12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саламатова Альфия Гаптельфартовна1319
Россия, Кировская обл.
Методическая разработка «Нестандартное домашнее задание по математике», 5 класс

Автор: Саламатова Альфия Гаптельфартовна 

учитель математики КОГОБУ ШИ ОВЗ с. Цепочкино  Уржумского района Кировской области

 

 Пояснительная записка

Тема домашнего задания: «Задачи в сказке».

Предмет: математика

Класс: 5

Темаурока: «Деление. Решение уравнений». (Учебник. Виленкин Н.Я.

Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд.

«Мнемозина» М., 2014 г.)

Цель: создать условия для применения знаний в знакомых и новых учебных ситуациях.

Закрепить знания, умения и навыки учащихся:

составлять и решать уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий;

решать задачи разными способами;

сравнивать, анализировать и делать выводы при решении задач;

извлекать информацию из предложенного текста домашнего задания,

ориентироваться в задании;

выполнять самопроверку при выполнении домашнего задания.

Тип задания: индивидуальное задание.

Степень сложности: средняя.

Рекомендуемое количество времени на выполнение: 15 – 20 минут.

Инструкция к выполнению:Перед вами необычная сказка. Решите задачи (предложите разные способы решения задач). Вставьте в текст сказки найденные слова и числа. Прочитайте сказку. При желании допишите сказку. Способ проверки: взаимная проверка, ответ у доски (обсуждение разных способов решения задач), устный опрос класса с обсуждением (Направленность сказки: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.).

По итогам работы оценивается работа всех участников обсуждения домашнего задания «Задачи в сказке».

Домашнее задание

Перед вами необычная сказка. Решите задачи. Вставьте в текст сказки найденные слова и числа. Прочитайте сказку. При желании допишите сказку.

Сказка про ёжика 19201191.

 

 В одном лесу под старой сосной жил в своей норке ёжик по имени 1920119 (Задача 1). Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

Однажды гуляя по лесу, он увидел, как мальчик и девочка на опушке леса собирают землянику.

Вдруг из кустов выскочила Баба-яга, схватила детей и утащила в дремучий лес.

Решил ёжик помочь ребятам, отыскал избушку на курьих ножках, но не смог открыть дверь избушки. Пробегавшая мимо белка подсказала ёжику, что код от дверей знает дракон, живущий на дальнем болоте. А дорогу к дракону покажет она при условии, если ёжик принесёт ей __ грибов, а её сестре ___грибов. (Задача 2).

Набрал ёжик грибов, поделился с белками и побежал к болоту. Вдруг раздался страшный крик, и на тропинку перед ним выскочил большой чешуйчатый дракон болотного цвета. Бросил ёжик оставшиеся десять грибов дракону. Съел дракон грибы, выслушал ёжика, протянул ему кусочек бересты и сказал: «Разгадаешь зашифрованный код - спасёшь ребят».

Разгадал ёжик код, подбежал к двери и набрал число ____________. Двери избушки открылись. Проводил ёжик новых друзей до опушки леса. Они были очень рады и сказали ёжику: «Спасибо тебе, милый, добрый ёжик 1920119! Ты наш лучший друг!»

А дома детей давно ждали мама и папа.

Задачи

Задача 1.

Решите задачу. Разгадайте имя ёжика.

Ёжик заменил каждую букву своего имени её номером в русском алфавите и получил число 1920119. Как его зовут, если его имя состоит из четырёх букв?

Задача 2.

Решите задачу. Найдите количество грибов собранных ёжиком для каждой белки.

Ёжик собрал в лесу грибы. Чтобы узнать дорогу к дракону, ему пришлось отдать сестре белки половину собранных грибов, белке половину от оставшихся грибов. У самого ёжика осталось 10 грибов. Сколько грибов досталось каждой белке?

Задача 3. (задачи расположенные на кусочке бересты)

Решите задачи. Найдите код, чтобы открыть дверь избушки Бабы-яги. Ответ каждой задачи заносите в таблицу без мер измерений.

1) Избушка Бабы-яги, стоя на одной ноге, весит 570 кг. Сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?

2) Баба-яга делит волшебную ленту на три части. Она положила ленту на старую линейку (смотрите рисунок ниже). Найдите длину одной части волшебной ленты.

3) Баба-яга свой возраст зашифровала в числовом равенстве.

Найдите число закрытое прямоугольником. Узнайте, сколько лет Бабе-яге?

Решения и ответы задач

Задача 1 

Решение.

Так как имя состоит из четырёх букв и число букв в русском алфавите 33, то возможны следующие варианты решения: 1) 19, 20, 11, 9 – СТЙЗ; 2) 19, 20, 1,19 – СТАС.

Ответ: ёжика зовут Стас.

Задача 2 

Решение.

1 способ. Решим задачу с помощью уравнения.

Пусть х – число всех собранных грибов. Составим уравнение по условию

задачи (х : 2) : 2 = 10. Решим его. (х : 2) = 10 • 2, (х : 2) = 20, х = 20 • 2, х = 40 (грибов) - собрал ёжик. 40 : 2 = 20 (грибов) - ёжик отдал сестре белки.

20 : 2 = 10 (грибов) - ёжик отдал самой белке.

Ответ: 20 грибов, 10 грибов.

2 способ. Решим задачу «обратным ходом».

10 • 2 • 2 = 40 (грибов) - собрал ёжик. 40 : 2 = 20 (грибов) - ёжик отдал сестре белки. 20 : 2 = 10 (грибов) - ёжик отдал самой белке.

Ответ: 20 грибов, 10 грибов. 3 способ. Решим задачу с помощью рисунка.

Ответ: 20 грибов, 10 грибов.

Задача 3

Rод от дверей избушки Бабы-яги

1) Ответ: 570 кг весит избушка Бабы-яги.

2) Решение.

1 способ. Решим задачу с помощью уравнения.

Пусть х – длина одной части волшебной ленты, тогда 3х – длина всей волшебной ленты. Составим уравнение по условию задачи: 3х = 91 – 49. Решим его. 3х = 42, х = 42 : 3, х = 14 (см) - длина одной части волшебной ленты. Ответ: 14 см.

2 способ. Решим задачу с помощью арифметических действий. 91 – 49 = 42 (см) - длина всей волшебной ленты. 42 : 3 = 14 (см) - длина одной части волшебной ленты.

Ответ: 14 см.

3) Решение.

1 способ. Решим задачу с помощью уравнения.

Пусть у – число лет Бабе-яге. Составим уравнение по условию задачи х : 15 = 1743 : 21. Решим его. х : 15 = 83, х = 83×15, х = 1245 (лет) - столько лет Бабе-яге (число закрытое прямоугольником). Ответ: 1245 лет. 

2 способ. Решим задачу с помощью арифметических действий.

1) 1743 : 21 = 83 – ответ правой части равенства, 2) 83×15 = 1245 - столько лет Бабе-яге (число закрытое прямоугольником). Ответ: 1245 лет.

 

Сказка про ёжика Стаса.

В одном лесу под старой сосной жил в своей норке ёжик по имени Стас (Задача 1). Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

Однажды гуляя по лесу, он увидел, как мальчик и девочка на опушке леса собирают землянику.

Вдруг из кустов выскочила Баба-яга, схватила детей и утащила в дремучий лес.

Решил ёжик помочь ребятам, отыскал избушку на курьих ножках, но не смог открыть дверь избушки. Пробегавшая мимо белка подсказала ёжику, что код от дверей знает дракон, живущий на дальнем болоте. А дорогу к дракону покажет она при условии, если ёжик принесёт ей 10 грибов, а её сестре 20 грибов. (Задача 2).

Набрал ёжик грибов, поделился с белками и побежал к болоту. Вдруг раздался страшный крик, и на тропинку перед ним выскочил большой чешуйчатый дракон болотного цвета. Бросил ёжик оставшиеся десять грибов дракону. Съел дракон грибы, выслушал ёжика, протянул ему кусочек бересты и сказал: «Разгадаешь зашифрованный код - спасёшь ребят».

Разгадал ёжик код, подбежал к двери и набрал число 570 141 245. Двери избушки открылись. Проводил ёжик новых друзей до опушки леса. Они были очень рады и сказали ёжику: «Спасибо тебе, милый, добрый ёжик Стас! Ты наш лучший друг!»

А дома детей давно ждали мама и папа.

 

Использованные источники

1. Список использованных печатных источников:

 

1) Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. Изд. «Учитель». Волгоград, 2001.
2) СпивакА.В.Тысяча и одна задача по математике: кн. Для учащихся 5-7 кл. / А.В. Спивак.2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 2007 с.
 

 

2. Ссылка на страницу материала в Интернете:

Хухлаева О. В. Сказка про ежика Витю. http://ds_mogt_7.mogt.zabedu.ru/wpcontent/uploads/2017/01/ХухлаеваО.В.-Лабиринтдушитерапевтическиесказки-1.pdf

3. Ссылки на использованные изображения:

3.1. Изображение ежа https://yandex.ru/images/search?text=ёж%20в%20лесу%20рисунки&pos=50 &p=1&img_url=http%3A%2F%2Fitd2.mycdn.me%2Fimage%3Fid%3D88579 6075920%26t%3D20%26plc%3DWEB%26tkn%3D*BaG4Y5UpFK53nCjxv9 lq-jw77jE&rpt=simage

3.2. Изображение бересты https://yandex.ru/images/search?text=%20листок%20из%20бересты&pos=6 &img_url=https%3A%2F%2Fdl.wdl.org%2F7416_1_2.png&rpt=simage

3.3. Изображение ленты https://yandex.ru/images/search?text=цветная%20тесьма%20лежит%20по%20горизонтали&pos=40&p=1&img_url=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FHTB1QjEXgmMmBKNjSZTEq6ysKpXai%2FYACKALASI.jpg&rp t=simage

3.4. Изображение линейки https://yandex.ru/images/search?text=метровая%20линейка%20картинка&pos=324&p=10&img_url=https%3A%2F%2Fimages.kz.prom.st%2F56226598_ w640_h640_linejka20sm.jpg&rpt=simage&rlt_url=https%3A%2F%2Fmedia2.

24aul.ru%2Fimgs%2F56af1d84231ede0990c98189%2Flineykametallicheskaya-15-sm-gost-427-75-1

6847711.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fimages.kz.prom.st%2F56226598_w 640_h640_linejka-20-sm.jpg

 

Задачи составлены автором (Саламатова А.Г.)

Задача 1 составлена на основе задачи №66 (СпивакА.В.Тысяча и одна задача по математике.).

Задача 2 составлена на основе задачи №125 (СпивакА.В.Тысяча и одна задача по математике.).

Задача 3.1 составлена на основе задачи №4 (Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.).

Задача 3.2 составлена автором (Саламатова А.Г.)

Задача 3.3 составлена автором (Саламатова А.Г.)

Начало сказки «Сказка про ёжика Стаса» взято из сказки «Сказка про ёжика Витю (Хухлаева О. В.). Рисунки сделаны автором (Саламатова А.Г.).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Латышева Надежда Леонидовна, 02.09.19 в 20:47 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.