Доклад на тему «Методы планирования и проведения учебных занятий»
Педсовет 11 января 2021 год
Слайд 1. Выступление по теме: «Методы планирования и проведения учебных занятий»
Слайд2. Занятие – это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средство формирования и развития личности ребенка.
Занятие не должно быть только основной формой обучения, оно должно быть основной формой жизни детей в объединении. А для этого надо, чтобы занятие не было связано с принуждением ребенка, со страхом, с превалированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Урок должен быть предан, прежде всего, не законами формальной дидактики, а детям. В центре его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него, существует для него.
Слайд 3. Педагог – не передатчик знаний и информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком.
Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к своему предмету, при этом давая ребенку способы понимания целостности картины мира.
Современное занятие стало более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, и сегодня стоит вопрос о построении взаимоотношений между педагогом и ребенком на основе понимания его потребностей, толерантности, что должно развить в ребенке веру в себя и раскрыть свой потенциал.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
Слайд 4. Разберем поэтапно ход урока. Возьмем урок английского языка в 3-м классе по УМК Ю.А. Комарова «Английский язык».
Слайд 5. Цель – формировать навык поиска информации в тексте.
Чтобы подвести детей к теме урока, на доске, на карточках слова: Слайд 6. dog, cat, mouse, goat, fox, tiger, lion, whale, giraffe. Просмотреть слова, прочитать вслух, повторить за диктором, сделать фронтальный опрос, а потом спросить, что за слово объединяет все слова. И учащиеся отвечают (Животные). Вот и тема урока.
Слайд 7.8 Далее, после определения цели, дети открывают учебники, и мы видим, что здесь учащиеся знакомятся с задачами раздела 5.
Слайд 9. Учащиеся должны выполнить вместе с диктором фонетическую зарядку. Следим чтобы дети правильно произносили звуки.
Слайд 10. Прорабатываем буквосочетание, фронтальный опрос.
Слайд 11. Физминутка
Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
Point to the window, (показываем пальцем на окно)
Point to the door, (показываем пальцем на дверь)
Point to the board, (показываем пальцем на доску)
Point to the floor. (показываем пальцем на пол)
Stand up, sit down (встаем, садимся)
Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)
Слайд 12. Переходим к основной части урока, выполняем упражнения 4 и 5. Слушаем запись, повторяют дети за диктором, повторяют каждую фразу за учителем, читают по ролям.
Слайд 13. Нужно учащимся составить и прочитать предложения, пользуясь текстом. Это можно выполнить в виде самостоятельной работы, потом посмотреть, как дети поняли содержание текста.
Слайд 14. Если осталось время на уроке, то мы обычно распределяемся на группы и в каждой группе есть ответственный, который распределяет роли и потом каждая группа выступает. Если не хватает времени на этом уроке, то подобную работу переносим на следующий урок. Такой вид работы учащимся очень нравится. Далее объяснение и запись домашнего задания.
Слайд 15. Оценивание, как ребенок сам оценивает свою работу на уроке, какую отметку он бы себе поставил, что получилось, над чем еще стоит поработать. Также рефлексия. Здесь разнообразные формы могут быть.
Алгоритм подготовки учебного занятия
Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:
1 этап | Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? |
2 этап | Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). - Обозначение задач учебного занятия. - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. - Определение типа занятия. - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. |
3 этап | Обеспечение содержания учебного занятия: - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). - Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д. |
Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Слайд 16. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
Дошкольный и младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами | Лекция | Проблемная лекция |
Сказка | Учебная игра | Пресс-конференция |
Сюжетно-ролевая игра | Творческий проект | Практические занятия (лабораторная работа) |
Игра-путешествие | Конкурс (КВН) | Семинар |
Игра-имитация | Заочная экскурсия | Тематическая дискуссия |
Соревнования, состязания и др. | Тематические задания по подгруппам | Групповая консультация |
Защита творческой работы | ||
Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Методы организации занятия
Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития;
словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
методы практической работы;
метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
План занятия
При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а также, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
организационный этап,
проверочный этап,
подготовительный этап,
этап актуализации имеющихся у детей знаний,
этап работы по новому материалу,
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
этап повторения изученного материала,
этап обобщения пройденного материала,
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
физкультминутка или этап релаксации,
контрольный этап,
итоговый этап,
этап рефлексии,
информационный этап.
Написание плана-конспекта занятия
Учебное занятие — это промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенным учебным предметом. Учебное занятие в системе образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:
цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
ведущие виды деятельности участников занятия;
структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
приемы управления вниманием, активизация детей;
типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
образцы корректирующих упражнении;
приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Заключение
Слайд 18. Методические рекомендации помогут повысить результативность занятия. Включить детей в творческую деятельность. Организовать работу с молодыми педагогами. Совершенствовать профессионализм педагогов. Систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования. Моделировать нетрадиционные формы занятий.