12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Столетова Ирина Леонидовна18

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста


Столетова Ирина Леонидовна,

учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №254

Кировского района Санкт-Петербурга


С 1 января 2010 года введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» говорится, что в области «Обществознание и естествознание» предметными результатами являются «уважительное отношение к природе нашей страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей современного образования.

Экологическое воспитание в школе начинается с младшего школьного возраста, т.к. в это время приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания в школе достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды.

Таким образом, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

Экологическую работу можно проводить в учебной и внеурочной деятельности.

Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, физкультуры, ОБЖ. Во внеурочной деятельности это различные исследовательские работы, конкурсы и праздники, сборы макулатуры, экскурсии в музеи и зоопарк, лекции, проектные работы, игры, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми и пр.

Экологическое воспитание младших школьников можно успешно проводить через проектную деятельность, которой в ФГОС отводится большая роль. Без организации проектной деятельности невозможно достижение высокого качества образования, соответствующее современным требованиям, в том числе и экологического образования.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Целью работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Среди различных учебных проектов экологические проекты очень разнообразны как по продолжительности, так и по тематике.

В 2010/2011 учебном году я предложила учащимся второго класса реализовать экологический проект «Опыты по проращиванию семян растений». Я решила предложить его потому, что многие дети, жители крупных городов, с трудом представляют себе, как можно прорастить растение, вырастить его, получить цветы, семена и плоды.

Работая над проектом, важно соблюдать принципы организации проектной деятельности.

1. Проект должен быть посильным для выполнения;

2. Должны быть созданы условия для выполнения проектов;

3. Учитель должен вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

4. Учитель должен обеспечить руководство проектом;

5. Если проект групповой, то каждый учащийся должен показать свой вклад в выполнение проекта (индивидуальная оценка);

6. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

На всех этапах проектной работы важную роль играют понимание и помощь родителей.

При этом, конечно, нужно соблюдать правила взаимодействия с родителями:

- родителей необходимо предварительно оповестить о начале проектной работы;

- попросить родителей стимулировать детей, проявлять интерес к их делам;

- разъяснить родителям, чтобы их помощь в выполнении работы оказывалась ненавязчиво;

- главным девизом родителей на весь период выполнения проекта, должен стать девиз: «делаем вместе, а не вместо»;

- очень тактично попросить помощи родителей в подготовке детей к презентации;

- обязательно пригласить родителей на презентацию;

- публично поблагодарить родителей за помощь.

Соблюдая принципы организации проектной деятельности, учитывая правила взаимодействия с родителями, мы с детьми смогли успешно реализовать наш проект.

Наш экологический проект назывался «Опыты по проращиванию семян растений»

Данный проект предполагает работу учащихся в 2 этапа: «Теоретики» и «Практики». Сначала дети как «Теоретики» отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу, а потом уже как «Практики» путём выполнения практических работ, должны придти к выводу: для развития растений необходимы определенные природные условия: воздух, вода, свет, тепло.

Основополагающий вопрос - что необходимо растениям для развития?

Проблемный вопрос - почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?

Предполагаемые результаты:

Познавательная деятельность: дети отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу.

Исследовательская работа: практическая работа по проращиванию семян и ответ на основополагающий вопрос.

Творческая работа – презентация проекта.

Презентация результатов - предоставление письменных отчетов по каждому этапу работы, показ выращенных растений.

План работы над проектом:

1) Выдвижение проблемного вопроса: Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено? Обсуждение. Ознакомление с темой проекта. Мозговой штурм.

Первоначальные идеи («Мозговой штурм»)

«Что хотели бы узнать, отвечая на вопрос проекта?»

Что вас интересует? Какие знания и представления вы хотели бы уточнить или расширить? Что интересного вы могли бы рассказать своим товарищам? Какие у вас рождаются представления, образы о проекте по данной теме? Что бы вы хотели узнать?

Дети выдвигали свои идеи, учитель их записывала на доске в виде «ромашки» («солнышка»).

Помимо тех тем, которые вошли в «ромашку» были и другие предложения:

«Как быстро растут растения?», «Как растения переносят холод?», «Скорая помощь для растений», «При какой температуре можно высаживать растения на улице?», «Как влияет погода на растения?».

Проработка одной идеи:

«Убираем» лишнее из множества первоначальных идей, с объяснением причин. Или, наоборот, добавляем то, что было забыто. Было обсуждено, в каком порядке будем работать над проектом.

Таким образом, решено было оставить следующие подтемы для проектной работы:

    Условия, необходимые для прорастания семян

    Условия, необходимые для роста и развития растения

2) Ознакомление родителей с темой проекта. Выдача буклетов с описание проекта, его вопросов и плана работы.

3) Выполнение 1 этапа работы «Теоретики» - сбор материала на тему «Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?». Ответ на данный вопрос оформлялся в виде творческой иллюстрированной работы на листах формата А-4 и сдавалась учителю. Срок – 1 неделя.

4) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 1 «Условия, необходимые для прорастания семян». Срок выполнения – 1 неделя.

Таблица № 1

Условия, необходимые для прорастания семян

№ п\п

Условия для прорастания

Дни наблюдения

1

2

3

4

5

6

1.

Семя в сухой тряпочке







2.

Семя в мокрой тряпочке в тёплом месте







3.

Семя в стакане с водой







4.

Семя в мокрой тряпочке в холодном месте







Вывод: какие условия необходимы для прорастания семян?

5) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 2 «Рост растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений?». Срок выполнения – 2 недели.

Таблица № 2

Условия, необходимые для нормального роста и развития растения

№ п\п

Условия для роста

и развития

Дни наблюдения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Ёмкость с семенем на подоконнике















2.

Ёмкость с семенем в тёмном месте















3.

Ёмкость с семенем в холодном месте















Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?

6) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 3 «Рост растений. Какие произойдут изменения, когда все три ёмкости будут стоять на подоконнике?». Срок выполнения – 8 дней.

Таблица № 3

Условия, необходимые для нормального роста и развития растения.

Какие произошли изменения?

№ п\п

Условия для роста и развития

Дни наблюдения

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ёмкость с семенем, которая изначально стояла на подоконнике








2.

Ёмкость с семенем, которая стояла в тёмном месте








3.

Ёмкость с семенем, которая стояла в холодном месте








Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?

7) Завершающий этап. Рефлексия. Заполнение Листа самооценки.

Лист самооценки

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом.

 1) Искать информацию в книгах, журналах, энциклопедиях.

 2) Искать информацию с помощью сети Интернет.

 3) Пользоваться электронной энциклопедией.

 4) Вести наблюдения.

 5) Оформлять результаты своих наблюдений.

 6) Пользоваться фотоаппаратом.

 7) Обсуждать результаты работы с родителями.

 8) Обсуждать результаты работы с учителем.

 9) Обсуждать результаты работы с одноклассниками.

 10) Задавать вопросы, когда возникают трудности.

 11) Просить помощи, когда возникают трудности.

 12) Помогать товарищу, когда он об этом просит.

 13) Радоваться интересной идее.

 14) Радоваться успеху товарища.

 15) Видеть необычное в обычном.

- Что тебе больше всего понравилось, работая над проектом?

- Что вызвало наибольшие трудности, работая над проектом?

Таким образом, выполнив проектную работу, дети не только узнали на теоретическом уровне, как прорастить растение, и какие условия для этого необходимы, но и выполнили всё это практически. Помимо таблиц наблюдений и листа самооценки, дети предоставили свои выращенные растения.

Я думаю, что именно на таком практическом уровне, когда дети всё исследовали сами, увидели воочию, испытали множество проблем, но все-таки смогли вырастить своё растение, и рождается любовь к окружающему миру, к природе. Можно надеяться, что, пройдя через трудности, испытанные на личном опыте, дети не станут ломать ветки, рвать цветы, топтать траву. Может быть, кто-нибудь из них впервые возьмёт книгу о природе, попробует самостоятельно что-нибудь вырастить на подоконнике, на дачной грядке, захочет понаблюдать за растением и исследовать его, совершить свои маленькие открытия в природе. А не это ли главная цель экологического воспитания?

В дальнейшем хотелось бы видеть объектом исследования деятельность человека в природе и выполнить проектную работу «Влияние деятельности человека на экосистемы нашей местности».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.