Статья «Методы и средства формирования коммуникативного поведения неговорящих (плохоговорящих) детей»
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕГОВОРЯЩИХ (ПЛОХОГОВОРЯЩИХ) ДЕТЕЙ
Н. С. Донская
МКОУ Новокриушанская СОШ Калачеевского района
Воронежской области
Текст аннотации: статья посвящена описанию коррекционной работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, в общеобразовательных учреждениях, раскрывает содержание работы логопеда с данной категорией обучающихся.
Ключевые слова: логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, общение и коммуникация, язык и речь, интерактивная матрица общения.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растет.
Внедрение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовательное пространство является не только отражением времени, переосмысление обществом отношения к людям особыми возможностями здоровья, но и обязательным компонентом закона «Об образовании в Российской Федерации».
В последние годы растет и количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Дефекты в развитии речи у таких детей носят вторичный характер, так как являются следствием основного заболевания, поэтому и нарушения речи носят системный характер. Они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.
Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если она «смазанная») или замены речи (в случае ее отсутствия). Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе.
Совместная работа логопеда , педагога – психолога и учителя очень важна в образовательном процессе с обучающимися с множественными нарушениями развития.
Решить эти задачи без взаимосвязи в работе учителя, работающего на классе, и учителя-логопеда, учителя-дефектолога крайне затруднительно. Исходя из этого, выявляется общность целей специалистов школы и педагогов:
- Учитель начальной школы, учитель-логопед, учитель-дефектолог - партнеры в учебном процессе и в коррекционной работе;
- Все педагоги и специалисты стремятся к общей цели - дать качественное образование и успешно социализировать учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития;
Более «узкие» задачи ставит перед собой учитель – логопед:
- Проведение оценки коммуникации;
- Определение альтернативной и дополнительной коммуникации, условия их выбора;
- Содержание логопедической работы по развитию речи.
Общение и коммуникация:
Общение – осуществляемое знаковыми средствами социальное взаимодействие, как процесс установления и развития контактов между субъектами, вызванный потребностями совместной деятельности, включающий в себя процесс обмена информацией, взаимное восприятие и попытки влияния друг на друга, что может привести к значимым изменениям в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров. [1]
Коммуникация - это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Альтернативная коммуникация-это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. [1]
Причины коммуникации:
- Просить желаемое.
- Комментировать.
- Просить помощи.
- Задавать вопросы.
- Отвечать на вопросы.
- Запрашивать необходимую информацию.
- Привлекать внимание.
- Отказываться.
- Социальный этикет (здороваться, прощаться и др.)
Язык и речь:
Язык-система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления, способом осознания, хранения информации и передачи ее от поколения к поколению. [1]
Язык: экспрессивный, рецептивный, прагматичный.
Речь понимают как собственно «говорение» (речевой акт) в процессе (речевая деятельность). [2]
Уровни общения:
- коммуникация
- язык
- речь
Диагностика
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, то ни один ветер не будет ему попутным. (Сенека)
Для того, чтобы выбранное вмешательство стало эффективным – оно должно строиться на тщательно проведенной оценке.
В этом нам поможет интерактивная матрица общения. Матрица общения — это методика оценки, позволяющая точно определить, каким образом человек общается, и получить общую схему определения логических целей развития коммуникативных навыков. Матрица учитывает все виды коммуникативного поведения, в том числе «альтернативные и дополнительные» формы коммуникации (АДК) и досимвольную коммуникацию (жесты, мимику, взгляд и движения тела). Она подходит для лиц, имеющих инвалидность любого рода или степени, включая тяжелые и множественные дефекты развития, ограничения умственных способностей, сенсорную и физическую недостаточность. [9]
Интерактивная матрица общения:
Методика оценки Charity Rowlanda позволяет:
- Определить уровень общения людей, чьи коммуникативные навыки находятся на ранних стадиях развития (вне зависимости от возраста).
- Получить общую схему дальнейшего развития коммуникативных навыков.
- Матрица учитывает все виды коммуникативного поведения, в том числе «альтернативные и дополнительные», до-символьную коммуникацию (жесты, взгляд, движения тела).
- Методика адресована в первую очередь специалистам по речеязыковой патологии и учителям, работающим с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
- Матрица охватывает коммуникативные навыки, которые развились бы у нейротипичного ребенка в период от рождения до 24 месяцев.[9]
Charity Rowland выделил уровни поведения детей:
Уровень 1: ненамеренное поведение ( Charity Rowland)
Человек не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать).
Лица, осуществляющие уход за человеком, получают представление о его состоянии, интерпретируя его поведение (например, движения тела, выражения лица и издаваемые им звуки).
У типично развивающихся детей эта стадия наблюдается в возрасте 0-3 месяца.
Уровень 2: намеренное поведение ( Charity Rowland)
Поведение находится под контролем ребенка, но он не понимает, что «если сделаешь это, то кто-то сделает то, что ты хочешь».
Взрослые по-прежнему интерпретируют поведение (движения тела, выражения лица, голосовые сигналы, взгляды).
Пример: «Я хочу пить» – ребенок смотрит на кружку и плачет.
У типично развивающихся детей эта стадия наблюдается в возрасте от 3 до 8 месяцев.
Уровень 3: нестандартное общение ( Charity Rowland)
Нестандартное до-символическое поведение намеренно используется для общения.
Коммуникативное поведение является «до-символическое», потому что в нем нет никаких символов, и «нестандартным», потому что в более старшем возрасте оно не является социально приемлемым.
К коммуникативному поведению относятся движения тела, голосовые сигналы, выражения лица и простые жесты (например, хватание людей за одежду).
У типично развивающихся детей эта стадия наблюдается в возрасте от 6 до 12 месяцев.
Уровень 4: стандартное общение ( Charity Rowland)
Стандартное до-символическое намеренно используется для общения.
Коммуникативное поведение является «до-символическим», потому что в нем нет никаких символов, и «стандартным», потому что такое поведение является социально приемлемым, и мы продолжаем использовать его в более сознательном возрасте, сопровождая или дополняя вербальное общение.
К коммуникативному поведению относятся указывание пальцем, кивки или качание головой, махание рукой, объятия, а также перевод взгляда с человека на желаемый объект. Используются некоторые голосовые интонации.
У типично развивающихся детей эта стадия наблюдается в возрасте от 12 до 18 месяцев.
Уровень 5: конкретные символы ( Charity Rowland)
Конкретные символы внешним видом, сенсорным ощущением, движениями или звучанием напоминают объект, который обозначают. Это картинки, предметы (например, шнурок означает обувь), жесты (похлопать по стулу-приглашение сесть) и звуки (жужжание дляобозначение пчелы).
Типично развивающиеся дети пользуются конкретными символами в сочетании с жестами и словами в возрасте от 12 до 24 месяцев, но не в качестве отдельной стадии.
Уровень 6: абстрактные символы ( Charity Rowland)
Используются такие абстрактные символы, как речь, жесты, слова, набранные шрифтом Брайля или печатными буквами.
Эти символы являются «абстрактными», потому что они физически не напоминают обозначаемый ими объект.
Используется один символ.
У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 12 до 24 месяцев.
Уровень 7: язык (Charity Rowland)
Из символов (конкретных или абстрактных) составляются двух- или трех-символьные сочетания («хочу сок», «я гулять») в соответствии с правилами грамматики.
Ребенок понимает, что значение сочетания символов в некоторых случаях зависит от того, в каком порядке эти символы расположены.
У типично развивающихся детей эта стадия наступает приблизительно в возрасте 24 месяцев.
Танцюра С.Ю., Кононова С.И. выделили виды невербальной коммуникации:
Альтернативная
Невербальные.
С ограниченными вербальными возможностями.
Не функционально использующие речь.
Аугментативная
Не функционально использующие речь.
Вербальные навыки используются не во всех ситуациях.
Плохая разборчивость речи.[6]
PECS (коммуникативная система обмена изображениями)
Обучение общению с помощью стандартизированной системы графических изображений.
Рис. 1. Система графических изображений
Фрост Л., Бонди Э. обозначили шесть фаз системы PECS
- Обучение ребенка обмену изображениями с физической поддержкой.
- Развитие спонтанности.
- Различение изображений (умение отличать изображение от сильно желаемого предмета от отвлекающего изображения, процедура коррекции умения различать изображения).
- Выстраивание структуры предложений.
- Ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?»
- Комментарии в ответ на вопрос. [3]
Коммуникативная доска
Неэлектрическое устройство для коммуникации.
Рис. 2. Неэлектрическое устройство для коммуникации
Другие варианты коммуникации
Доски для ответов на конкретные темы:
погода;
одежда;
имена\фото детей в группе;
правила в группе, индивидуальные правила.
Карточки для ответов:
подчеркнуть\обвести правильный ответ;
карточки для выбора ответов.
Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Обязательным условием для начала обучения ребенка по системе PECT является формирование у него желание что – то получить или сделать. Для того чтобы ребенок проявлял инициативу в общении, он должен хотеть общаться. Ребенок должен, захотеть какой – либо предмет и выполнить какое – то действие. Для этого нужно привлечь его внимание.
Привлечение внимания.
Научите ребенка соответствующим образом просить:
Поднимать руку (поднимать карточку – я сделал);
Для привлечения внимания – дотронуться до плеча взрослого («Хочу поиграть», «Можно спросить?) и так далее.
В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Как и многие методики, данный вид альтернативной коммуникации смеет свои «за» и «против».
За:
помогает быстро научить проявлять желания более приемлемым образом, справляться с нежелательным поведением;
возможность использования физических подсказок, которые затем постепенно убираются.
Против:
Ограничивают количество возможностей и функций для коммуникации, словарь.
Работа логопеда с неговорящими и плохо говорящими детьми – долгий и кропотливый труд. Коррекционная работа ведется с помощью разных приемов и направлена на активизацию и становление речи детей.
На занятия у логопеда формируется предпосылки активной речи, осуществляется подготовка дыхательного и артикуляционного аппарата к усвоению языковых норм (массаж, дыхательные упражнения без речевого сопровождения, артикуляционная гимнастика, вызывание, постановка, автоматизация, дифференциация звуков), развитие фонематического восприятия и слуха; происходит уточнение звуконаполняемости слов, их слоговой структуры; активизация лексического словаря, формирование синтаксических стереотипов. Проводится подготовительная работа к обучению грамоте.
- Дыхательные упражнения.
- Логопедический массаж.
- Глобальное чтение.
- Развитие лексики и грамматики.
- Подготовительная работа к обучению грамоте.
Логопеды используют дидактические пособия для работы: игры для сенсомоторного развития, индивидуальные тетради, озвученные книги и др.
В логопедической работе для детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее эффективны инновационные методы и технологии, потому что логопед, в этом случае, является еще и дефектологом: пескотерапия, кинезиологические упражнения, мнемотехника, самомассаж суджок, цветотерапия, изотерапия, использование игрового набора «Дары Фребеля», камешки Марлбс и другие.
Таким образом, четко структурированное и организованное логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья позволит достичь основной цели инклюзивного образования – создание оптимальных условий для образования и социальной адаптации таких детей в образовательной организации.
Список литературы:
Рыскина В. Альтернативная и дополнительная система коммуникации в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. - СПб.: Издательско-торговый Дом «Скифия», 2016.- 288 с.
Сандберг М. Оценка вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства- VB-MAPP.- М.: Издательство «MEDIAL»,2013.-275 с.
Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS.- М.: Теревинф, 2011.- 416 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. 2-ая младшая группа. - М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2016.- 120 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические задания для детей 5-6 лет.- М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2015.-144 с.
Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.-88 с.
Жукова О.С. Малыш учится говорить. Самые нужные игры и задания.- М.: Издательство АСТ, 2015.-96 с.
Charity Rowland, Путеводитель: Интерактивная матрица общения (www.communicationmatrix.org). – OREGON HEALTH &SCIENCE UNIVERCITY, 2011.-28 с
Донская Наталья Сергеевна, учитель начальных классов IКК, логопед МКОУ Новокриушанская СОШ, с. Новая Криуша