Статья «Методы мотивации обучающихся Детской школе искусств»

1
0
Материал опубликован 29 December 2022 в группе

Бодрова Елена Григорьевна

МАУ ДО «Детская школа искусств»

(филиал п.Майский)

г.Краснокамск, п.Майский

Преподаватель по классу домры


МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»


2022г.

Мотива́ция- побуждение к действию- динамический процесс управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность удовлетворять свои потребности.

Мотивация обучающихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах отечественных психологов: Божович Л. И., Гальперина П. Я., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и других. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.
     Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с учебной деятельностью и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями обучающегося с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание обучающегося повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения музыканта любой специальности. 

Большое значение для развития творческой деятельности обучающихся я придаю участию в конкурсах, потому что в основе любого конкурса лежит мощная мотивация победы.

Как в условиях работы сельской школы, когда приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей, заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах от районного до международного уровня, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как преподавателю поддержать и развить их заинтересованность?
    
Для повышении мотивации обучающихся целесообразно применять участие ребят в различных видах деятельности. За время работы у нас на отделении народных инструментов сложилась целая система внеклассной и внешкольной деятельности,  позволяющая проявить креативные качества каждому ученику. Остановимся подробнее на некоторых ее составляющих. Школьные конкурсы предоставляет возможность проявить себя каждому, обучающемуся на музыкальном отделении. Конкурс - это своеобразная игра, которая мотивирует творческую активность не только обучающихся, но и преподавателей. Поэтому на нашем отделении есть несколько школьных конкурсов, только для учащихся народных инструментов. Но также в нашей школе проводятся школьные конкурсы, в которых участвуют дети разных отделений. Полученные дипломы ребята собирают в портфолио в классах основной школы.

Конкурс этюдов «Веселые пальчики» (игра за ширмой)

В нашей школе конкурс проводится между обучающимися народного отделения. Конкурс успешно зарекомендовал себя как форма соревнований в умениях, навыках среди учащихся со 2 – 8 класс. Он позволяет эффективно

решать сразу несколько педагогических задач:

- активизации творческого потенциал обучающихся;

- совершенствование разнообразных приемов исполнительской техники; - раскрытие творческих способностей, музыкального вкуса и исполнительского мастерства.

2. Конкурс «Музыкальные картинки»

Конкурс проводится среди обучающихся отделения народных инструментов на лучшее исполнение 1 музыкального произведения. В конкурсе участвуют дети со 2 по 8 класс. Тематика – произвольная.

3. Конкурс творческих работ «Я играю на…»

На отделении обучающиеся играют на разных инструментах: домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара. Мы предлагаем учащимся рассказать о своем музыкальном инструменте в творческих работах (рефераты). Цель этого конкурса – развитие творческого потенциала, создание дополнительных стимулов в работе и творчестве учащихся. Если, кто - то не слишком силен в музыке, может оказаться более успешным  в другой деятельности. Если в процесс подготовки конкурсной работы будут вовлечены и родители, детям это принесет большую радость.

4. Школьный конкурс ансамблей «Улыбка апреля»

В конкурсе ансамблей принимают участие обучающиеся разных отделений: пианисты, народники, вокалисты. Цель конкурса – развитие музыкально – творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Коллективная игра способствует успешному исполнению музыкального произведения. Решаются задачи в классе ансамбля:

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого исполнительства;

- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

5. Школьный конкурс для обучающихся 1 классов «Волшебная страна»

Этот конкурс проводится для самых маленьких детей, которые выступают в качестве исполнителя – солиста.

6. Конкурс самостоятельных работ (самостоятельно выученных произведений)

В рамках Детской школы искусств обучающимся будет интересно выучить популярные произведения из мультфильмов и кинофильмов в несложных обработках, а преподаватель сможет увидеть, развитию каких навыков необходимо уделить особенное внимание, проанализировать умение своих учащихся работать самостоятельно. Позже эти произведения можно исполнить на концертах в детских садах и начальной школе.

Концертная деятельность

Внеклассная и концертная деятельность способствуют побуждению детей к творческой активности и постепенно превращают обучающихся в членов общества с потребностью общения с искусством. Привлечение детей к концертной деятельности одна из форм работы с обучающимися. Обучающиеся обладают разными способностями, но мы стараемся, чтобы как можно больше детей принимало участие в концертной деятельности. Есть мероприятия, которые уже стали традиционными: концерт к 1 сентября, Дню учителя, новогодний концерт, 8 Марта, 9 Мая. Также обучающиеся принимают участие в проектной деятельности: социально-культурные проекты, творческие проекты, интерактивные мероприятия, родительские собрания. Обучающиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой  и доступной сфере. А зрители это – воспитанники детских садов, друзья, родители и близкие родственники. Это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой  не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Дети должны чувствовать и видеть, что их достижения очень важны не только преподавателю, но и окружающим им людям.

     Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным! Грамоты, дипломы, благодарности, сувениры – это все знаки отличия от других, знаки выделения из толпы, знаки уважения и признания. 
   
Участие в конкурсах, олимпиадах и концертах – одна из приоритетных форм организации работы в Детской школе искусств, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая большой дополнительной работы преподавателей. Этот метод позволяет сохранить

контингент учащихся и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Заключение.

Конкурсная и концертная деятельность способствует побуждению к творческой активности (мотивация-побуждение), зарождению интереса к занятиям творчеством (мотивация-интерес), но также постепенно превращается в потребность общения с искусством. После окончания школы учащиеся не расстаются с музыкой: продолжают играть в оркестре, посещают театры, музеи. Задача школы – воспитывать счастливых людей. Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от признания себя как личности. 

Список литературы

1.Алексеев А. Воспитание музыканта – исполнителя // Советская музыка, № 2 1980

2.Алиев Ю. “Подросток-музыка-школа” вопросы методики музыкального воспитания детей. Издательство Музыка М-1975

3.Вопросы музыкальной педагогики, вып.3.-М.: Музыка 1971

4.Гончарова Н. “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении”

5.Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004

6.Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. М. Москва. 2007г

7.Штепан П. «Дети и конкурсы». М.: Музыка, 1981









7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации