Эффективные методы и приёмы коррекции нежелательного поведения при организации обучения детей с РАС в условиях группы компенсирующей направленности
Эффективные методы и приёмы коррекции нежелательного поведения при организации обучения детей с РАС в условиях группы компенсирующей направленности.
При организации образовательного и коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с РАС специалисты сталкиваются с рядом проблем, одной из которых является нежелательное поведение детей: страхи, агрессия, аутоагрессия, стереотипии.
Ребёнок с РАС не просто безразличен к окружающему миру, большей частью он боится из-за того, что окружающий мир кажется ему непредсказуемым, тревожным и пугающим местом. Поэтому специалисту, который работает с таким ребёнком необходимо тщательно выбирать методы и приёмы, которые позволили бы строить работу наиболее эффективно. Практика показывает, что чаще всего такие дети нуждаются в подсказках со стороны взрослых не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того, чтобы ребёнка с РАС сделать максимально самостоятельным и независимым от взрослых можно использовать различные способы и приёмы визуальной поддержки.
1) Визуальное расписание.
Все занятия с детьми с РАС необходимо визуально структурировать. Встречаются дети, которые испытывают страх перед занятием, у них нет желания садиться на занятие, им кажется, что оно долго длится и никогда не закончится, испытывают страх перед чем-то неизвестным, поэтому дети отвлекаются, у них нет внимания и интереса. Использование карточек (картинок), которые визуально отражают каждый этап занятия помогает логопеду решить данную проблему. Ребёнок чётко видит, что его ожидает на занятии, т.е. видит все этапы занятия. Благодаря этому приёму ребёнок более спокоен, чувство тревоги снижается и нежелательное поведение также сходит на нет. Использование такого расписание в работе учителя-логопеда очень эффективно в решение таких задач, как:
Помогает уменьшить тревожность ребёнка;
Улучшает понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации.
Визуальное расписание обеспечивает ребёнка с РАС необходимой информацией:
Какие привычные действия будут сделаны на занятии
Какова последовательность заданий
Какие новые виды деятельности появятся
Каких видов деятельности не будет
Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому
Такое расписание помогает ребёнку ответить на такие вопросы:
-как долго будет длится занятие?
-что будет потом?
Для каждого ребёнка с РАС составляется своё индивидуальное расписание, которое будет учитывать его особенности, уровень развития его социальных и учебных навыков. При изготовлении расписания можно использовать карточки или картинки на липучках, на магнитной основе. Картинки могут быть цветные или чёрно-белые, реалистичные или упрощенные (схематичные) или это могут быть реальные фото из жизни ребёнка. Главное, чтобы их обозначение было понятно ребёнку. На подготовительном этапе можно активно включать в работу помощь родителей. Нежелательно на одном занятии использовать более 6-7 карточек. По мере продвижения занятия педагог убирает карточку с выполненным заданием или упражнением и так до окончания занятия. Самое главное, о чём должен помнить специалист, что эту работу необходимо проводить систематически и тогда будет эффект от занятий.
2) Планшет «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Доска «Сейчас-Потом» также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску «Сейчас-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки, такие как визуальное расписание занятия, визуальные инструкции, визуальные правила и т.д..
Например, сейчас заштриховываем фигуры, а потом будет твоя любимая игра.
Изготовить данное пособие не сложно – это может быть переносной планшет с двумя окошками или прозрачными карманами куда крепятся карточки на липучках или вставляются в окошки.
3) Визуальное подкрепление - таймер.
Современный ребёнок плохо ориентируется во времени, т.е. чувство времени развито недостаточно, дети не умеют ждать, не усидчивы, нетерпеливы; слова взрослого «позже», «сейчас», «подожди» для некоторых абстрактны, т.е. ни о чём не говорят. В таких ситуациях рекомендуется использовать визуальное подкрепление в виде специального таймера – это незаменимый инструмент в работе педагога с ребёнком с РАС.
Таймер помогает переключить внимание ребёнка, т.е. перейти на другой вид деятельности; просигнализирует о том, что завершился один этап занятия, идёт переход к другому заданию. Визуальное изображение сужающийся красный сектор будет наглядно напоминать сколько времени осталось для текущей деятельности. Если ребёнок выполняет упражнение, пишет буквы, раскрашивает или играет – звуковой сигнал таймера сигнализирует о том, что время для текущей деятельности закончилось. Вместо таймера также можно использовать песочные часы.
4) Визуальная система поощрений.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять с хорошей стороны.
Как правило, в начале обучения положительная оценка, похвала специалиста, мамы не значимы или почти не значимы для аутичного ребенка. Поэтому приходиться использовать систему «положительных подкреплений», которые играли бы роль стимула и положительной оценки деятельности ребенка.
На первых порах можно использовать «положительные подкрепления» в виде игрушек, и даже еды – печенья, конфет, любимого сока – которые ребенок получает «в награду» за то, что «хорошо поработал». Такие виды поощрения вполне допустимы до тех пор, пока аутичный ребенок не проявляет явного желания заниматься, пока не будет сформирована его познавательная мотивация. Далее можно пробовать вводить жетонную систему поощрений.
Система подкрепления с помощью жетонов — это очень полезный подход для увеличения желательного поведения как дома, так и во время занятий в ДОУ. За каждое выполненное задание ребёнок должен сразу получить «жетон», который крепится с помощью липучки или магнита на специальную ленту или на специальную страницу в персональном альбоме ребёнка. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик, смайлик и так далее), который выдается за желательное поведение или правильно выполненное задание. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или совместную игру).
Система жетонов включает три основных элемента:
1) какие-то маленькие предметы, которые можно сосчитать, очень часто в сочетании с дощечкой или другой поверхностью, на которой можно их разместить,
2) важное для ребенка отсроченное поощрение, которое можно предоставить ребенку сразу же, когда будет собрано нужное количество жетонов,
3) четкое определение поведения, за которое ребенок будет получать жетон
Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижению цели и радость от достигнутого успеха.
5) Использование в работе такого приёма как «Шкала поведения» также помогает в конкретный момент коррекционной работы регулировать поведение ребёнка. Можно использовать магнитные смайлы с фото детей (или фото на липучках). В процессе занятия или во время режимных моментов смайл с изображением ребёнка перемещаются по шкале в зависимости от его поведения.
Например, можно использовать схематичное изображение шкалы из трёх цветов:
-красный или чёрный цвет обозначает не допустимое, плохое поведение;
Жёлтый цвет – нейтральное (допустимое поведение);
- зелёный цвет – желательное, положительное поведение.
Почему именно визуальная поддержка всегда облегчает обучение детей и делает коммуникацию с ними легче?
Слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остаётся на долгое время
Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребёнка
Визуальный образ предоставляет ребёнку много времени на формирование понимания
Визуальная помощь помогает в запоминании на долгое время.
Таким образом, можно сделать вывод, что система визуальной поддержки даёт стойкий положительный эффект в коррекционной работе с ребёнком с РАС при условии целенаправленной, систематической работы.
Литература:
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014.
Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: МГППУ, 2012.