Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники и элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники и элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование предпосылок развития связной речи старших дошкольников через использование приемов «мнемотехники» и элементов ТРИЗ-технологии
Задачи: Формировать умение использовать навыки «моделирования» в решении игровых коммникативных задач. Продолжить знакомство детей с понятиеми «мнемоквадрат» и «мнемодорожка».
Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием «мнемодорожек».
Воспитывать навыки сотрудничества.
Материал: картинка «Волшебник», «мнемо-кубик», «мнемо-квадрат» с девятью экранами, картинный материал двух видов: цветной и черно-белый, индивидуальные заламинированные «девятиэкранки», фломастеры, влажные салфетки.
Ход ООД:
1 Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников.
Волшебники, что умеет делать? ( чудеса, волшебство, превращения)
2. Основная часть
Проблемная ситуация: У волшебника исчезли картинки. Все картинки смыла дождем осень. Подул сильный ветер и перемешал все картинки, а дождь смыл краски с картинок. А «Волшебник» запутался и не помнит, что на них было нарисовано. Помогите вернуть картинкам «Цвет» и найти им свои места.
Игровое упражнение: «Расколдуй слова»
Правила игры: ребенку предлагается к просмотру карточка со схематичным изображением отдельного предмета. Требуется угадать, на что похоже изображение и выбрать соответствующую черно-белую картинку.
По цепочке назыаем угаданные картинки.
В помощь «Волшебнику» приходит кубик, на грани кубика символ «Цвет» (краски)
Игра «Путаница-перепутаница»
Игровая задача: найти место картинки на дорожке и расставить на модели (девятиэкранке). Мы подсказки угадаем и по цвету их узнаем.
Подсказки: 1) Колючий, коричневый, свернулся клубком. Кто это? (еж)
2) Бывают длинные и короткие, кожаные и резиновые, красные или зеленые? (сапоги)
3) Деревянная или резиновая, с веслами или под парусом, плывет по реке или озеру, синяя или белая? (лодка)
4) Рогатый, носатый или хвостатый, летает, жужжит, укусит молчит, черный или с пятнышками, их много летом, а зимой все спят (жук)
5) Вязаная, теплая, зеленая или с рисунком, нужна в холодное время года (шапка)
6) Красивые, разноцветные цветы распускаются под дождем (зонт)
7) С шипами красный цветок, растет в саду и радует всех (роза)
8) В небе сияет по ночам ярко-желтым или белым цветом (звезда)
9) Бывает стеклянная или пластиковая, в нее ставят цветы и наливают воду, может быть розовой или желтой…(ваза)
Последовательно картинный материал распределяется по своим местам на таблице - «девятиэкранке»
Игра «Копилка слов»
Зарисуй картинку на индивидуальном экране при помощи знака-символа.
Назови слова на первой дорожке, используя знаки-символы (на второй, третьей).
Игра «Подружи картинки друг с другом»
Задание: придумай к картинке на дорожке слово- действие
Например: Ежи надели сапоги и сели в лодку.
Жук залез в шапку и спрятался под зонтик.
Роза похожа на звезду и ее поставили в вазу.
Также можно придумать задания и связать картинки по диагонали, по вертикали и горизонтали.
3. Заключительная часть
Все картинки отыскали, и цвета мы угадали.
Игра «Раз – два! Не зевай! Быстро цвет называй!» (Еж, какой по цвету?)