12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Руднева Ирина Анатольевна647
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Современные условия реализации образовательного процесса, направлены на воспитание личности ребенка, на развитие лучших его качеств, формированию разносторонней личности. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. В реальной жизни, особенно в веке цифровых технологий, мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.  Всем известно, что бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно. Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. И здесь нужно найти мотивацию.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Дошкольный возраст (3-7 лет) связан с доминированием игровой деятельности. На него приходятся главные достижения ребенка в познавательном (формируются представления о связи различных сфер действительности, образное и начало логического мышления, сенсорные и интеллектуальные способности), эмоционально-волевом развитии (определяются приемы саморегуляции, самостоятельность поведения, развиваются осознанная дисциплинированность, инициативность действий, способность к общению, формируется чувство долга, ответственности и т.п.).

Игра — ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Воспитатель должен организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в раннем возрасте. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Для повышения мотивации у дошкольников я использую следующие методы работы:

- словесные: дидактическая беседа, рассказ, объяснение, диалог, дискуссия;

-наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, показ видеофильмов, просмотр мультфильмов. Наблюдения, опыты и практические работы с предметами природы способствуют накоплению у воспитанников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе;

- практические: экскурсия, поисковые ситуации (детям дается возможность самим сделать вывод);

- наглядно-действенные: экспериментальная деятельность, инсценировки ситуаций, тестирование, конкурсы;

- игровой метод: сюжетно – ролевые игры, подвижные игры, игры – инсценировки; игры-путешествия, проведение познавательных игр.

Для усвоения программного материала использую групповые и организационно-познавательные занятия, имитационные игры, практические упражнения, работу в парах и мини-группах, презентации.

Использую систему принципов, а именно это:

-принцип системности и последовательности - все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике;

-принцип гуманизма - признание самооценки личности ребёнка; целостный подход к развитию его личности;

-принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

-принцип творчества и успеха – индивидуальная и коллективная творческая деятельность направлена на совершенствование экологической культуры воспитанников, создание условий для самореализации воспитанников в творческой и коллективной деятельности;

-принцип направленности способствует развитию гармоничных отношений человека с окружающей средой;

-принцип массовости – привлечение воспитанников к нравственным, игровым, культурно-досуговым и другим мероприятиям по дошкольному воспитанию;

Я, как и многие исследователи и практики занята поиском адекватных методов работы с детьми. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Поскольку дети с удовольствием рисуют, стараюсь практически каждое занятие закончить творческой деятельностью. Использую разные технологии по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Дождик капает», ладошками «Осеннее дерево», «Солнышко», поролоном «В аквариуме», ватными палочками «Ветка мимозы», отпечатками листьев и др. Организую обсуждение рисунков и создание выставок на ту или иную тему. Впоследствии детям нравится создавать коллаж из рисунков, который можно использовать в работе со следующей группой детей.

Для закрепления и формирования дальнейшей мотивации на занятиях, нужно использовать ежедневно определенные мероприятия в режимных моментах:

- индивидуальные беседы об окружающем мире (что видит ребенок за окном, на улице; природные, погодные сезонные изменения);

- составление рассказов по сюжетным картинкам («Почему дерево плачет?», «Времена года», «Как дети птичек кормили» и др.);

- рассматривание предметных картинок, классификация предметов, изображенных на них (овощи, фрукты, животные, птицы, насекомые);

- пальчиковые игры для развития мелкой моторики («Дождик лей», «Сидит ворон на дубу», «пальчики хотят играть» и другие);

- стишки-потешки «Водичка, водичка, умой моё личико…», «Бери ложку, бери хлеб…», «Где же наши ручки?»

- настольные игры (пазлы, вкладыши);

- дидактические игры «Кто у кого?», «Где, чей дом?», «Волшебница вода» и мн. др.

- во время приема пищи -ситуативные беседы (о витаминах, которые находятся в овощах) и так далее;

- двигательную активность, подвижные игры («Медведь и пчёлы», «Явления природы. Солнышко и дождик», «Воздух, вода, земля», «Самолёты» и др.);

-технологии ТРИЗ помогают не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Игру «Хорошо – плохо» можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» пригодится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах и т.д. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос». Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают.

И самое главное, ребёнка нужно хвалить, за самое маленькое, но такое немаловажное достижение. Ваши эмоции и интонация голоса, дают стимул ребёнку идти вперёд. Похвала со стороны родителей и педагогов, очень важна для ребёнка. Безусловно, различные подарки, сладости и другие позитивные способы мотивации формируют у детей положительную ассоциацию. Взрослому достаточно улыбнуться и сказать: «Как здорово у тебя получилось!», «Какой ты молодец!» и сколько будет радости, а стараний в сто раз больше! Ребенок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, и мы должны отталкиваться от его желания, позволять ему самостоятельно выбирать ритм, темп игры, цвет, размер персонажей и предметов, не навязывать ничего против его воли, внимательно следить за теми действиями, к которым он проявляет особый интерес, давать ребенку больше самостоятельности.

Похвала всегда поддерживает мотивацию. Даже если у ребенка нет пока особых достижений в каком-либо занятии, но если находить те незначительные моменты, за которые его можно похвалить, то это воодушевит его, и он будет заниматься более охотно.

Но здесь также важна грань, ведь чрезмерная похвала может сформировать в ребенке неправильное представление о себе, т.е. его самооценка будет не совсем адекватной.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.