исследования;
– изучить историю развития и технологию создания интеллект-карт;
– спроектировать интеллектуальную карту по лексической теме “Countries. Nationalities. Languages”.
Объект исследования: интеллект-карта (mind map) как оригинальный способ фиксации информации при изучении английского языка.
Предмет исследования: процесс создания интеллект-карты (“mind mapping”) в рамках изучаемой темы на примере учебника “Enjoy English 7”.
Практическая ценность работы заключается в использовании разработанной карты непосредственно в процессе изучения английского языка. Созданный продукт может быть применен в практической деятельности учащимися и учителями в качестве наглядного учебного материала.
Гипотеза исследования – процесс пополнения словарного запаса на уроках английского языка будет более эффективным, если лексический материал структурируется и обобщается в наглядной форме. Немаловажным можно считать творческий подход введения и отработки лексических единиц с помощью конструирования интеллект-карт по изучаемым темам.
В ходе исследования применялись следующие методы исследования:
– теоретический: анализ и синтез литературы по теме исследования;
– практический: приобретение опыта и навыка работы с лексическим материалом в процессе майндмэппинга.
1 Теоретический аспект исследования
1.1 Определение понятия “mind map” как результата майндмэппинга
С целью общего понимания понятия “mind map” несомненно, требуется его интерпретация на русский язык. Разобрав данное словосочетание на составляющие, получаем два существительных – mind (что в переводе означает разум, интеллект, мозг, мышление) и map (карта, план). Таким образом, получаем следующие словосочетания: интеллект карта/план, карта/план мышления, карта мозга и т.д. Однако данные комбинации слов не дают полного понимания английского термина “mind map”. В связи с этим был осуществлен поиск его дефиниции в англоязычных словарях.
Были выделены и проанализированы три определения, взятые из словарей издательства Collins, Oxford, Cambridge.
Словарь “Collins English Dictionary” предлагает следующее определение понятия: “a diagrammatic method of representing ideas, with related concepts arranged around a core concept”.
“Oxford English Dictionary”: “a diagram in which information is represented visually, usually with a central idea placed in the middle and associated ideas arranged around it.”
“Cambridge English Dictionary”: a type of diagram (= simple plan) with lines and circles for organizing information so that it is easier to use or remember.
Сравнительный анализ определений показал, что ключевым словом во всех определениях является диаграмма (diagram), информация (information). Исходя из синтеза полученной информации и имеющихся знаний, определяем, что интеллект-карта (mind map) – это способ схематической фиксации информации. Осуществив морфологический разбор английского слова “mind maping” приходим к выводу о том, что майндмэппинг – это процесс построения интеллект-карт (т.к. морфема –ing в английском языка указывает на действия в процессе).
1.2 История возникновения и применения технологии майндмэппинга
Первые примеры создания интеллект-карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, однако же, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Узнав, что человек использует всего 5 % головного мозга, Т. Бьюзен решил «заставить свой мозг работать».
Популярность интеллект-карт началась с публикации его книги «Работай головой». Технология интеллект-карт стала быстро развиваться, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
Т. Бьюзен утверждает, что традиционное представление о восприятии информации, когда читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз, неверно; на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно.
Т. Бьюзен в своих работах использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что диаграммы связей есть наилучший способ конспектирования информации. Известно, что левое полушарие отвечает за речь: то, что мы слышим и говорим, читаем и пишем; правое полушарие отвечает за образы: это картинки, ассоциации, схемы, стрелки и т.д. Автор справедливо заметил, интеллект-карта позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария, а майндмэппинг позволяет задействовать оба полушария мозга (в то время как простое написание текста вовлекает в работу только левое).
Цель майндмэппинга – согласно автору – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект-карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.
Ученый систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их конструирования и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг, написанных Т. Бьюзеном и посвященных этой тематике, самой известной является – «Научите себя думать» – она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Интеллект-карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект-карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект-карт возможно в различных сферах нашей жизни. Наше исследование доказывает, что майндмэппинг открывает широкие возможности и для изучения английского языка.
2 Практический аспект исследования
2.1 Алгоритм создания интеллект-карт
Майндмэппинг – процесс творчества, а значит это процесс раскрытия индивидуальных способностей. В ходе работы над интеллект-картами развивается личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться некоторых правил. Основоположник майндмэппинга Тони Бьюзен выделяет следующие общие принципы построения ментальных карт:
1. Основная идея размещается в центре.
2. От нее отходят ветки первого уровня, обозначенные ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток 1-го уровня отходят ветки 2-го уровня, также обозначенные ключевыми словами дальнейших конкретизирующих ассоциаций.
4. Ключевые слова могут заменяться рисунками и символами, между ветвями при необходимости прорисовываются ассоциативные связи.
5. Для рисования ментальной карты используются разные цвета.
Данные принципы можно изобразить при помощи следующей интеллект карты:
Рис. 1 (источник Интернета)
Практика применения майндмэппинга также показывает, что:
– необходимо начинать создание интеллект-карты с главной идеи. Это позволит активизировать работу мозга, в результате чего появляются новые идеи, которые ассоциируются с образами связанными с главной идеей для продолжения карты;
– рекомендуется рисовать карту по часовой стрелке, начиная сверху, так как каждый из нас знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата;
– следует использовать разные цвета, так как цветовая гамма несет в себе различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному;
– интеллект-карта отображает только ключевые слова. Необходимо выражать мысли в виде ключевых слов, взглянув на которые, можно восстановить мысли.
2.2 Майндмэппинг в изучении английского языка
Детальный анализ понятий, истории возникновения и развития, а также технологии построения интеллект-карт позволил применить полученные знания в практической деятельности.
Уже на этапе планирования исследования был обозначен план и этапы работы в форме интеллект-карты.
Рис. 2 (Интеллект-карта «Исследование»)
То есть можно сделать вывод о том, что майндмэппинг эффективен и на этапе планирования деятельности.
Майндмэппинг при изучении лексики английского языка включал в себя несколько этапов:
1 этап – Возникновение идеи.
Всеобще известно, что создание любого продукта начинается с идеи и майндмэппинг не исключение. На проектирование интеллект-карты подтолкнула изучаемая на уроке английского языка тема “Countries and Nationalities”.
2 этап – Мозговой штурм.
На этапе мозгового штурма были обозначены лексические единицы необходимые для использования в проектируемой карте.
3 этап – Анализ содержания интеллект-карты.
На этапе структурирования информации сформировался образ интеллектуального продукта.
4 этап – Майндмэппинг.
После успешного прохождения первых трех этапов, упорядоченные в структуру мысли были сконцентрированы на достижении цели – создание интеллект-карты. На данном этапе необходимо учитывать, что в процессе майндмэппинга мы можем получать новые мысли и идеи, упущенные на этапе мозгового штурма. В данном случае мы можем вписать их в свою структуру, так как интеллект-карты имеют свойство незавершенности и могут дополняться на любом этапе изучения английского языка, при пополнении словарного запаса, относящегося к конкретной теме.
5 этап – Результат.
Естественным следствием достижения целей первых четырёх этапов –
получение результата. В нашем случае это интеллект-карта по теме “Countries. Nationalities. Languages”.
Рис. 3 (Интеллект-карта “Countries. Nationalities. Languages”)
От центрального образа нашей интеллект-карты (Countries, Nationalities, Languages) отходят 15 разноцветных ветвей. Ветви символизируют собой страны, узнать которые помогут изображенные на ветвях флаги государств. Главные ветви имеют ответвления, которые отображают географические названия (страны) и образованные от них национальности и языки на английском языке.
Таким образом, майндмэппинг при изучении темы с большим количеством новых лексических единиц, позволил не только пополнить словарный запас, но и проявить творческие способности учащихся.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что майндмэппинг – это отображение на бумаге эффективного способа:
думать
запоминать
вспоминать
решать творческие задачи
возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации.
Исходя из полученных результатов было установлено, что интеллект-карта – это картинка, которая содержит в себе максимум информации при минимуме знаков и способна решить главную проблему при изучении английского языка: облегчить усвоение, запоминание изученного материала и кроме того, раскрыть творческий потенциал учащихся.
Изучение теоретических исследований по проблеме майндмэппинга, анализ определения понятия “mind map” в англоязычных словарях, а также практический опыт проектирования интеллект-карт позволяют сделать вывод о том, что майндмэппинг – это естественная деятельность нашего мозга, соответственно интеллект-карта – это продукт его деятельности. Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни и стать ключом к успеху там, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал учащихся, в том числе и на уроках английского языка.
Список использованных источников
1. Бьюзен, Тони Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] – М. : Росмэн, 2007. – 326 с.
2. Бьюзен, Тони Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] – М. : Росмэн, 2007. — 192 с.
3. Ментальные карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/. – Загл. с экрана.
4. Морозова, С. Ю. Интеллект-карты как способ работы с информацией [Электронный ресурс] / С. Ю. Морозова. – Режим доступа : http://docs.google.com/document/d/lh. – Загл. с экрана.
5. Шипунов, С. Как рисовать карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mind-map.ru/?s=22&d_id=67 – Загл. с экрана.
6. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://en.oxforddictionaries.com/. – Загл. с экрана.
7. Cambridge English Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dictionary.cambridge.org/. – Загл. с экрана.
8. Collins English Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/. – Загл. с экрана.