Применение технологий «Методы и приемы формирования и развития критического и креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

5
0
Материал опубликован 29 May 2023

Методы и приемы формирования и развития критического и креативного мышления на уроках русского языка и литературы

 Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

 Функциональная грамотность - способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 Для учителей русского языка и литературы формирование функциональной грамотности также является актуальным направлением работы.

Для формирования функциональной грамотности в педагогической практике применяю некоторые приемы и методы, используя технологию критического и креативного мышления. Применение данных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и оценивать поступки людей.

Остановлюсь подробнее на нескольких приемах.

1. Приём «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

2. Прием « Кластер»

«Кластер» -информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Приём кластеров может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Например:

На уроках литературы, определяя понятие «маленький человек» на примере героев произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского, учащиеся записывают в центре страницы данное определение и подбирают разные прилагательные-ассоциации. Таким образом, школьники делают вывод о том, что значит понятие в литературе.

3. Прием «Проблемные вопросы» («Толстые вопросы»)

Этот метод хорошо применять на уроках литературы 5-11 классах. Ученику задают вопросы не по содержанию текста, а вопросы, которые учат размышлять над прочитанным, аргументировать свою точку зрения, оценивать поступки.

Например:

При изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе, предлагается проблемный вопрос: Почему Костылин отказался второй раз бежать из плена? Отвечая на него, ребята выделяют главные качества героя, учатся давать оценку поступкам людей. Этот навык безусловно необходим не только на уроках в школе, но и в обычной жизни.

4. Прием «Ассоциативные рисунки и "фразы-запоминалочки"  на уроках русского языка»

Одним из эффективных методов является возможность наглядно, зримо преподнести детям новый материал. Это очень важно: ведь то, что ребенок увидел, эмоционально пережил, то действительно становится «своим», становится настоящим знанием.Но что можно показать на уроках русского языка? Как проиллюстрировать орфографические правила, грамматические понятия?

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является, на мой взгляд, рисунок ребенка. При этом я опираюсь на мысль Л.С. Выготского о том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: «Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы о нем рассказывал». Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана  при словесном оформлении.

Чтобы ребенок лучше усваивал и запоминал правила, предлагаю рисунки сопровождать "фразами-запоминалочками".

Лингвистические иллюстрации, созданные учителем или учеником, можно применять на любых этапах урока.

ри изучении нового материала для привлечения внимания к сути изучаемого явления или создания проблемной ситуации.

Например, при изучении фразеологизмов ученикам показываются шуточные рисунки, иллюстрирующие значение фразеологизмов «Стреляный воробей», «Водить за нос», «След простыл», после этого педагог организует обсуждение по вопросам: «Почему рисунки вызывают смех?», «Правильно ли передал художник значение этих устойчивых сочетаний?», «Каково их значение на самом деле?»

-На этапе закрепления изученного рисунок может помочь организовать работу по отработке усвоенного теоретического материала.

Например, при изучении темы «Правописание ь на конце нареций после шипящих» или «Правописание з/с на конце приставок» предлагаю детям создать собсвенный рисунок и составить фразу-запоминалочку: «На конце наречий всегда пишется мягкий знак, но если УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ, тогда не надо»

-На этапе обобщения изученного предлагаю создать серию рисунков и дополнить их "фразами-запоминалочками".

Важно также давать детям творческие задания на развитие креативного мышления.

Самыми актуальными на сегодняшний день является проектная деятельность и создание буктрейлеров по прочитанным произведениям.

Вовлекаясь в проектную работу, ученик учится отбирать материал, структурировать его, делать выводы, а также при защите своего проекта развивает навыки коммуникации. Участие в проектной деятельности направлено на профориентацию детей.

Например:

Проект по литературе «Кулинарная книга по рецептам Н.В. Гоголя» позволил ученикам не только расширить свои знания по творчеству Н.В. Гоголя, но примерить на себя профессии художника - дизайнера и повара.

Проект по литературе «Расследование преступления Родиона Раскольникова» помог учащимся научиться критически мыслить, доказывать свою точку зрения, анализировать поступки людей, а также "испытать себя" в роли судьи, прокурора, адвоката, следователя.

Буктрейлер - это короткий видеоролик о какой - либо прочитанной книге. Это заставляет детей внимательно читать текст, выбирать ключевые фразы и фрагменты, а также использовать навыки, полученные на уроках информатики.

Все эти приёмы и методы является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель - воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций, способного жить и действовать в условиях быстро меняющего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации