Выступление «Методы и приёмы работы с обучающимися с РАС в условиях домашнего обучения»
Организация работы обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья. Методы и приёмы работы с обучающимся с РАС в условиях домашнего обучения
Здравствуйте, коллеги. Заявка, участие в данном круглом столе вызвана тем, чтобы расширить представления о том, какие приёмы, формы и методы применять в работе с детьми с РАС. Цель моего выступления состоит в первую очередь в том, чтобы не рассказать как это сделать, а расширить свои возможности, приобрести опыт. В ходе обсуждения для себя найти какие-то ответы на интересующие вопросы. Ведь,
в последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм аутизма.
Аутизм – это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.
Стоит отметить, все аутичные дети имеют право и потребность в образовании. С должным вниманием и помощью каждый из них способен раскрыться и познавать мир в данных ему природой пределах.
Кратко хочу остановиться на основных общих особенностях детей с РАС.
общая логика психического развития аутичного ребенка искажена;
основные проблемы ребенка лежат в социально-эмоциональной сфере и сфере взаимодействия с другими людьми, его поведение носит стереотипный, повторяющийся характер;
у ребенка проявляется выраженная эмоциональная незрелость, большая уязвимость в контактах;
на ребенка невозможно воздействовать обычными педагогическими приемами.
чаще всего ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности организующей помощи взрослого.
На следующих слайдах вы можете увидеть
некоторые особенности учебного и эмоционального поведения: (Не читать)
Я работаю с ребёнком с РАС в рамках домашнего обучения по АОП вариант 8.3. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет.
Традиционная программа обучения в массовых школах больше всего включает в себя аудиальной информации, строгого соблюдения порядка и тишины, и малого количества перерывов. План урока не изменяется из-за индивидуальных потребностей ученика с РАС.
Массовые школы достаточно шумные заведения. Громкие звуки могут сильно раздражать детей с аутизмом, например, школьные звонки на перемену и урок, постоянный гул от общения учеников и т.п. Даже обычное освещение в классах приводит к визуальной дезинтеграции. Человеку, не страдающему от аутизма, сложно представить, что такие повседневные и привычные вещи могут приносить дискомфорт аутичным детям. Аутичным школьникам затруднительно устанавливать зрительный контакт, дружеские отношения и включаться в совместные игры. Поэтому чаще всего они довольствуются тем, что их оставляют в одиночестве и покое.
В домашних условиях возможно реализовать школьную программу по всем индивидуальным потребностям ребенка с аутизмом, которые, в большинстве случаев, мыслят именно визуально. Домашнее обучение дает возможность обучать ребенка с РАС, уделяя внимание его уникальным сильным сторонам развития, интересам и способностям, при этом компенсируя его слабые стороны.
Я работаю первый год с данным ребёнком. Сразу хочу отметить, что методы и приёмы, средства описанные мной в данном сообщении, я ещё не все применяю или применяла в своей работе. Но столкнувшись с необходимостью обучать данного ребёнка, я активно изучаю материал по данной теме на разных ресурсах. Проходила обучение накурсах и вебинарах, проходила переподготовку на дефектолога.
Необходимо создать специальные образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра при индивидуальном обучении на дому.
Рассмотрим более подробно некоторые из них:
1 Адаптация программного материала. Не буду на этом подробно останавливаться, так как материал нужно адаптировать под конкретного ребёнка. Нужно понять базовый минимальный уровень освоения программы, которые необходимо сформировать за учебный год.
2. Структура урока
Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока. А именно:
1. Чёткие границы урока;
2.Единые ритуалы начала и окончания урока;
3. Поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета.
3. Адаптация учебного материала
Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий.
Исходя из всего перечисленного, я взяла за основу совей работы с данным ребёнком следующие методы и приёмы.
В первую очередь я взяла за основу классификацию доктора Хенли «ДРУ» Доверие, расслабленность, увлечённость.
То есть, прежде чем начать работать с ребёнком с РАС, нужно наладить с ним коммуникацию.
Устранить посторонние шумы, говорить чётко, максимально конкретно, не давать намёка, всегда доводить просьбу до результата, даже путём многократного повторения, терпеливо ждать результата.
Далее продумать визуальную поддержку, то есть использовать изображения картинок, предметов, символов для понимания объектов, событий связей, формирования определённых, навыков, ориентирование во времени, ориентирование в пространстве, соблюдение правил.
Рассмотрим эффективные по мнению учёных методы при работе с детьми с РАС
1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции, и в особенности расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться в процессе учебной деятельности.
2.Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.
1. Индивидуальная корректировка объема задания.
2. Упрощение инструкций к заданиям.
3. Минимизация двойных требований.
4. Индивидуализация стимулирующих материалов.
Задания должны иметь четкое начало и конец. Сокращение объема заданий.
Предъявление задания маленькими частями. Помощь в переходах от одной деятельности к другой.
Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.
рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия. Они представляют собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
Адаптация устной речи.
Стоит отметить, что при планировании работы с аутичным ребёнком, необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра. Трудность понимания устной и письменной речи, а так же буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного. Поэтому учителю необходимо:
- избегать ироничных выражений;
- говорить ровным тоном;
- не говорить слишком быстро;
-обучать выполнению инструкций.
Дети расстройствами аутистического спектра не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы, испытывают затруднения, когда необходимо воспринимать зрительно и на слух в одно и то же время, поэтому неэффективно просить их слушать информацию и выполнять какое-либо задание еще (записывать, подчеркивать и т. д.);
- - проверять понимание учащимся услышанных фраз. Если ученик не понимает фразу, не использовать перефразирование, а сократить ее до ключевых слов;
- избегать длинных глагольных цепочек в объяснениях.
- если ребенок умеет читать, написать инструкцию на листе.
Обязательно работать над обогащением словаря. Обучать ответам на вопросы, но учитывать, что обработка речи у детей с расстройством аутистического спектра может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием.
Также кратко хочу остановиться на использовании специальных дидактических материалов.
Использование специальных дидактических материалов и средств для обучения детей с РАС
Использование специальных дидактических материалов
На уроках письма.
Многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы с моторикой рук. Письмо может стать серьезным источником напряжения для школьника - некоторые из них не могут писать совсем, другие умеют писать, но испытывают невероятные трудности во время этого процесса. Зачастую почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый. Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления.
Насадка на ручку.
Массажный мячик.
Удерживающая резинка
Ограничители строки. Такие приспособления можно сделать самим, использовав плотную пленку или скотч.
Образец написания букв. Очень часто дети затрудняются в перекодировке текста из печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных букв рекомендуется прикрепить на стол табличку-образец.
Специальные прописи для детей с моторными трудностями. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов.
На уроках математики:
Визуальный ряд чисел или линейка. Данный вид пособия целесообразно прикрепить в верхней части доски или стол ученика.
Специализированная линейка Абак.
Игровые пособия по закреплению состава числа. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.
Игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.
На уроках чтения:
Адаптация текстов для чтения, упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется использовать картинки для восприятия текста.
Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее составить список вопросов с использованием опорных картинок, на которые впоследствии надо будет ответить.
Пересказ с опорой на картинный план – основная форма обучения пересказу для детей с РАС.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.
Обучение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями строится на накоплении опыта решения стандартных стереотипных задач.
Как уникальны в каждом случае проявления аутистического спектра, так и нет единого рецепта, общего алгоритма занятий с такими детьми. Нужно советоваться с родителями и наблюдать за самим ребенком, что ему нравится, чем его можно стимулировать.
В работе с ребенком с РАС следует помнить правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой.