Методическая разработка: КВЕСТ "В мире налогов"
Федеральный конкурс для работников образовательных учреждений «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Квест «В мире налогов»
Тема методической разработки
Автор: Офилат Раиса Яковлевна
Учитель географии и обществознания
Муниципальное бюджетное
общеобразоваельное учреждение
«Цветочненская средняя школа имени
К. С. Трубенко» Белогорского района
Республики Крым
2025 год
Пояснительная записка
Тематическое направление Гражданское воспитание и патриотическое воспитание
Тема (название) воспитательного мероприятия Квест - игра «В мире налогов»
Актуальность и обоснование выбора темы
Сегодня уровень налоговой культуры граждан Российской Федерации характеризуется неостаточной осведомленностью о существующих налогах и сборах, не все знают о своих правах и обязанностях налогоплательщиков. Поэтому подготовка школьников к правильному пониманию сути налогов, их функций и роли в жизни человека, как гражданина, особенно важна в курсе изучения финансовой грамотности в рамках школьной программы и программы воспитательной работы.
Актуальность: необходимость приобретения обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов, которые они будут использовать в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия или урока - обобщения по теме «Налоги и налогообложение». Мероприятие является частью деятельности классного руководителя по формированию финансовой и налоговой грамотности обучающихся. Практической значимостью данной разработки является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах, на обобщающих уроках при изучении темы «Налоги и налогообложение» учебного предмета Обществознание.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) обучающиеся 10-11 классов (15-16 лет), для игры формируются команды по 5 обучающихся
Цель создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности через формирование налоговой культуры, базирующейся на понимании объективной необходимости налогообложения и соответствующем отношении к уплате налогов.
Задачи
систематизировать знания по теме «Налоги и налогообложение»;
тренировать умение ориентироваться в налогах и сборах, действующих на территории РФ.
содействие формированию у обучающихся положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
повышение общего образовательного уровня в области налогообложения
Планируемые результаты воспитательного мероприятия
Предметные:
в игровой форме обобщить и закрепить теоретические знания обучающихся о сущности, видах и структуре налогов, их функциях в современном обществе, а также практические умения по расчету налогов.
Личностные:
осознание необходимости получения знаний направленных на формирование налоговой грамотности;
развитие навыков сотрудничества;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способствование социально-ориентированному взгляду на мир, формирование основ налоговой культуры;
формирование эмоционально-ценностного отношения к гражданской ответственности по уплате налогов.
Метапредметные:
Познавательные:
умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников;
умение объяснять понятия и явления;
готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников.
Регулятивные:
умение планировать свои действия;
умение прогнозировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Внеурочное мероприятие: квест-игра.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
Игровая форма позволяет раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир налоговой и финансовой грамотности, расширяет кругозор и формирует логическое мышление и рациональное поведение, обучающиеся учатся работать в команде - формируются навыки продуктивного сотрудничества. В результате у обучающихся не только формируется положительное отношение в налогообложению, но и повышается общая налоговая грамотность, развиваются умения и компетенции, способствующие формированию высокой налоговой культуры и гражданской отвественности будущих налогоплательщиков. Применение интерактивных методов обучения и воспитания в старшей школе очень эффективно, в их основе лежит активное взаимодействие обучающихся друг с другом и с учителем. Учитель выступает в качестве модератора, тьютора, помощника в работе.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых вопитательных результатов
Для достижения планируемых результатов применялись следующие технологии и методы: технология исследовательской деятельности, игровая технология и технология здоровьесбережения (на протяжении всего мероприятия: смена видов деятельности), ИКТ технология.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы: - словесный(эвристическая беседа);
- наглядный (презентация);
-практический метод (решение кейсов и заданий, подготовка слоганов).
и приёмы:
-игра, викторина, групповая работа.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Проведению мероприятия предшествует предварительная подготовка, которая включает проведение цикла занятий, на которых мы вместе изучаем материалы по конкретной теме. Кроме этого, ребята самостоятельно изучают материал из дополнительных источников, которые им предложены.
Курс видеолекций «Взаимоотношение человека с государством: налоги» https://моифинансы.рф/materials/kurs-video-lekcij-vzaimootnoshenie-cheloveka-s-gosudarstvom-nalogi/ (10 видеолекций)
Список использованных документов и источников для подготовки и проведения мероприятия:
Конституция Российской Федерации
Налоговый кодекс Росийской Федерации
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 400 с.: ил.
Волохов. Н.Н. Сборник задач (с решениями) для проведения практических и семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» [Электронный ресурс] / Н.Н. Волохов, О.В. Кузьменко, А.С. Панасюк. – Электрон. дан. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО Донской ГАУ, 2020. – 132 с. – Режим доступа: Локальная сеть Библиотеки Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО Донской ГАУ. http://ачии.рф/files/4e02585f-d536-407e-81f5-1534d7a1bd52.pdf
Генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Конструктор кроссвордов https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
Примеры задач: https://studrb.ru/works/entry31228HWYQAT; https://sbis.ru/articles/accounting/socialnyje_nalogovyje_vychety_2022; https://studopedia.ru/5_148598_chast--primeri-resheniya-tipovih-zadach.html
С налогами живи в ладу - не попадешь в беду. Основы налогово грамотности для учащихся среднего школьного возраста: учебное пособие/В. В. Бородин, О. В. Булат, Н. П. Войцещук, Д. Р. Дмитрийчук, Е. В. Кравченко, С. П. Кузнецов, Т. В. Кузьменко, М. В. Луговская, О. В. Майстренко, Е. Н. Нестерова, Т. В. Трипотень; под общей редакцией Р. Б. Наздрачева. – Симферополь,2020.- 54с.
Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна! Основы налоговой грамотности для студентов: учебное пособие/В. Ю. Антонюк, М. В. Луганская, О. В. Майстренко, Е. А. Минаева, И. В. Рыбенкова, О. О. Тохтаева, Т. В. Трипотень; под общей редакцией Р. Б. Наздрачёва. – Симферополь, 2020. – 59с.
Материально-технические, информационные ресурсы
Оборудование и дидактический материалы: мультимедийный комплекс, презентация, калькуляторы, раздаточный материал для работы команд.
Оформление доски: тема занятия, «Дерево» для крепления стикеров с аргументами «Зачем платить налоги?» - для станции –острова 6.
- Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
- Проводится цикл занятий по налоговой грамотности. Учащимся предлагается литература для самостоятельной подготовки. Предлагается для просмотра Курс видеолекций «Взаимоотношение человека с государством: налоги» https://моифинансы.рф/materials/kurs-video-lekcij-vzaimootnoshenie-cheloveka-s-gosudarstvom-nalogi/ (10 видеолекций)
-Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает маршрутные листы и задания для проведения квеста. Создает ребусы и кроссворды (Генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov; Конструктор кроссвордов https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html). Продумывает содержание презентации.
-формируются команды участники игры. Знакомство с правилами проведения игры.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя. Уважаемые участники, сегодня наш квест-игра посвящена очень важной теме «Налоги». Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства. Пусть девизом нашего мероприятия станет выражение : «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе».
Команды -участники квеста получают маршрутные листы (приложение 1) и в соответствии с порядком прохождения перемещаются по станциям - островам, выполняя задания. По итогам игры выявляется победитель – команда, заработавшая наибольшее количество баллов.
1 остров . «Исторический»
Командам предлагается ответить на 15 вопросов викторины «История налогов» .
Какой русский правитель ввёл в нашей стране самое большое количество странных налогов? ( Император России Петр I, ввел массу своеобразных налогов: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный, с печей, арбузов, орехов, с продажи съестных припасов, ледокольный и даже за глаза!)
Какая велика русская императрица считала, что налоги для государства то же, что паруса для корабля, они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его (Екатерина II).
Основная форма налогообложения в Древней Руси в конце 9 в. (дань)
Подать (налог), взимаемый с мужского наcеления, введенный Петром I в 1724 году в результате налоговых реформ (подушная)
Взносы на содержание монгольских послов во времена завоевания Роуси Золотой Ордой (корм)
Плата казенных крестьян за пользование землей во второй половине 19 в в России. (оброк)
Круговой объезд князя на Руси, с целью сбора дани с подвластных ему племен. (полюдье).
Что стало причиной «Соляного бунта» В России в 1648 году? (введение налога на соль).
Специальный орган (палата), в компетенцию которого входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнение доходной части российского боджета в 16 в. (Счетная палата)
Впервые налог на это был введен в Англии при короле Генрихе VII. В России чаще всего его связывают с именем Петра I. О каком налоге идет речь? (Налог на бороду ).
В СССР ввели этот налог, чтобы помочь многодетным матерям. Назовите этот налог. ( налог на бездетность)
Название налога, который в Китае платили сборщики чая? ( чаевые)
Кто на Руси провел первую экономическую реформу по упорядочиванию налогов (княгиня Ольга)
В России в области налогообложения особо отметился Петр I. Будучи реформатором во всем, он, конечно, не обошел вниманием и налоги. Царь учредил особую должность, обязанностью которых было "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать все новые и новые налоги. Как называлась эта должность при Петре I человека который изобретал налоги?(прибыльщики)
Какой законодательный акт устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации? (Налоговый кодекс РФ)
Максимальное количество баллов – 15
2 остров. «Мир налогов» (приложение 2)
Команда получает карточки с примерами налогов, предусмотренных налоговым кодексом РФ, необходимо распределить карточки в соответствии с видами налогов (федеральные, региональные, местные) – на выполнение задания 5 минут:
Максимальное количество баллов – 15
3 остров. «Интеллектуальный» (приложение 3)
«Налоговые ребусы»
Команда получает 5 ребусов время на выполнение задания 5 минут
Максимальное количество баллов – 5
Разгадай кроссворд
Команда получает кроссворд время на выполнение задания 10 минут
Максимальное количество баллов – 10
4 остров. «Финансовый» ( приложение 4)
Команда получает задания-кейсы, необходимо изучить информацию и решить задачи, ответить на вопросы – на выполнение задания 15 минут
Максимальное количество баллов – 20 ( по 5 баллов на каждое задание)
5 остров . «Права и обязанности» (приложение 5)
Команда получает карточки с основными правами и обязанностями налогоплательщиков. Распределить что из предложенного относится к правам, а что к обязанностям. – время выполнения 5 минут
Максимальное количество баллов – 15
Остров 6. «Зачем платить налоги?»
Командам предлагается ответить, зачем вообще государство собирает налоги. Команда получает стикеры, на которых должна в течение 2 минут предложить максимальное количество аргументов необходимости уплаты налогов (до 15). Презентация работы стикеры крепят к дереву на доске.
Привлечению общественного внимания к проблематике уплаты налогов в РФ повышению социальной ответственности населения способствует социальная реклама. Давайте и мы попробуем придумать рекламный слоган, призывающий платить налоги. Команда придумывает рекламный слоган, призывающий платить налоги ( время 5 мин)
Привлечению общественного внимания к проблематике уплаты
налогов и сборов в Российской Федерации, повышению социальной
ответственности населения способствует социальная реклама.
призывающий платить налоги. Каждая команда придумает рекламный
слоган, призывающий платить налоги.
Привлечению общественного внимания к проблематике уплаты
налогов и сборов в Российской Федерации, повышению социальной
ответственности населения способствует социальная реклама.
призывающий платить налоги. Каждая команда придумает рекламный
слоган, призывающий платить налоги.
Максимальное количество баллов – 20 ( до 15 баллов на задание 1; 5 баллов за задание2)
Остров 7. «Финальный»
На этой станции все команды собираются по окончании игры. Здесь происходит презентация слоганов с 6 острова всеми командами, обсуждение игры: что понравилось, что нет, какие задания вызвали сложности, что нового узнали во время игры.
Команда, набравшая больше всего баллов считается победителем. Но в нашей сегодняшней игре нет проигравших. Каждый из вас получил определённый багаж знаний и практический опыт исчисления налогов, которые несомненно помогут вам в жизни. И вы с гордостью сможете сказать – «Я грамотный налогоплательщик».
Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами расширили свои знания в области налоговой грамотности, повысили уровень правовой культуры. Согласно последним социологическим опросам, россияне готовы платить налоги государству, которое способно их эффективно использовать. Мы также не должны забывать о том, что уплата налогов – это конституционная обязанность граждан РФ. Нам, молодому поколению 21 века жить дальше, за нами будущее нашего государства. И от того насколько будет высоким наше законопослушное поведение по уплате налогов, настолько счастливой, сильной будет наша Россия.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Игру можно проводить в одном классе, предварительно разделив учеников на команды, либо между учениками разных классов. Квест может проводиться как в разных локациях, так и в одном помещении. Квест не носит классической формы (передвижения и поиск заданий), выполняя задания команды – участники переходят от острова к острову получают бонусы-баллы.
Практической значимостью данной разработки является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах, на обобщающих уроках при изучении темы «Налоги и налогообложение» учебного предмета Обществознание.
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Команда: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 остров . «Исторический» ( Максимальное количество баллов 15)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ИТОГО |
| | | | | | | | | | | | | | | |
2 остров. «Мир налогов» ( Максимальное количество баллов 15)
ИТОГО _______________________________
3 остров. «Интеллектуальный» ( Максимальное количество баллов 20)
Налоговые ребусы ( до 5 баллов) | Разгадай кроссворд (до 15 баллов) | ИТОГО |
| | |
4 остров. «Финансовый» ( Максимальное количество баллов 20)
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 | ИТОГО |
| | | | |
5 остров. «Права и обязанности» ( Максимальное количество баллов 15)
ИТОГО _______________________________
Остров 6. «Зачем платить налоги?» ( Максимальное количество баллов 20)
Аргументы ( до 15 баллов) | Рекламный слоган ( 5 баллов) | ИТОГО |
| | |
В СЕГО БАЛЛОВ
Приложение 2
Остров «Мир налогов»
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ)
1)
налог на доходы физических лиц
2) акцизы
3) транспортный налог
4) государственная пошлина
5) земельный налог
6) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
7) налог на добавленную стоимость
8) налог на добычу полезных ископаемых
9) налог на имущество организаций
10) водный налог
11) торговый сбор
12) налог на прибыль
13) налог на имущество физических лиц
14) таможенные пошлины
15) налог на игорный бизнес
Федеральные | Региональные | Местные |
| | |
Правильный ответ.
Федеральные | Региональные | Местные |
1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 14 | 3, 9, 15 | 5, 11, 13 |
Приложение 3
Остров «Интеллектуальный»
РЕБУСЫ
ПЕНИ
АКЦИЗ
ДЕКЛАРАЦИЯ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Термин, ставший основным с XIX века в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.
Налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг.
Субъект налоговых отношений, на который законо возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
Перенесение на более поздний срок оплаты налога или обязательного платежа по решению соответствующего финансового органа
Уменьшение налога на установленную наоговым законодательством сумму
Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законом порядке
Денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства
Вид налога в соотвествии с Налоговым кодексом РФ
Размер, доля налоговых изъятий из доходов.
Правильный ответ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 | п | о | ш | л | и | н | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 | р | е | г | и | о | н | а | л | ь | н | ы | й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| с |
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| н |
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
| б |
|
|
|
|
1 | д | е | к | л | а | р | а | ц | и | я |
|
|
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
| о |
| л |
| в |
|
|
|
|
| 6 |
|
|
| о |
|
|
|
|
5 | о | т | с | р | о | ч | к | а |
|
|
|
| в |
|
|
| ж |
|
|
|
|
|
|
| в |
| г |
| а |
|
|
|
|
| ы |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ч |
|
|
| н |
|
|
|
|
|
| 4 | н | а | л | о | г | о | п | л | а | т | е | л | ь | щ | и | к |
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Остров «Финансовый»
Предположим, что при прогрессивной системе налогообложения, доход до 50 тысяч руб. облагается налогом по ставке 20%, а с сумм, превышающих 50 тысяч руб., налог взимается по ставке 50%. Если человек получает 60 тысяч руб., то он должен заплатить налог в размере …
ОТВЕТ:_________________________________________
Проанализируйте данные в таблице и определите средние налоговые ставки.
Доход ( тыс руб) | Налог (тыс руб) | Ставка |
150 | 5 | |
200 | 15 | |
250 | 30 | |
300 | 50 | |
350 | 75 | |
Как называется данная система налогообложения?.
ОТВЕТ __________________________________________________
Гражданин Иванов П.И.имеет троих детей: двух школьников, одного студента очной формы обучения в возрасте 20 лет. С 1 марта текущего года оформил инвалидность второй группы. Рассчитайте какой будет налоговый вычет на детей и налог на доходы физических лиц за период с 1 января по 1 апреля текущего года при данных, приведенных в таблице.
Исходные данные, руб.
Доходы по месяцам |
|
Январь | 10000 |
Февраль | 10000 |
Март | 10500 |
Апрель | 9000 |
ОТВЕТ: _____________________________________________________________________________
Социальные вычеты предоставляются только по тем расходам, которые прописаны в НК. При этом сумма расходов за год для получения вычета ограничена законодательством.
Вид расходов | Годовое ограничение |
Лечение (кроме дорогостоящего) Обучение (свое, братьев, сестер) | 120 000 рублей (общая сумма) |
Обучение детей | 50 000 рублей на каждого ребенка (на обоих родителей) |
Дорогостоящее лечение | |
За 2021 год Мария потратила:
Лечение (обычное) — 15 000
Лечение (дорогостоящее — имплантация зуба) — 50 000
Обучение свое в вузе — 80 000
Обучение свое в автошколе — 45 000
Обучение ребенка в школе искусств — 20 000
Каким будет налоговый вычет Марии?
ОТВЕТ: ________________________________________
Правильный ответ:
Решение 50*0,2+10*0,5 = 15 тыс руб
Решение:
5/150*100%=3,3
15/200*100%=7,5
30/250*100%=12,0
50/300*100%=16,7
75/350*100%=21,4
Налог растѐт при увеличении доходов, следовательно, система налогообложения – прогрессивная
Общая сумма налогового вычета на детей составила
1400*2+3000 =5800 рублей в месяц.
НДФЛ январь = (10 000– 5 800) · 13% = 546 руб.
НДФЛ февраль = (10 000– 5 800) · 13% = 546 руб.
НДФЛ март = (10 500– 5 800) · 13% = 611 руб.
НДФЛ апрель = (9 000 – 5 800 -500) · 13% = 351 руб.
НДФЛ за период с января по апрель текущего года
546 + 546 + 611 + 351 = 2054 руб.
1400*2+3000 =5800 руб.
Марии вернется 24 700 рублей (190 000 × 13%).
Социальный налоговый вычет с учетом ограничений составит 190 000:
Лечение (обычное), обучение свое — 120 000
Лечение (дорогостоящее) — 50 000
Обучение ребенка — 20 000
120000 *0,13 + 20 000 *0,13 + 50000 *0.13 = 24 700
Приложение 5
Остров «Права и обязанности»
Распределите, что из предложенного относится к правам, а что к обязанностям налогоплательщика
встать на учет в налоговых органах
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
использовать налоговые льготы
представлять налоговые декларации
уплачивать законно установленные налоги
получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов
на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц
ПРАВА налогоплательщика | Обязанности налогоплательщика |
| |
Правильный ответ
ПРАВА налогоплательщика | Обязанности налогоплательщика |
2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 15 | 1, 4, 5, 8 11, 12 |