Методическая разработка «Образовательная головоломка по теме «Ключевые понятия и история экономической науки»
ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна»
КОЛЛЕДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА»
Методическая разработка
«Образовательная головоломка
по теме «Ключевые понятия и история экономической науки»
Автор: преподаватель
экономических дисциплин колледжа
Уличкина Ирина Станиславовна
Дубна, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. Краткое описание урока
2. Описание заданий
3. Критерии оценки
Список использованных источников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методической разработке представлено полное и последовательное описание методики проведения урока по теме «Ключевые понятия и история экономической науки» с использованием игровой технологии в виде учебных головоломок. В ней представлены оригинальные задания, разработанные автором, даны ответы на каждое задание и критерии их оценки.
Актуальность данной методической разработки продиктована в первую очередь такой проблемой современного образования, как снижение у учащихся мотивации и интереса к обучению, что требует от педагога совершенствования существующих подходов, технологий, форм и методов работы. Здесь на помощь учителю/преподавателю приходят игровые технологии.
Цель разработки – улучшение качества подготовки обучающихся по дисциплине «Основы экономики» путем повышения их заинтересованности.
Практическая значимость заключается в том, что методическая разработка может быть использована в процессе преподавания дисциплин «Основы экономики» и «Экономика» как преподавателями экономических дисциплин учреждений среднего профессионального образования, так и учителями экономики общеобразовательных учебных заведений.
Методическая разработка была апробирована в учебном процессе колледжа университета «Дубна». Результаты внедрения разработки дали положительный эффект.
1. Краткое описание урока
Цель урока – текущий контроль знаний по теме «Ключевые понятия и история экономической науки», а также закрепление и повторение материала, пройденного по теме.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- обучающая:
- повторение и закрепление теоретических аспектов изученной темы;
- развивающие:
- развитие у студентов творческого мышления и индивидуального стиля поведения в нестандартных ситуациях;
- развитие внимания, умения логически мыслить и анализировать ситуацию;
- поддержание у студентов интереса к изучаемой дисциплине;
- воспитывающая:
- воспитание чувства ответственности за результаты своей работы.
Методическое и техническое обеспечение урока:
- описание порядка организации и проведения урока;
- описание заданий;
- интерактивная доска;
- презентация Power Point (содержит задания и ответы).
Хронометраж урока представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Хронометраж урока
2. Описание заданийЗадания рассчитаны не только на знание материала по изученным темам, но и на сообразительность, умение логически мыслить, находчивость.
Первое задание построено по принципу игры «крестики-нолики». Игрокам необходимо найти выигрышный путь, для чего следует, как в известной игре «крестики-нолики» соединить прямой линией три клетки по признаку, указанному в условиях игры. Соединить клетки можно по горизонтали, по диагонали и по вертикали. В качестве правильного ответа должен получиться один из следующих вариантов:
Рисунок 1 – Возможные варианты правильных ответов в задании «крестики-нолики»
Только один путь является верным.
Сущность задания «пирамида» состоит в нахождении правильного пути от вершины пирамиды к ее основанию. При этом каждый следующий «камень» должен соприкасаться с предыдущим (рисунок 2). Начинаем с первого «камня», затем выбираем между вторым и третьим «камнем». Допустим, что нам подходит второй «камень», тогда далее выбираем между прилегающими к нему «камнями», четвертым и пятым. Если, например, нашему поиску соответствует пятый «камень», то дальнейший выбор необходимо сделать между восьмым и девятым «камнями».
Рисунок 2 – Принцип выполнения задания «пирамида»
В игре «матрица» на пересечении строки и соответствующего ей столбца стоит определенная буква. Верно выполнив задание, мы получаем зашифрованное слово по теме урока.
В задании «кроссворд-криптограмма», правильно вписав слова по горизонтали, в выделенной строке по вертикали мы получаем ключевое слово.
Задание № 1 «Крестики-нолики»
Задание: Необходимо найти верный путь, для чего следует по принципу игры «крестики-нолики» соединить прямой линией три клетки по горизонтали, по вертикали или по диагонали.
№1.1. Верный путь отметьте «крестиком».
Выигрышный путь – экономические ресурсы Ответ на задание № 1.1: правильный путь 4-5-6
Оценка: Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл
№1.2. Верный путь отметьте «ноликом».
Выигрышный путь – верные утверждения
Ответ на задание № 1.2: правильный путь 3-5-7
Оценка: Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл
Задание № 2 «Пирамида»
Задание: Необходимо найти такой путь от вершины пирамиды к ее основанию, чтобы каждый «камень» представлял собой доход, получаемый с экономических ресурсов. Каждый «камень» должен прилегать к предыдущему.
Ответ на задание № 2: 1 – 3 – 5 – 9
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла.
Задание № 3 «Матрица»
Задание: Определите, какой доход соответствует тому или иному фактору производства, выделив на пересечении строки и столбца указанную в ячейке букву. Из полученных букв составьте ключевое слово.
Ответ на задание № 3:
Получившееся слово «ТРУД».
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 4 балла.
Задание № 4 «Кроссворд-криптограмма»
1. Раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий и др.)
2. Первая научная школа политэкономии, представители которой считали главным богатством общества деньги
3. Чувство, ощущаемое человеком от нехватки чего-либо
4. Факторный доход с земли
5. Представители французской школы экономистов второй половины XVIII в., исходившие из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства
6. Фактор производства, к которому относятся все естественные ресурсы, предоставляемые природой (не только почва, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресная вода и т.д.)
7. Основоположник английской классической политической экономии
8. Совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов или услуг
9. Главный труд Карла Маркса, над которым он работал 40 лет
Ключевое слово: наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности
Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 9 баллов.
Ответы на задание № 4:
Ключевое слово: ЭКОНОМИКА
3. Критерии оценки
Оценка результата производится по критериям, указанным в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 – Возможное количество баллов на каждом этапе работы
Таблица 3 – Представление результата по пятибалльной шкале
Список использованных источников1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, действ. ред. - Режим доступа : СПС «Гарант»
2. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М») // ЭБС «ZNANIUM.COM» http://znanium.com/catalog/product/1003268 – Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
3. Соколова, С.В. Основы экономики [Текст] : учебное пособие / С.В. Соколова. - 8-e изд., стер. – М.: Академия, 2011
4. Шевелёва, С.А. Основы экономики и бизнеса: учеб. пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений [Электронный ресурс] / С.А. Шевелёва, В.Е. Стогов. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 431 с. // ЭБС «ZNANIUM.COM» http://znanium.com/catalog/product/1028743 – Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
5. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник [Электронный ресурс] / Ядгаров Я.С., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 480 с. // ЭБС «ZNANIUM.COM» http://znanium.com/catalog/product/551366 – Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
Дементьева Ирина Михайловна
Кадырова Ольга Игоревна
Язенина Ольга Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Сафонова Елена Валерьевна
Медведева Татьяна Александровна
Воробьева Оксана Павловна
Елена Вениаминовна Чурина
Уличкина Ирина Станиславовна