12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена См.19

                  Камышинский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

(лекция-диалог)

Тема: Физиология родов и послеродового периода. Наблюдение и уход за роженицей и родильницей

Название МДК 01.01: Здоровый человек и его окружение

Курс: 2

Специальность: Сестринское дело

Форма обучения: очная

Количество часов: 2

Разработчик: Смирнова Е.В. - преподаватель

Методическая разработка

рассмотрена и одобрена

на заседании УМО № 4

(Протокол № __ от "____" __________ 2018 г.)

Председатель УМО _________/Толстокорая Т.Н./

"_____" ________________2018г

Камышин, 2018 год

Мотивация изучения темы:

Дефицит знаний медицинского работника может не просто привести к оказанию помощи в недостаточном объеме, но и спровоцировать развитие осложнений, как со стороны женщины, так и плода.

Задача медицинского работника, зная признаки наступления родов, особенности и порядок родового процесса оказать квалифицированную, своевременную и достаточную помощь.

Цели занятия

Учебные: студент должен знать:

- определение понятия "Предвестники родов", "Регулярная родовая деятельность", "Лактация", "Гуманизация родов", "Партнерство в родах";

- характеристику родовых изгоняющих сил; периодов родов, послеродового периода;

- влияние состояния роженицы на течение и исход родов;

- принципы наблюдения и ухода за роженицей и родильницей;

- роль медицинской сестры в пропаганде естественного вскармливания и здорового образа жизни.

Развивающие:

- способствовать формированию развития навыков в овладении терминами и знаниями;

- способствовать развитию памяти, умению выделять главное в изучаемом материале;

- способствовать развитию клинического мышления.

Воспитательные:

- способствовать формированию интереса к будущей профессии;

- воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

Отметка

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Х

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

Х

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Х

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Х

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

 

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

Х

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Х

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Х

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Х

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Х

ПК 1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Х

ПК 1.3.

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Х

Интеграционные связи:

Внутридисциплинарные:

- Потребности человека в разные возрастные периоды. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья;

- Период грудного возраста;

- Роль семьи в жизни человека. Планирование семьи;

- Физиология беременности. Наблюдение и уход за беременной женщиной.

Междисциплинарные:

Анатомия и физиология человека.

Гигиена и экология человека.

Основы латинского языка с медицинской терминологией.

МДК 04.02 Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

Оснащение:

- Методическая разработка лекционного занятия.

- Проектор, экран, ноутбук.

Основные этапы занятия:

Организационный момент

- 5 минут

Объяснение нового материала

- 70 минут

Закрепление нового материала

- 10 минут

Задание на дом

- 5 минут

Список литературы:

1. Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие. – Ростов н /Д: Феникс, 2012.- 384с.-(Медицина для вас).

2. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособ. /Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Сбетялов.- Новосибирск: Сиб. ун-т изд-во, 2009.- 214с.- (Университетская серия)

3. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб./ В.А.Медик, В.К. Юрьев . – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 288 с.

 

 

Ход занятия:

№ п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время этапа

1.

Организационный

момент

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид, отмечает отсутствующих. Сообщает тему, план, цели занятия, мотивирует изучение темы.

Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данной теме, дисциплинирование и мотивация студентов.

5 минут

2.

Объяснение

нового

материала

Сообщение учащимся новых знаний (Приложение 1):

1. Предвестники родов. Родовые изгоняющие силы.

2. Периоды родов, их длительность и течение.

3. Наблюдение и уход за роженицей. Влияние состояния роженицы на течение и исход родов. Гуманизация родов. Партнерство в родах.

4. Послеродовой период: ранний и поздний. Течение послеродового периода.

5. Наблюдение и уход за родильницей. Гигиена и диететика.

6.Лактация. Пропаганда естественного вскармливания и здорового образа жизни.

Формирование

познавательного

интереса к данной теме.

70 минут

3.

Закрепление нового материала

Фронтальный опрос. (Приложение 2).

Определение уровня

усвоения изучаемого

материала, выявление

слабых мест. Формирование ОК и ПК.

10 минут

4.

Задание на дом

1. Конспект лекций.

2. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение» стр. 256-283

3.Составить схему "Фишбоун" (Проблема: Дефицит знаний беременной женщины при подготовке к родам) – Приложение 3.

Обеспечение добросовестного и

осознанного выполнения

домашнего задания.

Данное задание можно

использовать при формировании

Портфолио студента

5 минут

Приложение 1

ТЕМА: Физиология родов и послеродового периода. Наблюдение и уход за роженицей и родильницей

ПЛАН:

1. Предвестники родов. Родовые изгоняющие силы.

2. Периоды родов, их длительность и течение.

3. Наблюдение и уход за роженицей. Влияние состояния роженицы на течение и исход родов. Гуманизация родов. Партнерство в родах.

4. Послеродовой период: ранний и поздний. Течение послеродового периода.

5. Наблюдение и уход за родильницей. Гигиена и диететика.

6.Лактация. Пропаганда естественного вскармливания и здорового образа жизни.

Предвестники родов. Родовые изгоняющие силы.

Если беременная женщина будет внимательна к сигналам своего организма, а обследование специалистом качественным, мы не пропустим ряд признаков, характеризующих подготовку организма беременной женщины к родам. Период проявления данной группы признаков называется предвесниковым.

Какие субъективные изменения в организме беременной женщины могут означать скорое наступление родов?

1. За 2-3 недели до родов дно матки опускается и прекращается стеснение диафрагмы

(женщина отмечает облегчение дыхания).

2. Появляются признаки «зрелости» шейки матки: шейка матки укорачивается, смягчается, происходит раскрытие цервикального канала, в результате беременная женщина может отметить отхождение слизистой пробки (выделение из влагалища тягучего слизистого секрета).

3. Тянущие неритмичные боли внизу живота, в области крестца (появление предвесниковых схваток)

4. Незначительное понижение массы тела (учащение мочеиспускания)

5. Объективно - предлежащая часть плода прижимается ко входу в малый таз.

Что (какие родовые силы) обеспечивает эффективную родовую деятельность в родах?

Схватки – регулярные сокращения мускулатуры матки. В начале родовой деятельности чередуются через 10-20 минут по 10-15 секунд, к концу родов до 1 минуты.

Потуги – сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы.

Схватки и потуги – это процессы контролируемые или нет и почему?

Схватки возникают непроизвольно и не регулируются роженицей. Потугами роженица может управлять.

Какой гормон в родах отвечает за схватки?

Основным гормоном, отвечающим в родах за схватки, является гормон окситоцин, вырабатываемый гипоталамусом и накапливающийся в гипофизе.

Сокращения матки начинаются области дна и трубных углов → быстро захватывают всю мускулатуру тела матки до нижнего сегмента. В нижнем сегменте матки гладких мышечных волокон меньше, поэтому во время родов нижний сегмент растягивается и истончается.

Периоды родов, их длительность и течение.

Роды – это физический процесс, при котором происходит изгнание плода из полости матки через родовые пути.

Сколько периодов родов Вам известны?

- Период раскрытия

- Период изгнания

- Последовый период

Дадим характеристику каждому из перечисленных периодов.

ПЕРИОД РАСКРЫТИЯ

Длительность: у первородящих – от 12 до 16 часов; у повторнородящих – от 8 до 10 часов

Начинается возникновением регулярной родовой деятельности – родовых схваток и заканчивается полным раскрытием маточного зева до степени, достаточной для изгнания плода из полости матки.

У первородящих происходит сглаживание шейки матки (раскрытие внутреннего маточного зева), а затем раскрытие наружного зева, у повторнородящих эти процессы происходят одновременно.

Процесс раскрытия зева осуществляется за счет: дистракции – растягивания круговой мускулатуры шейки матки и внедрения (вклинивания) напряженного плодного пузыря в цервикальный канал.

Диаметр маточного зева при полном открытии достигает 10-12 см. Образуется пояс соприкосновения - место охвата головки стенками нижнего сегмента, который делит околоплодные воды на передние и задние.

Когда развиваются сильные схватки, начинает обозначаться граница между сокращающимся верхним сегментом и растягивающимся нижним сегментом – контракционное или пограничное кольцо

ПЕРИОД ИЗГНАНИЯ

Длительность: у первородящих – от 1 до 2 часов; у повторнородящих – от 20 минут до 1 часа

Начинается с момента полного раскрытия маточного зева и заканчивается рождением плода.

Вскоре после своевременного излития околоплодных вод схватки усиливаются, их сила и продолжительность нарастают, паузы между схватками укорачиваются.

Рефлекторно возникают потуги, под действием которых происходит изгнание плода:

Совокупность движений плода при прохождении через малый таз называется биомеханизм родов:

При угрозе разрыва промежности проводится эпизиотомия или перинеотомия.

Одновременно с рождением плода изливаются задние воды.

  • Врезывание головки – во время потуги

    Прорезывание головки – без потуг

ПОСЛЕДОВЫЙ ПЕРИОД

До 15 минут активно-выжидательная тактика.

Начинается с момента рождения плода и заканчивается рождением последа.

Послед включает плаценту, околоплодные оболочки и пуповину.

Изгнание последа осуществляется под влиянием последовых потуг.

Характер схваток в зависимости от периода родов отличается.

Какую функцию выполняют схватки в зависимости от периода родов?

- Раскрывающие схватки – раскрытие шейки матки

- Изгоняющие схватки – изгнание плода

- Последовые схватки – способствуют отделению плаценты от стенки матки и изгнанию её.

