Методическая разработка по познавательному развитию на старшем дошкольном возрасте по теме «Путешествие в космос»
Методическая разработка по познавательному развитию на старшем дошкольном возрасте по теме «Путешествие в космос»
Цель: Расширение представлений детей о космосе.
Задачи:
Образовательная.
Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: вселенная, космос, планета, созвездие, солнечная система, космодром, космонавт.
Развивающая.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опытов показать, как двигаются планеты солнечной системы, почему не падают планеты и какая скорость движения в сравнении друг с другом.
Воспитательная.
Воспитывать чувство гордости за свою страну, космонавтов; заботу и доброе отношение к своей планете.
Оборудование: скамейки, крупные строительные детали, картинки:части ракеты, карта «Планеты солнечной системы», д/и «Собери луноход из частей», фотогалерея «Первые покорители космоса»: портреты Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой, собаки Белка и стрелка, д/и «Еда космонавта, что полезно? Что вредно?», дид/задание «Соедини цифры по порядку» (созвездие или ракета); угощение: мармелад «Земля»
Ход занятия:
I Организационная часть:
Воспитатель: Ребята предлагаем вам отправиться в космическое путешествие, чтобы больше узнать о космосе. Наш путь будет сложным и трудным, и только преодолев все трудности, мы сможем все вместе вернуться на планету Земля. Согласны? За каждое правильно выполненное задание – награда звезда.
II Основная часть:
Сначала отправимся в Центр подготовки космонавтов.
Что там делают? (ответы детей).
Сейчас проверим, какие вы быстрые и ловкие.
Космическая зарядка
Мы в ракету сели смело (сели на корточки),
Шлем на голову надели (сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим! (встать, потянуться вверх)
В невнсомости парим (руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете (вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете (машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп (сделали бинокль из кулачков, посмотрели)
Надавили кнопку стоп (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету (повернуться в другую сторону)
И продолжили полет (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет! (помахали руками)
П/и «Ждут нас быстрые ракеты»
«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет — «опоздавшим» места нет!
1, 2, 3, - свой кружок займи!» (кружок – обруч)
Игра: «1,2,3 — «Часть ракеты назови»
Проходим в ракету, садимся, начинаем обратный отчет. Пуск!
Воспитатель: Наша ракета поднялась очень высоко и видно всю семью солнца — Солнечную систему (показ плаката)
«В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там 9 разных планет,
А Солнце-звезда в самом центре системы,
Притяжением связаны все мы.
Воспитатель: Почему семью солнца называют Солнечной системой? Верно, потому что главным является солнце. В семье царит порядок, никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг солнца. Дорожка, по которой бежит планета, называется орбита.
Игровое упражнение: «Найди дорожку для своей планеты»:
По порядку все планеты, назовет любой из нас:
Раз - Меркурий, Два - Венера, Три – Земля, Четыре – Марс,
Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету. А за ним уже, потом и
девятая планета под названием Плутон.
Практическая деятельность детей.
Игровое упражнение «Какая планета быстрее проходит вокруг солнца?» (солнце — вокруг 3 дорожки. Дети двигаются по сигналу вокруг ребенка-солнца по своим дорожкам.
Правило: Чем дальше планета расположена от солнца, тем медленнее она движется.
Воспитатель: А Луна – это планета? (нет, это спутник Земли)
С какой планеты за ней удобно будет вести наблюдение, и с помощью какого прибора? (с планеты Земля, луноход)
Следующее космическое испытание
Д/и «Собери луноход из частей» (работа в подгруппах)
Физминутка «Космическая фигура»
«Корабль качается 1,2,3, космическая фигура на месте замри»
5.Д/и «Еда для космонавтов, что полезно? Что вредно?»
Пришло время космонавту подкрепиться. Давайте поможем разобраться, что будет полезно, а что вредно для него. Еда у космонавта необычная, космическая, в тюбиках. Разложим тюбики по разным летающим тарелкам.
Подкрепились! Движемся дальше!
4) Дидактическое упражнение «Собери созвездие» или «Нарисуй по точкам» (ракету) (работа в парах)
Воспитатель: Соедини цифры по порядку линиями и получи полное изображение, дай имя своему созвездию или ракете.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Наша ракета возвращается на Землю. Посадка.
Когда космонавты возвращаются на землю, они заново учатся ходить, помогают им специальные упражнения и массаж. Встаньте в круг, будем рисовать на спине друг друга
«Вышло солнышко (рисуем круг 2-3 раза)
От него расходятся лучи,
Вышли тучки (поглаживаем спину)
Пошел маленький дождь, пошел сильный дождь
Вышли тучки, вышло солнышко»
Рефлексия: Воспитатель: Вам понравилось путешествовать? Какие задания вам понравилось выполнять? Вы успешно прошли первую ступень подготовки в космонавты. Я награждаю вас медальонами космическими, под названием планета «Земля».
А еще приглашаем вас посетить картинную галерею «Первые покорители космоса»
Использованная литература:
Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте земли. - М.: 2013.
tnu.podelise.ru›docs/index-202427.html
Вселенная. Калейдоскоп знаний – М.: «Лабиринт Пресс», 2009. – 68с
Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука – М.: «Детская литература» 1990. - 176 с.
Синицын В. Первый космонавт – М.: «Малыш», 1979. - 79 с.
Энциклопедия школьника. Космос – М.: «Махаон», 2011. - 99 с.