Методичеекая разработка по познавательной виртуальной экскурсии в мини - музей «Карельская изба» на старшем дошкольном возрасте, в рамках проектной деятельности «Нетрадиционные символы России», по теме: «У самовара».

0
2
Материал опубликован 6 April

Методичеекая разработка по познавательной виртуальной экскурсии в мини - музей

«Карельская изба» на старшем дошкольном возрасте, в рамках проектной деятельности «Нетрадиционные символы России»,

по теме: «У самовара».

Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальой культуры, знакомство с предметами быта в русской избе.

Задачи: Познакомить детей с русской избой, ее устройством, с объектами русского обихода; с бытовой утварью: самовар, ухват, прялка, печка, люлька, чугунок, национальным Карельским блюдом «калитка» и др.

Продолжить знакомство с русскими общенародными забавами, пословицами и их смыслом.

Обогащать лексикон детей наименованием объектов старинного русского обихода.

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.

Словарная работа: печка, самовар, чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло и другие.

Ход экскурсии:

Мотивационный этап:

Детей встречает бабушка Маланья – хозяюшка избы.

Маланья: Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на пороге – хозяину радость!

Маланья: В руках у меня клубочек, он нам с вами дорогу и укажет.

Пальчиковая игра «Клубок» с детьми

Я по горенке шла, клубок ниток нашла,

Клубок маленький, нитки аленькие,

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле, Нитка боле, боле, боле.

Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!

Поисковый этап:

Прошу в избу входите, будьте как дома, садитесь.

Сядем рядком – да поговорим ладком!

Маланья: Желаю я поведать вам, как проживали русские люди в стародавние времена.

Мы с вами в карельской избе, в древние времена люди строили все сооружения из дерева, леса было много, и жить в деревянном доме было тепло и полезно для здоровья.

Расскажу я вам детки, что же внутри избы можно увидеть, а помощницей моей будет моя внучка Машенька, она с вами поиграет:

Маша: Игра «Чудесный мешочек» (каждый объект достаем из мешочка, после отгадывания загадки и размещаем на сундуке).

Маша: Ты загадку отгадай, и секрет внутри узнай!

Первая загадка: «Среди избы стоит летом кемарит, зимой полыхает. Что это?» Печь (достать объект из мешочка)

Печка всегда была главной в доме, называли ее матушкой – кормилицей.

(печка кормит, печка греет, печка – мать родная)

Печка обогревала избу, на ней в тепле спали и старые и малые, просушивали одежду, печка кормила, на ней готовили пищу, а еще в печи парились и мылись («кодировка» значения печи).

Рано утром встанет хозяюшка и растопит печь.

-) Чем же могла печка покормить хозяев?

Не зря народ придумал поговорку: «Щи, да каша – пища наша!» (пекли хлеб, пироги)

Вторая загадка: «Хозяюшка устанавливает его в печку, чтоб сварить детям гречку. Что это?» (Чугунок) (достать объект из мешочка)

Чугунок был незаменим в хозяйстве. Без него хозяйка не могла приготовить пищу. По весу он был тяжелый, т.к. был из чугуна, в печке он выдерживал любое пламя и ни в коем случае никак не бился.

-) Как же из печи можно было достать чугунок? Тут был нужен помощник?

Третья загадка: «Бычок рогат, в руках зажат. Не ест, а пищу хватает.

Людям отдает, а сам в угол идет» (Ухват) (достать объект из мешочка)

Около русской печи постоянно стоял ухват.

«Железный конь, скачет в огонь» (Кочерга)

Демонстрация действий с объяснением, С/ролевая игра: «Как братец Ухват горшку помогал», (практические действия с ухватом детей поочереди).

Чугунок на столе. Что поможет кашу съесть? Отгадай-ка:

Четвертая загадка: «Она нам кушать помогает,

Мы кашу, кушанье ею черпаем. Без нее мы никуда,

Всех накормит без труда» (Ложка) (достать объект из мешочка)

-) А как вы думаете, из какого материала делали ложку? (из дерева)

В деревенской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости ходили со своей ложкой. А еще на ложках можно было играть музыку.

Маланья: Ну, вот поели, пришла пора поспать, где же люди спали раньше, ведь кроватей и диванов не было, (печка, лавки, полати).

А младенцы спали в подвесной кроватке – «люльке». Люльку называли также «Качка», в ней укачивали детей и пели колыбельные песни.

Споем и мы с вами колыбельную: «Баю-баю-баиньки, куплю сыну валенки.

Надену на ножки, пущу по дорожке. Будет мой сынок ходить, новы валенки носить»

Маша: Пятая загадка: Избу устилали ковриками, половиками. Половики длинные, коврики круглые. Вечерами девушки усаживались и пряли шерсть овечью, козью, псовую. Выдирали с шерсти и скатывали пальцами большие нити, пряжу. А затем вязали из шерсти носки, рукавицы, половики, одежду.

-) На чем же ткали? «В гребень шерсть она берет, тонкой нитью отдает?» (на прялке)

В каждом доме был Сундук, в нем хранили одежду, подушки, одеяла, полотенца, и даже посуду; а в домах побагаче наряды и украшения.

Заключительно-итоговый этап:

Маланья: Но, раз мы с вами в гостях – время угощения пришло. Пока мы с вами гостили и пироги поспели в печи. Пора чай ставить.

-) А в чем отгадаем из шестой загадки: «На столе стоит пузатый,Носик – кран его горбатый. Выпускает жаркий пар.Древний чайник» – (Самовар)

-) Ой, а воды в самоваре совсем нет! В старину воду люди носили из колодца в ведрах. Ведра несли на коромысле (на одном или двух плечах). Коромысло делали из дерева, по краям присоединяли крючки или делали выемки (углубления) для ведер.

Маша играет: П/игра «Скок, скок-поскок»

«Скок-скок-поскок молодой дроздок,

По водичку ходил, коромысло носил.

Да, неловко ступил, сапожок водой залил.

Зацепил ногой ведро – все вокруг залило.

Испугался дроздок и пустился наутек.»

С/р игра «Затопим самовар шишками» (демонстрация действий с обыгрыванием)

Самовар, самовар, у тебя внутри пожар,

А еще внутри вода, чаю хочется попить? Да! С чем? (варианты от детей)

Матрена: Вы, хозяюшку потешьте,

Пирогов моих поешьте!

Красна изба углами

Да, славится пирогами!»

Итог: «Сундучок мы открываем – все предметы называем!»

Угощение от бабушки Матрены Карельское блюдо – «Калитка» (достать из мешочка)

«Сундучок с собой возьмем – зарисуй, что в нем найдем!»

Все предметы утвари поместить в сундук и забрать с собой в группу, для занесения в табличный вариант сундука.

t1743966443aa.jpgt1743966443ab.jpg



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работы нет!

4
6 April

Нет публикации.

0
6 April