Наблюдение и уход за роженицей. Влияние состояния роженицы на течение и исход родов. Гуманизация родов. Партнерство в родах.

Наблюдение и уход за роженицей осуществляется на основании клинического протокола ведения родов.

В первый период родов проводят сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни;

- физикальное обследование (АД, пульс, определение сокращений матки; определение положения и предлежания плода, выслушивание сердцебиения плода);

- оценка схваток;

- врач осуществляет влагалищное исследование;

- производят термометрию — не реже, чем каждые 4 часа;

- определяют группу крови и резус- принадлежность роженицы

- КТГ

Во втором периоде родов проводят:

- выслушивание сердцебиения плода после каждой схватки-потуги;

- непрерывный клинический контроль общего состояния роженицы (сознание, цвет кожи и слизистых, пульс, АД), состояния нижнего маточного сегмента, характера родовой деятельности, выделений из половых путей.

- с момента врезывания головки – готовность к оказанию пособия, осуществляемого при рождении плода.

- оценку состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой и 5-ой минуте совместно с неонатологом.

В третьем периоде родов актуально проведение:

- контроля общего состояния роженицы (сознание, цвет кожи и слизистых, пульс, АД);

- со­стояния матки, характера сократительной деятельности, выделений из половых путей;

- выведение мочи катетером, выявление при­знаков отделения плаценты в течение 30 минут;

- оценка общей кровопотери, выделение последа, осмотр последа, осмотр родовых путей;

- оценка кровопотери в родах.

За весь период родов женщина теряет определенное количество крови. Кровопотеря может быть:

Физиологическая – 0,5 % от массы тела, но не более 400 мл.

Пограничная – 400 мл

Патологическая – более 400 мл

Послеродовой период: ранний и поздний. Течение послеродового периода.

*ранний – первые 2 часа после родов

*поздний – до 8 недель

Начинается с момента рождения последа и продолжается 6-8 недель.

Какие изменения, на Ваш взгляд, должны происходить в организме родильницы?

В этот период происходит обратное развитие (инволюция) половых органов женщины и изменения в других органах и системах, возникших в связи с беременностью и родами.

Исключение представляют молочные железы, их функция достигается максимального развития в послеродовом периоде.

Процесс заживления внутренней поверхности матки сопровождается образованием раневого секрета – лохий

  • В первые 3 суток – кровянистые

    3-4 сутки – серозно-сукровичные

    10 день – светлые

    3 недели – скудные со слизью из шеечного канала

    5 недель – прекращаются

Процесс формирования шейки матки происходит в течение 2-3 недель послеродового периода – вначале формируется и закрывается внутренний зев, это происходит к 10 дню, а к концу 3 недели после родов происходит закрытие наружного зева.

К концу послеродового периода исчезает пигментация на лице, по белой линии живота, на сосках и околососковых кружках.

Акромегалия – носа, ушей, стоп пройдет через 1-2 недели после родов.

Молочные железы после родов увеличиваются, выделяется молозиво, а на третьи сутки выделяется молоко.

Сколько по времени длятся роды?

Врачи Древней Греции говорили, что солнце не должно дважды всходить над головой роженицы.

Продолжительность родов у первородящей – 10-12 часов, у повторнородящей – 6-8 часов.

Роды могут быть:

Стремительные – в течение 2 часов

Быстрые – 4-6 часов

Затяжные – более 12 часов

Какой статус присвоен родильному дому и детским поликлиникам нашего города?

За последнее десятилетие стала активно внедряться международная программа «доброжелательного отношения к ребенку». По отношению к матери тоже существует такая программа. Она так и называется: «Десять шагов инициативы доброжелательного отношения к матери в родах для госпиталей, родильных центров и пр.

1. Предлагает всем роженицам:

- доступ выбранных женщиной помощников в родах, включая отцов, партнеров, детей, членов семьи и друзей;

- неограниченный доступ профессиональной опытной женщины или специалиста по уходу в родах, оказывающего непрерывную эмоциональную и физическую поддержку на всех этапах родового процесса;

- доступ к профессиональной акушерской помощи.

2. Публикует точную описательную и статистическую информацию о своих услугах в уходе за роженицей, включая меру вмешательства и его результат.

3. Предоставляет помощь в родах в зависимости от культурных, религиозных и этнических ценностей матери.

4. Предоставляет роженице полную свободу ходить, двигаться по ее усмотрению и занимать в процессе схваток и потуг позицию по ее выбору (кроме случаев медицинских осложнений).

5. Точно определяет стратегию и порядок:

- Сотрудничества и консультаций в течение перинатального периода с другими службами поддержки материнства, включая связь со специализированным учреждением родовспоможения в случае необходимости перемещения роженицы из одного места в другое.

