12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
инна20

НОД по краеведению для старшего дошкольного возраста

"Путешествие по родному городу"

Филиппова Инна Александровна, воспитатель

МКДОУ «Детский сад комбинированного

вида №17 «Радуга»

Шадринска

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Цель: прививать чувство любви к малой Родине, ее красоте, достопримечательностям, традициям; воспитывать уважение к знаменитым людям города.

Задачи:
- формировать элементарные представления о прошлом малой Родины;
- развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;
- воспитывать уважение, интерес к людям, которыми гордятся Шадринск.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога, участвует в беседе во время рассматривания слайдов, проявляет положительные эмоции при выполнении задании.

Материалы и оборудование: презентация к занятию: «Прошлое и настоящее».

Предварительная словарная работа: век, землепроходцы, острог, крестьянин, губерния, гимназия, ярмарка, мастерство, галерея, профессор.

Содержание НОД:

(Под таинственную музыку появляется Домовенок).

Домовенок. Здравствуйте ребята. Я пришел к вам, чтобы рассказать о прошлом и настоящем нашего родного города Шадринска.

Воспитатель. Ну, скорее расскажи нам, ребятам очень интересно.

Домовенок. Мне 353 года и я видел наш город с момента его основания

Воспитатель. Что же ты видел, от чего пришел такой восторг?

Показ слайдов. ( №1, №2)

Домовенок. Шадринск основан в XVII веке, когда русские землепроходцы приступили к освоению земель. Под прикрытием стен Шадринского острога шло заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.

Основателем слободы является Юрий Малечкин, прозванный также Юшкой Соловьём.

С давних времен деревни строились возле речки и леса. Как вы думаете, почему?

Задание № 1. Чем питает лес и река? Высказывания детей. (Рыба, раки, утки, зайцы, ягоды, грибы и т. д.) Обобщение ответов детей.

Правильно, лес и река кормят человека. В народе говорили: «Возле леса жить — голодному не быть». Лес не только питает, но и лечит человека.

Воспитатель. Домовенок, наши дети немного узнали о прошлом, расскажи нам, пожалуйста, какие улицы и здания ты видел в нашем городе и какие достопримечательности есть в нем сейчас.

Показ слайдов. (№3, №4)

Домовенок. Я видел и старый вокзал, женскую гимназию, Воскресенскую церковь, здание банка и многое другое. Ныне же они все улицы, здания и памятники выглядят так.

Воспитатель. А какими традициями славится Шадринск?

Домовенок. Раньше не было магазинов, мастера все свои изделия приносили на ярмарку. Там люди не только продавали свои изделия, но и обменивались опытом в мастерстве. На ярмарке было все.

Показ слайдов. (№5)

- Из дерева - деревянные игрушки и посуду, мебель.
- Из бересты — шкатулки, украшения.
- Из веток осины — корзины.
- Из глины — гончарные изделия.

В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки. Торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом.

А современный город славится красивыми зданиями и памятниками

Показ слайдов (№6, №7)

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Прошлое и настоящее»

Задание № 2. Я буду показывать предметные картинки из прошлого, а вы будете находить картинки из настоящего времени.

Русская изба — современный кирпичный дом
• Половики — ковры
• Старинный утюг — электрический утюг
• Веник — пылесос
• Лошадь — машина
• Лавка — диван.

Физкультминутка.

Дети выполняют соответствующие движения.
Мы по городу идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (ля-ля-ля)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем

Делай  шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова

Руки вверх и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко

Воспитатель. Домовенок, расскажи, пожалуйста, ребятам о людях, которым гордится Шадринск.

Показ слайдов.(№8, №9, №10, №11)

Домовенок. С Шадринском связаны имена следующих известных людей:

Краевед Александр Никифорович Зырянов (1830—1884), основатель Шадринской библиотеки, носящей теперь его имя.

Профессор исторической живописи Фёдор Андреевич Бронников (1827—1902), родился и детские годы провел в Шадринске, последние десятилетия жил в Риме, завещал все свои картины Шадринску (в настоящее время — в Третьяковской галерее (Москва), Саратове и Шадринске).

Полевод Терентий Семёнович Мальцев (1895—1994). При содействии Т. С. Мальцева в Шадринске были возведены Дворец культуры ШААЗ (1963) и здание железнодорожного вокзала (1974).

Классик отечественной библиографии Николай Васильевич Здобнов (1888—1942), основатель первой шадринской газеты «Исеть» (1913).

Задание №3 Вспомните пословицы о труде.

- Делу время, а потехе час.
- Судят не по словам, а делам.
- Сделал дело — гуляй смело.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Воспитатель. Ну что ж, попрощаемся с Домовенком. Много интересного он нам рассказал, а мне хочется узнать, какие вы внимательные были на сегодняшнем занятии.

Рефлексия:
- Скажите, куда нас пригласил Домовенок?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что больше всего вам понравилось?
- Хотите ли вы еще встретиться с Домовенком?

Список использованной литературы:.

Шадринская старина. Краеведческий альманах /Отв. редактор и составитель С. Б. Борисов — Шадринск, 1993—2013 (21 выпуск).

Шадринское краеведение: Краткий библиографический словарь — Шадринск, 1997.

Шадринский альманах (литературно-краеведческое издание). / Отв. ред. и составитель С. Б. Борисов — Шадринск, 1997—2000 (выпуски 1-4).

Иовлева В. Н. Шадринские улицы. — Шадринск, 1994

Иовлева В. Н. Шадринск и его обитатели. — Шадринск, 2007

Миненко Н. А., Фёдоров С. В. Город на Исети: страницы шадринской летописи.// Шадринск, 1997


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.