Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет

2
0
Материал опубликован 3 November 2019 в группе

Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет

Елена Цыганок
Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет

Рабочая программа

Дополнительного образования

«Готовим руку к письму».

(возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год).

Образовательная область «Познавательное развитие».

Для детей старшего дошкольного возраста.

2018 – 2019 учебный год.

Составитель: воспитатель

«Кадетской школы 1784».

Цыганок Елена Ивановна

Список воспитанников кружка.

Расписание занятий кружка.

Каждый четверг в 15.30 16.30

Пояснительная записка.

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л. С. Выготский.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Соответствует ФГОС.

Цель программы:

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи программы:

Обучающие:

подготовка ребенка к письму; - учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур; - заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; -положительное отношение к письму. - способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы; -развивать зрительно - моторную координацию;

-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков; - развивать пространственную ориентировку

Воспитательные:

-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

- заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; - положительное отношение к письму

Основные принципы построения программы:

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющего опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребенку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что – либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Основные сведения о сроках реализации программы

Программа «Готовим руку к письму» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) и реализуется в2017– 2018 учебном году.

Словесный метод: игровой момент, беседа, объяснение, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный (Наглядные)работа по образцу (штриховка,рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, зрительный диктант, устные инструкции по выполнению работы.

Практический: самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. (Конструирование. Математическое развитие)», «Речевое развитие»«Художественно -эстетическое творчество»«Безопасность»«Социально – коммуникативное»).

Типы занятий:

Первичное ознакомление с материалом; усвоение новых знаний; применение полученных знаний и умений на практике; закрепления и повторения.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Беседы, чтение художественной литературы,

Индивидуальная работа, групповая работа;

Учебно – тематический план кружка.

№ п\п Наименование темы Часы

Всего Беседа Практика

1. «Учимся проводить прямые линии» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

2. «Учимся проводить кривые линии» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

3. «Учимся проводить ломаные линии» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

4. «Учимся проводить линии по точкам» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

5. «Учимся проводить вертикальные линии» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

6. «На даче». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

7. «Дары осени» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

8. «Деревья осенью» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

9. «Дикие животные осенью» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

10. «Насекомые» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

11. «До свиданья, птицы» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

12. «Одежда» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

13. «Фигуры» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

14. «Зимняя одежда» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

15. «Зимушка - зима» 25 мин. 7 мин. 18 мин.

16. «Новый год» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

17 «Зимние забавы детей» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

18. «Животные зимой» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

19. «Птицы зимой»

25 мин.

7 мин. 18 мин.

20. «Веселые старты» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

21.

«Дуют ветры в феврале» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

22.

«Игрушки» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

23.

«Поздравляем наших пап». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

24.

«Пришла весна». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

25. «Мамин праздник». 25 мин.

7 мин. 18 мин.

26. «Помогаем маме» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

27.

«Посуда» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

28. «Посуда» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

29. «Домашние животные» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

30. «Домашние птицы» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

31. «Космос» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

32. «Надо, надо и умываться по утрам и вечерам» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

33. «Инструменты» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

34. «Любимые герои» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

35. «Наши сказки» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

36.

«Цветы» 25 мин.

7 мин. 18 мин.

итого «Вот и лето». 900 252 648

Содержание образовательной программы

Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в педелах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Методическое обеспечение программы:

Календарно – тематическое планирование

Месяц Тема занятия Цели Дата проведения

Занятия

По плану Фактически.

Сентябрь 1. «Учимся проводить прямые линии» Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

2.«Учимся проводить кривые линии». Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (горизонтальные, наклонные, кривые) рисуя по образцу

3. «Учимся проводить ломаные линии» Учить рисовать ломаную линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию

4. «Учимся проводить линии по точкам» Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение.

Октябрь 4. «Учимся проводить вертикальные линии» Учить детей рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

«На даче». Учить детей рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них. Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

«Дары осени» Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию. Развивать моторные умения и гибкость рук. научить видеть и фиксировать центр клеточки, ее угол и сторону. Обращать внимание на то, чтобы дети не рисовали маленькие кружки а ставили точки

«Деревья осенью» Развивать моторные умения и гибкость рук. Продолжать учить видеть и фиксировать центр клеточки, ее угол и сторону и ставить точку.

Ноябрь «Дикие животные осенью» Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию.

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, наклонные) рисуя по образцу

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры

«Насекомые» Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, наклонные) рисуя по образцу

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

«До свиданья, птицы» Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

«Одежда» Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу.

Учить рисовать вертикальные,горизонтальные наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии

Декабрь «Фигуры» «Геометрическая фигура» Учить детей обращать внимание на элементы, из которых состоит предлагаемый образец. Слыша словесную инструкцию и видя образец, учить распределять внимание, а выполняя задание – управлять своими действиями.

«Зимняя одежда». Продолжать учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительно-моторную координацию.

«Зимушка - зима» Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, используя ее для украшения, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно, развивать моторные умения и гибкость рук

«Новый год» Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии. Проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

Январь «Зимние забавы детей» Закрепить умение обводить волнистые линии, Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно) Продолжать формировать умение самостоятельно обводить клубочки на свободном пространстве листа.

«Животные зимой» Учить рисовать линии сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

«Птицы зимой» Продолжать развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии. Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию

«Веселые старты» Продолжать формировать умение правильно обводить пунктирную линию, регулировать нажим на карандаш, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительно-моторную координацию

Февраль «Дуют ветры в феврале» Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

«Игрушки» Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

«Поздравляем наших пап». Дорисовать и раскрасить открытку для пап к празднику 23 февраля

«Пришла весна». Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура, закрепить названия цветов.

Март «Мамин праздник». Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиями дорисовывать предметы и узоры. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

«Помогаем маме» Продолжать развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

«Посуда» Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию. Раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

«Домашние животные» Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

Апрель

«Домашние птицы» Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

«Космос» Продолжать развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш,

«Надо, надо и умываться по утрам и вечерам» Продолжать учить обводить рисунок не отрывая карандаша от бумаги. Умение ориентироваться в пространстве.

«Инструменты» Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации