12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1034
Россия, Саратовская обл., Саратов

«Мои методы сотрудничества педагога с родителями»


автор: Вологин Николай Васильевич – учитель

      географии МОУ «СОШ №63 с УИП», город Саратов


С первых дней жизни ребенок впитывает примеры нравственности, получает уроки ответственности, учится адекватно воспринимать доброе и негативное отношение к себе и окружающим. Все это сначала ему дают родители, а затем, в школьные годы, и педагоги! И здесь очень важно тесное сотрудничество родителей и педагогов, школьных специалистов (воспитатели, педагоги-психологи, логопеды) по вопросам воспитания, обучения и развития детей школьного возраста. Много лет, являясь классным руководителем в основных и средних классах, понимаешь, насколько значима роль классного руководителя в становлении неформального сотрудничества семьи и школы. Именно, от планомерной и продуманной работы классного наставника во многом зависит, насколько быстро и тесно, а самое главное, насколько результативно установятся деловые контакты между родителями его учеников с одной стороны и школой – с другой!

Именно большой опыт позволяет мне обобщить данную работу, представить эффективные методы и формы работы, как с отдельными родителями, так и с отдельными их категориями.

Любая работа, а тем более воспитательная, а тем более с родителями, предполагает четкое ее планирование. Именно летний период позволяет переосмыслить основные направление и содержание воспитательной работы, определить уровни взаимодействия классного руководителя с родителями и общественностью:

Система взаимодействия педагога и родителей в моей практике выстраивается по следующим направлениям:

- информирование родителей с особенностями и содержанием учебно-воспитательного процесса, организуемого школой и классным руководителем (цели и задачи, конечные результаты);

- организация психолого-педагогического просвещения родителей и лиц, их замещающих;

- совместная деятельность родителей с детьми;

- корректирование процесса воспитания в семьях отдельных учащихся;

- взаимодействие с подшефными и общественными организациями школы и класса: детской организацией школы, родительским комитетом школы и класса, школьными Советами, инспекцией по делам несовершенных, попечительским советов школы и т.д..

Большая часть времени в воспитательной работе отводится подготовке различных мероприятий, их проведению, личных и персональных контактов с педагогами, учениками класса. Но особое место в этой работе занимает общение с родителями своих воспитанников. Это и период рабочего времени, когда приходиться реагировать на различные педагогические ситуации, и личное, когда наступает пора обдумывания прошедшего учебного дня, время обратной связи с родителями. Именно это и есть школьная жизнь, наполненная творческим деятельным содержанием, которая позволяет осуществить задуманное, добиться положительных учебных и воспитательных результатов в тесном сотрудничестве с родителями.

Следует отметить, что помимо классного руководства, я являюсь учителем-предметником и сотрудничество с родителями является непременным условием успешности ученика. Так, ученик 7 класса Б.В. систематически не выполнял домашние задания по биологии, демонстративно отказывался выполнять работы на уроке. Молодой педагог регулярно, после каждого урока ставил ему двойку в журнал, при этом однажды напоминив ученику, что двойки будут появляться каждый раз и до тех пор, пока он не начнет выполнять весь объем домашних и классных заданий». После того, когда ученик ответил: «Ну и ставьте!», учитель обратился с жалобой к классному руководителю. Мой совет в данной ситуации сводился к следующим действиям по локализации конфликта:

- постоянно оценивать ученика двойкой, а тем более выставлять ее в журнал - это не выход;

- задержите ученика после урока и выясните причину такого отношения к предмету (возможны проблемы дома или в школе);

- индивидуально позанимайтесь с учеником по содержанию непонятных тем, дайте возможность исправить полученные ранее двойки;

- воспользуйтесь возможностью использовать разные системы оценивания (формативное и суммативное, самооценивание по критериям) на уроке;

- попробуйте корректно и аргументированно побеседовать с родителями; при этом не критикуя ребенка, а предлагая пути достижения учебных успехов учеником.

Отношения с родителями, при их большом разнообразии, строятся от доверительных до критических, от конструктивных до формальных и перевести их в деловое русло – важная задача любого педагога! Каждый день общения, каждый контакт с родителями необходимо выстраивать с позиции сотрудничества, общей заинтересованности в решении возникших проблем в рамках предметных и воспитательных задач!

Опыт подсказывает, что в этом случае родители всегда охотно идут на контакт, положительно реагируют на инициативы и откликаются на мои рекомендации. Именно соучастие в жизни ученика, желание помочь, знание методологических и педагогических приемов, высокий профессионализм вызывает доверие со стороны родителей, позволяет конструктивно решать возникающие проблемы. Личные контакты, встречи с родителями в составе микрогрупп, педконсилиумы, участие в работе классного родительского собрания, использование дистанционных форм коммуникаций по мере необходимости позволяют оперативно корректировать поведенческий тип и из года в год формировать положительную динамику изменений универсальных учебных действий учащихся. Уровень воспитанности учащихся так же существенно меняется от начального этапа обучения до выпускного класса!

