Методичеекая разработка по познавательной виртуальной экскурсии в мини - музей «Карельская изба» на старшем дошкольном возрасте, в рамках проектной деятельности «Нетрадиционные символы России», по теме: «У самовара».
Методичеекая разработка по познавательной виртуальной экскурсии в мини - музей
«Карельская изба» на старшем дошкольном возрасте, в рамках проектной деятельности «Нетрадиционные символы России»,
по теме: «У самовара».
Цель: приобщение детей к народным традициям и обычаям национальой культуры, знакомство с предметами быта в русской избе.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, ее устройством, с объектами русского обихода; с бытовой утварью: самовар, ухват, прялка, печка, люлька, чугунок, национальным Карельским блюдом «калитка» и др.
Продолжить знакомство с русскими общенародными забавами, пословицами и их смыслом.
Обогащать лексикон детей наименованием объектов старинного русского обихода.
Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.
Словарная работа: печка, самовар, чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло и другие.
Ход экскурсии:
Мотивационный этап:
Детей встречает бабушка Маланья – хозяюшка избы.
Маланья: Здравствуйте, гости дорогие!
Гость на пороге – хозяину радость!
Маланья: В руках у меня клубочек, он нам с вами дорогу и укажет.
Пальчиковая игра «Клубок» с детьми
Я по горенке шла, клубок ниток нашла,
Клубок маленький, нитки аленькие,
Клубок катится, нитка тянется,
Клубок доле, доле, доле, Нитка боле, боле, боле.
Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!
Поисковый этап:
Прошу в избу входите, будьте как дома, садитесь.
Сядем рядком – да поговорим ладком!
Маланья: Желаю я поведать вам, как проживали русские люди в стародавние времена.
Мы с вами в карельской избе, в древние времена люди строили все сооружения из дерева, леса было много, и жить в деревянном доме было тепло и полезно для здоровья.
Расскажу я вам детки, что же внутри избы можно увидеть, а помощницей моей будет моя внучка Машенька, она с вами поиграет:
Маша: Игра «Чудесный мешочек» (каждый объект достаем из мешочка, после отгадывания загадки и размещаем на сундуке).
Маша: Ты загадку отгадай, и секрет внутри узнай!
Первая загадка: «Среди избы стоит летом кемарит, зимой полыхает. Что это?» Печь (достать объект из мешочка)
Печка всегда была главной в доме, называли ее матушкой – кормилицей.
(печка кормит, печка греет, печка – мать родная)
Печка обогревала избу, на ней в тепле спали и старые и малые, просушивали одежду, печка кормила, на ней готовили пищу, а еще в печи парились и мылись («кодировка» значения печи).
Рано утром встанет хозяюшка и растопит печь.
-) Чем же могла печка покормить хозяев?
Не зря народ придумал поговорку: «Щи, да каша – пища наша!» (пекли хлеб, пироги)
Вторая загадка: «Хозяюшка устанавливает его в печку, чтоб сварить детям гречку. Что это?» (Чугунок) (достать объект из мешочка)
Чугунок был незаменим в хозяйстве. Без него хозяйка не могла приготовить пищу. По весу он был тяжелый, т.к. был из чугуна, в печке он выдерживал любое пламя и ни в коем случае никак не бился.
-) Как же из печи можно было достать чугунок? Тут был нужен помощник?
Третья загадка: «Бычок рогат, в руках зажат. Не ест, а пищу хватает.
Людям отдает, а сам в угол идет» (Ухват) (достать объект из мешочка)
Около русской печи постоянно стоял ухват.
«Железный конь, скачет в огонь» (Кочерга)
Демонстрация действий с объяснением, С/ролевая игра: «Как братец Ухват горшку помогал», (практические действия с ухватом детей поочереди).
Чугунок на столе. Что поможет кашу съесть? Отгадай-ка:
Четвертая загадка: «Она нам кушать помогает,
Мы кашу, кушанье ею черпаем. Без нее мы никуда,
Всех накормит без труда» (Ложка) (достать объект из мешочка)
-) А как вы думаете, из какого материала делали ложку? (из дерева)
В деревенской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости ходили со своей ложкой. А еще на ложках можно было играть музыку.
Маланья: Ну, вот поели, пришла пора поспать, где же люди спали раньше, ведь кроватей и диванов не было, (печка, лавки, полати).
А младенцы спали в подвесной кроватке – «люльке». Люльку называли также «Качка», в ней укачивали детей и пели колыбельные песни.
Споем и мы с вами колыбельную: «Баю-баю-баиньки, куплю сыну валенки.
Надену на ножки, пущу по дорожке. Будет мой сынок ходить, новы валенки носить»
Маша: Пятая загадка: Избу устилали ковриками, половиками. Половики длинные, коврики круглые. Вечерами девушки усаживались и пряли шерсть овечью, козью, псовую. Выдирали с шерсти и скатывали пальцами большие нити, пряжу. А затем вязали из шерсти носки, рукавицы, половики, одежду.
-) На чем же ткали? «В гребень шерсть она берет, тонкой нитью отдает?» (на прялке)
В каждом доме был Сундук, в нем хранили одежду, подушки, одеяла, полотенца, и даже посуду; а в домах побагаче наряды и украшения.
Заключительно-итоговый этап:
Маланья: Но, раз мы с вами в гостях – время угощения пришло. Пока мы с вами гостили и пироги поспели в печи. Пора чай ставить.
-) А в чем отгадаем из шестой загадки: «На столе стоит пузатый,Носик – кран его горбатый. Выпускает жаркий пар.Древний чайник» – (Самовар)
-) Ой, а воды в самоваре совсем нет! В старину воду люди носили из колодца в ведрах. Ведра несли на коромысле (на одном или двух плечах). Коромысло делали из дерева, по краям присоединяли крючки или делали выемки (углубления) для ведер.
Маша играет: П/игра «Скок, скок-поскок»
«Скок-скок-поскок молодой дроздок,
По водичку ходил, коромысло носил.
Да, неловко ступил, сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро – все вокруг залило.
Испугался дроздок и пустился наутек.»
С/р игра «Затопим самовар шишками» (демонстрация действий с обыгрыванием)
Самовар, самовар, у тебя внутри пожар,
А еще внутри вода, чаю хочется попить? Да! С чем? (варианты от детей)
Матрена: Вы, хозяюшку потешьте,
Пирогов моих поешьте!
Красна изба углами
Да, славится пирогами!»
Итог: «Сундучок мы открываем – все предметы называем!»
Угощение от бабушки Матрены Карельское блюдо – «Калитка» (достать из мешочка)
«Сундучок с собой возьмем – зарисуй, что в нем найдем!»
Все предметы утвари поместить в сундук и забрать с собой в группу, для занесения в табличный вариант сундука.
Горбачёва Марина Юрьевна
Надежда Алексеевна Паршукова