Статья «Методы мотивации обучающихся Детской школе искусств»

Бодрова Елена Григорьевна
МАУ ДО «Детская школа искусств»
(филиал п.Майский)
г.Краснокамск, п.Майский
Преподаватель по классу домры
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»
2022г.
Мотива́ция- побуждение к действию- динамический процесс управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность удовлетворять свои потребности.
Мотивация обучающихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах отечественных психологов: Божович Л. И., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.
Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с учебной деятельностью и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями обучающегося с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание обучающегося повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности.
Большое значение для развития творческой деятельности обучающихся я придаю участию в конкурсах, потому что в основе любого конкурса лежит мощная мотивация победы.
Как в условиях работы сельской школы, когда приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей, заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах от районного до международного уровня, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как преподавателю поддержать и развить их заинтересованность?
Для повышении мотивации обучающихся целесообразно применять участие ребят в различных видах деятельности. За время работы у нас на отделении народных инструментов сложилась целая система внеклассной и внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику. Остановимся подробнее на некоторых ее составляющих. Школьные конкурсы предоставляет возможность проявить себя каждому, обучающемуся на музыкальном отделении. Конкурс - это своеобразная игра, которая мотивирует творческую активность не только обучающихся, но и преподавателей. Поэтому на нашем отделении есть несколько школьных конкурсов, только для учащихся народных инструментов. Но также в нашей школе проводятся школьные конкурсы, в которых участвуют дети разных отделений. Полученные дипломы ребята собирают в портфолио в классах основной школы.
Конкурс этюдов «Веселые пальчики» (игра за ширмой)
В нашей школе конкурс проводится между обучающимися народного отделения. Конкурс успешно зарекомендовал себя как форма соревнований в умениях, навыках среди учащихся со 2 – 8 класс. Он позволяет эффективно
решать сразу несколько педагогических задач:
- активизации творческого потенциал обучающихся;
- совершенствование разнообразных приемов исполнительской техники; - раскрытие творческих способностей, музыкального вкуса и исполнительского мастерства.
2. Конкурс «Музыкальные картинки»
Конкурс проводится среди обучающихся отделения народных инструментов на лучшее исполнение 1 музыкального произведения. В конкурсе участвуют дети со 2 по 8 класс. Тематика – произвольная.
3. Конкурс творческих работ «Я играю на…»
На отделении обучающиеся играют на разных инструментах: домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара. Мы предлагаем учащимся рассказать о своем музыкальном инструменте в творческих работах (рефераты). Цель этого конкурса – развитие творческого потенциала, создание дополнительных стимулов в работе и творчестве учащихся. Если, кто - то не слишком силен в музыке, может оказаться более успешным в другой деятельности. Если в процесс подготовки конкурсной работы будут вовлечены и родители, детям это принесет большую радость.
4. Школьный конкурс ансамблей «Улыбка апреля»
В конкурсе ансамблей принимают участие обучающиеся разных отделений: пианисты, народники, вокалисты. Цель конкурса – развитие музыкально – творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Коллективная игра способствует успешному исполнению музыкального произведения. Решаются задачи в классе ансамбля:
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого исполнительства;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.
5. Школьный конкурс для обучающихся 1 классов «Волшебная страна»
Этот конкурс проводится для самых маленьких детей, которые выступают в качестве исполнителя – солиста.
6. Конкурс самостоятельных работ (самостоятельно выученных произведений)
В рамках Детской школы искусств обучающимся будет интересно выучить популярные произведения из мультфильмов и кинофильмов в несложных обработках, а преподаватель сможет увидеть, развитию каких навыков необходимо уделить особенное внимание, проанализировать умение своих учащихся работать самостоятельно. Позже эти произведения можно исполнить на концертах в детских садах и начальной школе.
Концертная деятельность
Внеклассная и концертная деятельность способствуют побуждению детей к творческой активности и постепенно превращают обучающихся в членов общества с потребностью общения с искусством. Привлечение детей к концертной деятельности одна из форм работы с обучающимися. Обучающиеся обладают разными способностями, но мы стараемся, чтобы как можно больше детей принимало участие в концертной деятельности. Есть мероприятия, которые уже стали традиционными: концерт к 1 сентября, Дню учителя, новогодний концерт, 8 Марта, 9 Мая. Также обучающиеся принимают участие в проектной деятельности: социально-культурные проекты, творческие проекты, интерактивные мероприятия, родительские собрания. Обучающиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрители это – воспитанники детских садов, друзья, родители и близкие родственники. Это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Дети должны чувствовать и видеть, что их достижения очень важны не только преподавателю, но и окружающим им людям.
Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания.
Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы в Детской школе искусств, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая большой дополнительной работы преподавателей. Этот метод позволяет сохранить
контингент учащихся и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.
Заключение.
Конкурсная и концертная деятельность способствует побуждению к творческой активности (мотивация-побуждение), зарождению интереса к занятиям творчеством (мотивация-интерес), но также постепенно превращается в потребность общения с искусством. После окончания школы учащиеся не расстаются с музыкой: продолжают играть в оркестре, посещают театры, музеи. Задача школы – воспитывать счастливых людей. Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от признания себя как личности.
Список литературы
1.Алексеев А. Воспитание музыканта – исполнителя // Советская музыка, № 2 1980
2.Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975
3.Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971
4.Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении”
5.Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004
6.Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. 2007г
7.Штепан П. «Дети и конкурсы». М.: Музыка, 1981
7