Как классный руководитель, я много лет подряд в своей практике использую групповые (коллективные) и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Основными инструментами взаимодействия современных педагогов с родителями являются тематические родительские собрания (родительские лектории), индивидуальные беседы (online и офлайн), SMS-чаты, группы и сообщества, возможности электронного дневника, совместные с детьми и родителями внеклассные и внешкольные мероприятия, тематические праздники в классе и походы выходного дня. Для информирования родителей о содержании деятельности классного руководителя и учителя-предметника я широко использую возможности интернет-коммуникации.

В 2022-2023 учебном году в рамках цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», разработанных на федеральном уровне, мною запланированы классные часы с тематическим содержанием и разделами воспитательной работы, в которых предусмотрены виды деятельности с участием родителей: о семейных ценностях, о значимости родителей в судьбе детей, о истории семьи, о профессиях и так далее.

Начиная с первой встречи с воспитанниками, в День Знаний, идет взаимодействие с родителями. Для родителей, пришедших на школьную линейку (5-11 классы), проводятся организационные мини-собрания и классные часы. В ходе их проведения, родители и дети получают необходимую текущую учебно-организационную информацию, задают злободневные вопросы, делают комментарии. Такие регулярные встречи очень важны для родителей и детей, создают условия для успешной реализации учебно-воспитательных задач учителей-предметников и классных руководителей.

Родители очень ценят такое участие в деле воспитания их детей, благодарят педагогов и лично меня за личный вклад в становление их детей!

Родительские тематические собрания, которые проводятся мною каждую четверть, предполагают активное участие в них родителей. Мною разработан «План тематических лекций для родителей», в ходе реализации которого родители обмениваются своим опытом воспитания детей, решают задачи по педагогическим ситуациям, разрабатывают приемы и алгоритмы педагогического воздействия на детей в ходе решения возникающих проблем.

В школе раз в полугодие так же проходят общешкольные родительские собрания, а после них организуются личные встречи педагогов и родителей, что так же позволяет решать многие задачи.

Редко, в исключительных и профилактических случаях, приглашаю родителей проблемных учащихся на групповое собрание (педагогический консилиум) или индивидуальную беседу. Используя такой формат воздействия на детей, конструктивно, точечно, а само главное, доброжелательно, без нервозности и инкогнито можно обсудить возникшие учебно-воспитательные проблемы, найти пути их решения.

Я, как классный руководитель, по мере необходимости, организовываю встречи родителей с педагогами-предметниками. Для удобства педагогов и родителей, место и время таких встреч мы обговариваем заранее. Формат таких встреч может быть и традиционным - уровне классных родительских собраний, индивидуальных встречь, мини-педконсилиумов, но может предполагать и небольшие по охвату участников и непродолжительные по времени видеоконференции с использованием платформы WhataApp или Zoom.

В своей работе классного руководителя и учителя-предметника, я использую различные виды анкетирования, как на бумажном носителе, так и с использованием интернет-платформ, и их ресурсов. Многие опросники создаю сам, используя формат Google-форма, а так же используя готовые опросники многих интернет-сайтов. При этом практикую использование анкет и опросников, как в анонимном, так и не в анонимном формате.

Особое место во взаимодействии классного руководителя, школьников и их родителей занимают коллективные дела и внеклассые тематические мероприятия. Так, дети и их родители с удовольствием и волнением принимают участие в ежедекадных чаепитиях на дни рождения воспитанников, в конце четверти, ежегодных Новогодних огоньках и праздниках ко Дню Защитника Отечества и к Международному женскому дню.

На всем протяжении осуществлении воспитательной работы, в курсе преподавания основ предмета, проводится профориентационная работа. На классных часах, экскурсиях на производства, где работают родители, школьники получают первичную информацию о большом разнообразии профессий, особенностях и содержании деятельности их представителей. На такие мероприятия так же приглашаются педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый инспектор, родители, которые являются профессионалами в данной сфере деятельности. Их рассказы о своей профессии, основанные на собственном опыте, имеют формирующее влияние и важное значение для учащихся! Большое количество вопросов по содержанию, положительные отзывы детей по итогам данных мероприятий свидетельствую об этом!

Как правило, по итогам учебного года, мы с детьми идем в однодневный поход или поход выходного дня. И здесь без участия родителей не обойтись! Столь же результативно и увлекательно проходят различные школьные поездки и экскурсии с участием родителей. Родители с энтузиазмом подключаются к организации походов, привлекая и своих детей. Дети приобретают навыки организации такого рода мероприятий, учатся работать в команде, коммуникативные навыки! Для них важно видеть результаты своей деятельности, в ходе которой они приобретают социальные и трудовые навыки, у них формируются общегуманистические и нравственно-ориентированные черты характера, происходит их становление как будущих взрослых граждан своей страны! Это важно еще и для формирования коллективизма и взаимовыручки в классе, позволяет сплотить детский коллектив.

В заключении следует сказать, что данные виды взаимодействия педагога с родителями, это основные, базовые позиции. На фоне каждодневного контакта с родителями с использованием различных форм взаимодействия, тактических приемов взаимодействия, позволяющих вести бесконфликтно весь спектр воспитательной работы и выполнять воспитательные задачи – это и является примером высокого профессионализма педагога и воспитателя!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.