Методическая разработка мастер-класса «Развитие культуры речи в процессе профессиональной подготовки»
Лысакова М.В.
Преподаватель русского языка и литературы
КГБПОУ «Таймырский колледж»
«Развитие культуры речи обучающихся в процессе профессиональной подготовки
по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Специалист, обладающий необходимыми профессиональными знаниями в области строительства, экономики, техники, но имеющий скудный словарный запас и не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли, затрудняющийся грамотно написать и оформить служебную документацию, не отвечает требованиям работодателей. Недостаточная языковая подготовка становится фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов такого профиля, т.к. динамические изменения в современной жизни России порождают объективную потребность общества в образованных, креативных, предприимчивых людях. Для повышения речевой культуры обучающихся большое внимание уделяю работе над темами: «Текст как речевое произведение», «Типы речи», «Функциональные стили речи». Вашему вниманию предлагаю проведенный мною мастер-класс. Содержание мастер-класса представлено в презентации.
План проведения мастер-класса
Цель: повышение речевой культуры обучающихся.
Задача: создание текстов разных типов речи с использованием ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.
Содержание занятия
1.Сообщение теоретических сведений о тексте, его структуре, типах речи.
Текст (от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Основные признаки текста
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка. Предложения связываются цепной и параллельной связью.
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых - связности, завершённости и стилевом единстве.
2.Рассказ из опыта работы «Работа с текстом на примере текста-образца»
3.Сообщение обучающихся с использованием опорных конспектов по теме «Типы речи»
4.Выполнение практического задания с использованием словарей профессиональных терминов и фотографий недостроенных домов.
Словарь профессиональных терминов
Пилястра
Прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны. Является декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены. В некоторых случаях является конструктивным усилением стены.
Портик
Образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание.
Каркасные железобетонные конструкции
Железобетонные конструктивные системы, состоящие из: колонн; перекрытий; устоев, образующих единый несущй каркас сооружения.
Рельеф
1. Скульптурное изображение на плоскости. Может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф).
2. Конфигурация поверхности земельного участка (рельеф местности).
Фронтон
Ограниченное по бокам скатами крыши, а снизу карнизом завершение фасада здания, портика, колоннады, как правило, треугольной формы.
Колонна
Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение, предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени – горизонтальных) нагрузок.
Балюстрада
Ограждение крыш, лестниц, галерей, балконов в виде перил с невысокими фигурными стойками (балясинами).
1группа.
Задание: рассмотрите фотографию недостроенного дома и составьте текст типа речи «Повествование».
2 группа.
Задание: рассмотрите фотографию недостроенного дома и составьте текст типа речи «Рассуждение»
3 группа.
Задание: рассмотрите фотографии «Пашкова дома», используя текст-образец, словарь-минимум и составьте текст, используя опорную схему типа речи «Описание», а также схему анализа текста.
5.Чтение текстов представителями каждой группы. Рефлексия.
6.Заключительное слово
В ходе выполнения профессиональной деятельности возникают определенные производственные ситуации, которые приходится решать в устной и письменной форме, при этом мы используем типы речи и функциональные стили. Давайте оттолкнемся от составленных текстов и определим, какие могут возникнуть ситуации, связанные с вашей будущей профессиональной деятельностью.
производственные ситуации | использование типов речи и функциональных стилей |
Инструктаж по технике безопасности | Повествование; официально-деловой стиль |
Производственное совещание по работе на объекте | Описание видов работ; публицистический стиль. |
Отчеты, составление смет | Повествование; официально-деловой стиль |
Анализ выполненной работы | Рассуждение, использование разных стилей речи. |
Ирина Владимировна Казарцева