Методическая разработка мастер-класса «Развитие культуры речи в процессе профессиональной подготовки»

4
1
Материал опубликован 10 June 2020

Лысакова М.В.

Преподаватель русского языка и литературы

КГБПОУ «Таймырский колледж»



«Развитие культуры речи обучающихся в процессе профессиональной подготовки

по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»



Специалист, обладающий необходимыми профессиональными знаниями в области строительства, экономики, техники, но имеющий скудный словарный запас и не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли, затрудняющийся грамотно написать и оформить служебную документацию, не отвечает требованиям работодателей. Недостаточная языковая подготовка становится фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов такого профиля, т.к. динамические изменения в современной жизни России порождают объективную потребность общества в образованных, креативных, предприимчивых людях. Для повышения речевой культуры обучающихся большое внимание уделяю работе над темами: «Текст как речевое произведение», «Типы речи», «Функциональные стили речи». Вашему вниманию предлагаю проведенный мною мастер-класс. Содержание мастер-класса представлено в презентации.

План проведения мастер-класса

Цель: повышение речевой культуры обучающихся.

Задача: создание текстов разных типов речи с использованием ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.

Содержание занятия

1.Сообщение теоретических сведений о тексте, его структуре, типах речи.

Текст (от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Основные признаки текста

1)  завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

2)  связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает  логику  развития   мысли   (смысловая  связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка. Предложения связываются цепной и параллельной связью.

3)  стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

4)  цельностькоторая проявляется во вместе взятых - связности, завершённости и стилевом единстве.



t1591756067aa.gif



t1591756067ab.gif





t1591756067ac.gif



t1591756067ad.gif

2.Рассказ из опыта работы «Работа с текстом на примере текста-образца»



t1591756067ae.gif



t1591756067af.gif

t1591756067ag.gift1591756067ah.jpgt1591756067ai.jpg





3.Сообщение обучающихся с использованием опорных конспектов по теме «Типы речи»

4.Выполнение практического задания с использованием словарей профессиональных терминов и фотографий недостроенных домов.

Словарь профессиональных терминов

Пилястра

Прямоугольный плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и пропорции колонны. Является декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены. В некоторых случаях является конструктивным усилением стены.

Портик

Образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание.

Каркасные железобетонные конструкции

Железобетонные конструктивные системы, состоящие из: колонн; перекрытий; устоев, образующих единый несущй каркас сооружения.

Рельеф

1. Скульптурное изображение на плоскости. Может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф).

2. Конфигурация поверхности земельного участка (рельеф местности).

 Фронтон

Ограниченное по бокам скатами крыши, а снизу карнизом завершение фасада здания, портика, колоннады, как правило, треугольной формы.

Колонна

Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение, предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени – горизонтальных) нагрузок.

Балюстрада

Ограждение крыш, лестниц, галерей, балконов в виде перил с невысокими фигурными стойками (балясинами).

1группа.

Задание: рассмотрите фотографию недостроенного дома и составьте текст типа речи «Повествование».

t1591756067aj.jpg







2 группа.

Задание: рассмотрите фотографию недостроенного дома и составьте текст типа речи «Рассуждение»



t1591756067ak.png

3 группа.

Задание: рассмотрите фотографии «Пашкова дома», используя текст-образец, словарь-минимум и составьте текст, используя опорную схему типа речи «Описание», а также схему анализа текста.

t1591756067al.jpg



5.Чтение текстов представителями каждой группы. Рефлексия.

6.Заключительное слово

В ходе выполнения профессиональной деятельности возникают определенные производственные ситуации, которые приходится решать в устной и письменной форме, при этом мы используем типы речи и функциональные стили. Давайте оттолкнемся от составленных текстов и определим, какие могут возникнуть ситуации, связанные с вашей будущей профессиональной деятельностью.



производственные ситуации

использование типов речи и функциональных стилей

Инструктаж по технике безопасности

Повествование; официально-деловой стиль

Производственное совещание по работе на объекте

Описание видов работ; публицистический стиль.

Отчеты, составление смет

Повествование; официально-деловой стиль

Анализ выполненной работы

Рассуждение, использование разных стилей речи.
































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации