Статья «Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста» (1–5 класс)
Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
Столетова Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №254
Кировского района Санкт-Петербурга
С 1 января 2010 года введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» говорится, что в области «Обществознание и естествознание» предметными результатами являются «уважительное отношение к природе нашей страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей современного образования.
Экологическое воспитание в школе начинается с младшего школьного возраста, т.к. в это время приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания в школе достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.
Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды.
Таким образом, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.
Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Экологическую работу можно проводить в учебной и внеурочной деятельности.
Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, физкультуры, ОБЖ. Во внеурочной деятельности это различные исследовательские работы, конкурсы и праздники, сборы макулатуры, экскурсии в музеи и зоопарк, лекции, проектные работы, игры, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми и пр.
Экологическое воспитание младших школьников можно успешно проводить через проектную деятельность, которой в ФГОС отводится большая роль. Без организации проектной деятельности невозможно достижение высокого качества образования, соответствующее современным требованиям, в том числе и экологического образования.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Целью работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Среди различных учебных проектов экологические проекты очень разнообразны как по продолжительности, так и по тематике.
В 2010/2011 учебном году я предложила учащимся второго класса реализовать экологический проект «Опыты по проращиванию семян растений». Я решила предложить его потому, что многие дети, жители крупных городов, с трудом представляют себе, как можно прорастить растение, вырастить его, получить цветы, семена и плоды.
Работая над проектом, важно соблюдать принципы организации проектной деятельности.
1. Проект должен быть посильным для выполнения;
2. Должны быть созданы условия для выполнения проектов;
3. Учитель должен вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
4. Учитель должен обеспечить руководство проектом;
5. Если проект групповой, то каждый учащийся должен показать свой вклад в выполнение проекта (индивидуальная оценка);
6. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
На всех этапах проектной работы важную роль играют понимание и помощь родителей.
При этом, конечно, нужно соблюдать правила взаимодействия с родителями:
- родителей необходимо предварительно оповестить о начале проектной работы;
- попросить родителей стимулировать детей, проявлять интерес к их делам;
- разъяснить родителям, чтобы их помощь в выполнении работы оказывалась ненавязчиво;
- главным девизом родителей на весь период выполнения проекта, должен стать девиз: «делаем вместе, а не вместо»;
- очень тактично попросить помощи родителей в подготовке детей к презентации;
- обязательно пригласить родителей на презентацию;
- публично поблагодарить родителей за помощь.
Соблюдая принципы организации проектной деятельности, учитывая правила взаимодействия с родителями, мы с детьми смогли успешно реализовать наш проект.
Наш экологический проект назывался «Опыты по проращиванию семян растений»
Данный проект предполагает работу учащихся в 2 этапа: «Теоретики» и «Практики». Сначала дети как «Теоретики» отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу, а потом уже как «Практики» путём выполнения практических работ, должны придти к выводу: для развития растений необходимы определенные природные условия: воздух, вода, свет, тепло.
Основополагающий вопрос - что необходимо растениям для развития?
Проблемный вопрос - почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?
Предполагаемые результаты:
Познавательная деятельность: дети отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу.
Исследовательская работа: практическая работа по проращиванию семян и ответ на основополагающий вопрос.
Творческая работа – презентация проекта.
Презентация результатов - предоставление письменных отчетов по каждому этапу работы, показ выращенных растений.
План работы над проектом:
1) Выдвижение проблемного вопроса: Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено? Обсуждение. Ознакомление с темой проекта. Мозговой штурм.
Первоначальные идеи («Мозговой штурм»)
«Что хотели бы узнать, отвечая на вопрос проекта?»
Что вас интересует? Какие знания и представления вы хотели бы уточнить или расширить? Что интересного вы могли бы рассказать своим товарищам? Какие у вас рождаются представления, образы о проекте по данной теме? Что бы вы хотели узнать?
Дети выдвигали свои идеи, учитель их записывала на доске в виде «ромашки» («солнышка»).
Помимо тех тем, которые вошли в «ромашку» были и другие предложения:
«Как быстро растут растения?», «Как растения переносят холод?», «Скорая помощь для растений», «При какой температуре можно высаживать растения на улице?», «Как влияет погода на растения?».
Проработка одной идеи:
«Убираем» лишнее из множества первоначальных идей, с объяснением причин. Или, наоборот, добавляем то, что было забыто. Было обсуждено, в каком порядке будем работать над проектом.
Таким образом, решено было оставить следующие подтемы для проектной работы:
Условия, необходимые для прорастания семян
Условия, необходимые для роста и развития растения
2) Ознакомление родителей с темой проекта. Выдача буклетов с описание проекта, его вопросов и плана работы.
3) Выполнение 1 этапа работы «Теоретики» - сбор материала на тему «Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?». Ответ на данный вопрос оформлялся в виде творческой иллюстрированной работы на листах формата А-4 и сдавалась учителю. Срок – 1 неделя.
4) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 1 «Условия, необходимые для прорастания семян». Срок выполнения – 1 неделя.
Таблица № 1
Условия, необходимые для прорастания семян
№ п\п | Условия для прорастания | Дни наблюдения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. | Семя в сухой тряпочке | | | | | | |
2. | Семя в мокрой тряпочке в тёплом месте | | | | | | |
3. | Семя в стакане с водой | | | | | | |
4. | Семя в мокрой тряпочке в холодном месте | | | | | | |
Вывод: какие условия необходимы для прорастания семян?
5) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 2 «Рост растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений?». Срок выполнения – 2 недели.
Таблица № 2
Условия, необходимые для нормального роста и развития растения
№ п\п | Условия для роста и развития | Дни наблюдения | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1. | Ёмкость с семенем на подоконнике | | | | | | | | | | | | | | |
2. | Ёмкость с семенем в тёмном месте | | | | | | | | | | | | | | |
3. | Ёмкость с семенем в холодном месте | | | | | | | | | | | | | | |
Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?
6) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 3 «Рост растений. Какие произойдут изменения, когда все три ёмкости будут стоять на подоконнике?». Срок выполнения – 8 дней.
Таблица № 3
Условия, необходимые для нормального роста и развития растения.
Какие произошли изменения?
№ п\п | Условия для роста и развития | Дни наблюдения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Ёмкость с семенем, которая изначально стояла на подоконнике | | | | | | | |
2. | Ёмкость с семенем, которая стояла в тёмном месте | | | | | | | |
3. | Ёмкость с семенем, которая стояла в холодном месте | | | | | | | |
Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?
7) Завершающий этап. Рефлексия. Заполнение Листа самооценки.
Лист самооценки
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом.
1) Искать информацию в книгах, журналах, энциклопедиях.
2) Искать информацию с помощью сети Интернет.
3) Пользоваться электронной энциклопедией.
4) Вести наблюдения.
5) Оформлять результаты своих наблюдений.
6) Пользоваться фотоаппаратом.
7) Обсуждать результаты работы с родителями.
8) Обсуждать результаты работы с учителем.
9) Обсуждать результаты работы с одноклассниками.
10) Задавать вопросы, когда возникают трудности.
11) Просить помощи, когда возникают трудности.
12) Помогать товарищу, когда он об этом просит.
13) Радоваться интересной идее.
14) Радоваться успеху товарища.
15) Видеть необычное в обычном.
- Что тебе больше всего понравилось, работая над проектом?
- Что вызвало наибольшие трудности, работая над проектом?
Таким образом, выполнив проектную работу, дети не только узнали на теоретическом уровне, как прорастить растение, и какие условия для этого необходимы, но и выполнили всё это практически. Помимо таблиц наблюдений и листа самооценки, дети предоставили свои выращенные растения.
Я думаю, что именно на таком практическом уровне, когда дети всё исследовали сами, увидели воочию, испытали множество проблем, но все-таки смогли вырастить своё растение, и рождается любовь к окружающему миру, к природе. Можно надеяться, что, пройдя через трудности, испытанные на личном опыте, дети не станут ломать ветки, рвать цветы, топтать траву. Может быть, кто-нибудь из них впервые возьмёт книгу о природе, попробует самостоятельно что-нибудь вырастить на подоконнике, на дачной грядке, захочет понаблюдать за растением и исследовать его, совершить свои маленькие открытия в природе. А не это ли главная цель экологического воспитания?
В дальнейшем хотелось бы видеть объектом исследования деятельность человека в природе и выполнить проектную работу «Влияние деятельности человека на экосистемы нашей местности».