- Осуществления связи матери с ребенком всеми возможными способами, включая предродовой период, послеродовое сопровождение после выписки и поддержку грудного вскармливания.

6. Не практикует регулярного применения процедур, не являющихся научно обоснованными, включая (но не ограничиваясь ими)

7. Практикует ограничение вмешательств, таких как:

- использование искусственного родовозбуждения и стимуляции родового процесса - в 10% случаев или меньше;

- использование эпизиотомии - в 20% случаев или меньше, желательно – 5% или меньше;

- проведение операции кесарева сечения - в 10% случаев и менее в обычных роддомах и в 15% и менее в специализированных (у женщин с высоким риском);

- рождение ребенка вагинальным способом после кесарева сечения - в 60% или более, желательно – 75%.

8. Обучает персонал нелекарственным методам облегчения боли и не пропагандирует использование анальгезирующих или анестезирующих лекарств, если это не требуется в случае осложнения.

9. Поощряет всех матерей и их семьи, включая семьи с больными или недоношенными детьми или детьми с врожденными проблемами, к контакту, тесному общению, грудному вскармливанию и уходу за своими новорожденными, в той степени, насколько позволяет их состояние.

10. Борется за достижение инициативы ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) - ЮНИСЕФ (Фонд ООН помощи детям) по созданию условий успешного грудного вскармливания: «Десять шагов доброжелательного отношения к ребенку».

Наблюдение и уход за родильницей. Гигиена и диететика.

Лактация. Пропаганда естественного вскармливания и здорового образа жизни.

После родов родовые пути женщины представляют собой обширную раневую поверхность. Источники инфекции могут быть эндогенными и экзогенными. Эндогенная инфекция – это гнойничковые заболевания, кариозные зубы, ангина, воспалительные процессы мочеполовых органов самой женщины. Экзогенная инфекция проникает через руки, инструменты, перевязочный материал (микрофлора зева и носа персонала), Борьба с послеродовыми инфекциями ведется профилактическими мерами. Основой профилактики является строгое соблюдение асептики и антисептики в медицинских учреждениях и правила личной гигиены.

Во время беременности большое значение имеет выполнение правил гигиены беременности, устранение очагов инфекции, содержание тела в чистоте, половое воздержание в последние 2 месяца беременности, изоляция беременной от инфекционного больного.

Во время беременности мед. работник посещает беременную на дому, обучает ее уходу за собой, оказывает необходимую помощь. Важна ранняя постановка беременной женщины на учет. После выписки из родильного дома женская консультация продолжает наблюдение за родильницей. Мед. работник посещает ее на дому, контролируют выполнение указаний врача, помогают в организации быта, ухода за ребенком, за правильным его кормлением.

Диета родильницы в первую неделю после родов заключается в потреблении легкоусваеваемой пищи не меньше 4 раз в день. Во время кормления грудью питание должно быть полноценным, как и при беременности, с большим содержанием витаминов, без ограничения соли и жидкости, но с запрещением алкогольных напитков, острых и пряных блюд,

Организм женщины еще в период беременности начинает готовиться к процессу кормления ребенка. Выработка молока начинается во втором триместре беременности.

Лактация – это образование молока в груди кормящей мамы, его накопление и выведение. У каждой женщины период лактации индивидуален.

Какие задачи стоят перед медицинским персоналом при работе с родильницей?

Задачей медицинского работника является:

- обучение беременной женщины гигиеническому уходу за молочными железами, подготовке молочных желез к кормлению грудью;

- обучение правильному прикладыванию и принципам грудного вскармливания;

- информирование о диете во время кормления грудью и пропаганда ЗОЖ;

- информирование о способах повышения лактации (при необходимости).

Домашнее задание:

1. Изучить конспект лекций.

2. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение» стр. 256-283

http://vocmp.oblzdrav.ru/vsemirnaya-nedelya-grudnogo-vskar-2.html

3.Составить схему “Фишбоун” (Проблема: Дефицит знаний беременной женщины при подготовке к родам) – Приложение 3.

Приложение 2

Фронтальный опрос.

1. Что называют предвестниками родов?

2. Роды – это?

3. Чем отличаются схватки от потуг?

4. Сколько выделяют периодов родов?

5. Когда начинается послеродовый период?

6. Дайте определение понятию "лактация".

7. Какие принципы гумманизации родов применяются в современных родильных стационарах?

Приложение 3

Схема “Фишбоун”

Пояснение: схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа под углом 45 градусов сверху) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Задание: анализируя весь пройденный материал по МДК 01.01. "Здоровый человек и его окружение", необходимо заполнить схему “Фишбоун”.

Проблема: дефицит знаний беременной женщины при подготовке к родам.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.